История

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

К театральным истокам

Задолго до появления профессионального театра в Иркутске давали семейные концерты, музицировали у фортепиано, устраивали народные действа к Рождеству, Масленице и Пасхе. Об иркутском театре в своих заметках 1796 года упоминает член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, учёный и путешественник Иоганн Сиверс. Речь шла о представлениях в доме председателя Второго департамента Верховного надворного суда Василия Троепольского, режиссировала которые супруга чиновника. Домашний театр именовали «благородным». Как пишет в своей книге «Иркутская антреприза» Виталий Сидорченко, чуть позже – в 1803 году – купеческим сыном Солдатовым был учреждён театр для всей публики.
 

Живой интерес иркутян к искусству Мельпомены разгорался с новой силой. После закрытия одного был организован следующий публичный театр. Ссыльные – военный комиссар Василий Горчаков и гвардейский офицер Алексей Шубин – организовали его в здании на улице Луговая (ныне – улица Марата). Здесь была сцена, оркестр, партер, ложи и даже машина для передвижения декорации. Театральная эпидемия накрыла купеческую столицу. Любительские труппы росли, как грибы. Свои театры открывали казачий урядник и губернский регистратор, генерал-губернатор и мещанин, учитель и даже начальник каторжной тюрьмы.

Постоянный театр в Иркутске основан в 1850 году

Летоисчисление профессионального постоянного театра в Иркутске принято вести от 1850 года, когда в русской политической и литературной газете «Северная пчела», издававшейся в Санкт-Петербурге в 1825-1864 годах, об этом была опубликована заметка. Основой театра была драматическая труппа антрепренёра Иосифа Маркевича. В 1851 году закончилось возведение первого здания. Деньги на постройку губернская администрация во главе с генерал-губернатором Николаем Муравьёвым-Амурским выделила из средств «винного откупа», частично расходы были покрыты за счёт пожертвований. Главным директором назначен старший чиновник особых поручений Аркадий Похвиснёв.

 

 

22 октября городской театр открыл свой первый сезон пьесой Николая Полевого «Русский человек добро помнит» и водевилями «Девушка-моряк» и «Жена за столом, муж под столом». В 1852 году в Иркутск приехал московский актёр Александр Астапов-Ярославцев. Его труппа, по свидетельствам всё той же «Северной пчелы», впервые в Сибири поставила комедию Александра Грибоедова «Горе от ума». «Дерзкая мысль увенчалась блестящим успехом». Такие слова современника о новом спектакле приводит в своей книге «Очерк из истории театральной культуры Сибири» Павел Маляревский.
 

Большое влияние на первые шаги настоящего театра в Иркутске оказал артист Малого театра Александр Рассказов. Он прибыл в город по приглашению директора в 1853 году, который предложил молодому актёру годовое жалованье в 600 рублей в противовес его заработку в 50 рублей на московской сцене. В Иркутске шли лучшие произведения русской драматургии, заметки о сибирском театре появлялись в столичной печати. Так, впервые в России именно в нашем театре была поставлена находившаяся под запретом комедия Александра Островского «Свои люди – сочтёмся!». Увидев свет иркутской рампы в 1857 году, пьеса была запрещена к показу и снята с репертуара.
 

В течение последующих 40 лет не одно деревянное здание театра было погублено буйными иркутскими пожарами, менялись труппы, антрепренёры и руководители. Существование театра осложнялось тем, что фактически он находился в руках крупных золотопромышленников. Театр превращался в «дорогостоящую прихоть» и «убыточную статью». К концу 80-х годов XIX века остро назрел вопрос о передаче театра в ведение города, однако, городской бюджет не поддержал развитие театрального дела в Иркутске. За театром велось пристальное наблюдение со стороны дирекции, которая назначалась генерал-губернатором. В её состав обязательно входил полицейский – «недрёманное око». Как и во всех русских провинциальных театрах того времени в Иркутске ощущалась острая нехватка зрителя, из-за чего театр был вынужден выпускать огромное количество пьес за один сезон. Так, в 1887-1888 годы было дано 80 премьер.
 

Веяние времени диктовало свои условия. Активно ставились пьесы современных драматургов-ремесленников, переводные мелодрамы и пышные феерии. Однако, отвечая на запросы зрителей галёрки и райка, в репертуар каждого сезона включались лучшие произведения русских и мировых классиков – Шекспира, Фонвизина, Гоголя, Бомарше, Шиллера, Островского, Лермонтова, Толстого и других. К слову, с драмой Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» в 1891 году иркутский театр на два года опередил Александринский театр в Петербурге, а первая пьеса Чехова «Иванов» на иркутской сцене была заявлена уже в 1889 году, спустя несколько месяцев после столичной премьеры. Иркутск считался крупным театральным городом, предъявляющим большие требования к артистам. В приглашении актёров антрепренёром Александром Фадеевым, опубликованном в «Современных известиях» 1884 года, сообщалось: «Иркутский театр – один из лучших провинциальных храмов Мельпомены, там строгая публика, требующая хорошего репертуара и исполнителей».

Первое каменное здание театра было выстроено в 1897 году

Новый этап в театральной жизни Иркутска связан с появлением в городе каменного здания театра. На средства частного капитала в 1897 году было завершено возведение нарядного, элегантного театра, спроектированного по последнему слову столичной европейской моды русским зодчим, главным архитектором дирекции Императорских театров Виктором Шрётером. Проект выбирал специально созданный театрально-строительный комитет, возглавил который сам генерал-губернатор Александр Горемыкин. Строительство театра, включая стоимость оборудования и мебели, обошлось в 308 649 рублей, из которых 200 759 рублей были пожертвованы купцами и предпринимателями. Здание театра высотой 24 метра 20 сантиметров поражало не только убранством четырехъярусного зала, но и совершеннейшей акустикой. По сей день дом драматического театра считается главным культурным символом Иркутска и настоящим украшением города. Торжественное открытие и освящение театра состоялось 30 августа. Спустя пару дней в новой обители дали и первый спектакль «Ревизор» Николая Гоголя труппой приглашённого антрепренёра Алексея Кравченко, служившего в то время в театре Корша. Затем его сменил Николай Вольский. Оба держали двойной состав актёров – оперных и драматических.
 

Театр вступил в XX столетие

Начало XX века театр проживал в унисон времени. Репертуар живо реагировал на смену настроений в обществе, вместо развлекательных пьес внимание всё больше уделялось серьёзной драматургии, отвечающей на запрос сегодняшнего дня. Наряду с ведущими театрами России в Иркутске популярность набирают произведения Горького, Чехова, Ибсена. В этот период формируется и гастрольная политика театра. В Иркутск приезжают известные всей России актёры братья Адельгейм (1906), артисты Московского Малого театра под управлением Яблочкиной (1903) и Русского драматического театра Корша (1916). Пять спектаклей в 1909 году дала в Иркутске Вера Комиссаржевская.

 

В сложное революционное для всей страны время будоражило и иркутский театр, который стал территорией общественного резонанса – во время представлений в зал летели прокламации, устраивались стихийные демонстрации и спонтанные протесты. Бывало, что во время спектаклей в театр врывались вооружённые ручными гранатами войска с требованием части средств со сборов. После подавления в Иркутске Белого движения и политического переворота в 1920 году театр был передан в руки государства, а при губернском отделе народного образования был создан подотдел искусств, который и стал руководить всей деятельностью театров. На них влияли и суровые условия стремительных перемен в годы установления советской власти, практически радикальное перерождение театральной публики и перенаправление заработанных театрами средств.
 

Залечивая тяжёлые раны после Гражданской войны, город постепенно восстанавливал свои силы. Как упоминает в своей книге «Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Страницы истории 1920 – 1960гг.» Виталий Сидорченко, спектакли могли идти с двух-трёх репетиций и выпускались еженедельно. За два месяца выходило 25-30 премьер. Советские и классические пьесы составляли лишь треть репертуара, остальные числились под рубрикой «прочее». О необходимости «оздоровления» репертуара говорили местные органы власти и печать, а также часть актёров городского театра.

Яркий взлёт Николая Охлопкова

Молодёжь грезила о самостоятельных постановках. В 1921 году в газете «Власть труда» было опубликовано объявление о появлении в Иркутске Молодого театра. Его артистов объединяла жажда свежих технических достижений и теоретических испытаний. Новый театр не гнался за количеством постановок. Труппой была выделена режиссёрская коллегия, в состав которой вошёл Павел Цетнерович и Николай Охлопков.
 

Николай Охлопков пришёл в театр в революционный 1917 год – сначала учеником мебельщика-декоратора. Вскоре фактурному парню – высокому, светловолосому и ясноглазому – первую в его карьере роль доверил антрепренёр Николай Дубов, который только что в 1918 году взял в аренду театр и привёз из Самары труппу превосходных актёров.


В 1921 году заряжённый энергией революционного пафоса Охлопков разработал сценарий массового действа «Борьба труда и капитала» к празднику 1 мая на Тихвинской площади, переименованной к тому моменту в площадь «III Интернационала». Эта была первая режиссёрская работа будущего народного артиста СССР, за которую он был награждён творческой командировкой в Москву. Там невероятным впечатлением для него стал спектакль «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского в постановке лидера современного театра Всеволода Мейерхольда. Это произведение Охлопков тут же воплотил в жизнь, и 1 мая 1922 года, несмотря на все препоны и сложности, на сцену Иркутского городского театра буквально ворвалась ошеломительная премьера пьесы Маяковского. Её успех убедительно говорил актёрам и режиссёрам, чего от них ждёт публика.
 


Этот спектакль, остро созвучный времени, стал определяющим в творческой судьбе и самого Охлопкова, который нашёл свою тему в искусстве, тесно связанную с традициями народных уличных и площадных представлений. Вспоминая о начале своей режиссёрской деятельности, он часто подчёркивал, что иркутский опыт забетонировал мысль всех его дальнейших творческих исканий. «Мистерия-Буфф» была по достоинству оценена партийными и советскими организациями города. Молодому творцу дали право поехать учиться в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в мастерской самого Мейерхольда.

Как менялся театр в третьем десятилетии XX века

Сезоном 1923/24 годов завершил свою деятельность последний иркутский антрепренёр, известный режиссёр и актёр Николай Дубов, уроженец иркутской земли, получивший актёрское образование в Петербурге, а профессиональную школу прошедший в лучших театрах России. На его долю выпала трудная миссия держать антрепризу в Иркутске в самое суровое и непредсказуемое время.
 
В последующие годы менялись аббревиатуры партийных структур, которые фактически осуществляли руководство театром, передавались бразды правления, трансформировались виды организации художественной и хозяйственной деятельности театра. В Иркутске гастролировали заезжие коллективы, по одному сезону работали приглашённые труппы, в городе рождались новые театральные объединения, нередко составлявшие конкуренцию городскому театру. С 1926 по 1929 годы работает труппа бывших артистов театра Корша, которая под управлением последнего владельца Морица Шлуглейта сначала переехала в Красноярск, а потом и в Иркутск. Её большим плюсом был состав прекрасных и талантливых артистов, прошедших серьёзную московскую школу, которые и образовали живой и крепкий ансамбль «Сибкорша».

В сезон 1929/30 годов в Иркутск прибыл Харьковский Краснозаводский театр, который показал за год 170 спектаклей. Его труппа была сильна талантливыми актёрами, многие из которых впоследствии продолжили работу в Иркутске, например, Мария Каплун и Марк Тальмо. 1930 год был ознаменован созданием Сибирского экспериментального театра (СЭТ), трудившегося под руководством режиссёра Николая Буторина, а позже – заслуженного деятеля искусств, лауреата Сталинской премии Николая Медведева.
 


Во время размахнувшегося в стране социалистического строительства театру была отдана роль идеологического рупора, вещавшего о новом отношении к труду и стремительному переустройству. Актуальными становятся пьесы советских драматургов Арбузова, Вишневского, Корнейчука, Погодина, Тренёва, Афиногенова. Творческий коллектив не ограничивался работой на основной площадке – активно выезжал с показами в клубы и дворцы культуры крупных районных центров и деревень, давал спектакли в воинских частях Красной Армии, устраивал выставки литературы и фотографии, оказывал помощь сельским драматическим кружкам, проводил встречи и обсуждения со зрителями. Театр перестал быть замкнутым цеховым объединением актёров, росла его творческая и политическая активность, усиливалась общественная значимость.

Ревущие сороковые

Огненным остриём война вонзилась в жизнь страны, зацепив всех и каждого общей бедой и желанием вернуть мир на русской земле. Иркутский драмтеатр готовился к закрытию сезона 1940/41 годов. За день до начала войны, 21 июня, с успехом был принят спектакль «Кто смеётся последним» по пьесе лауреата Сталинской премии Кондрата Крапивы в постановке петербуржского режиссёра Георгия Боганова. Война резко изменила весь ход жизни. Мужчины стали уходить на фронт, в том числе и директор Иркутского драматического театра Владимир Бессараб. Исполняющим обязанности директора с сентября 1941 года был назначен его заместитель Осип Волин, который уже не первый год работал в театре. Ему он посвятит почти всю свою жизнь. Осип Александрович был директором по призванию, утверждавшим, что «для сцены нет провинции». Эту должность он занимал вплоть до 1966 года, вписав своё имя в Советскую энциклопедию.

 

 

Война внесла свои коррективы, прежде всего, в репертуар театра. В первые же дни войны художественное руководство во главе с Николаем Медведевым приступило к репетициям военной драмы «Парень из нашего города» Константина Симонова. Спектакль был создан в кратчайшие сроки, выпущен уже 15 июля и сыгран 45 раз. В главной роли блистал молодой Борис Ситко, позже – народный артист РСФСР, актёр Иркутского драматического театра и Центрального театра Советской Армии, дважды лауреат Сталинской премии.
 

 

Оперативно откликаясь на происходящее, в первые месяцы войны театр создавал специальные концертные программы «Боевые теа-сборники», содержащие одноактные пьесы, художественное чтение и другие актёрские номера. Театральные бригады мобильно выезжали в воинские части, госпитали, производственные цеха и полевые станы, выступали на железнодорожном вокзале, провожая уходящие воинские эшелоны. Первый сборник был подготовлен в сентябре 1941 года. А уже в октябре поезд привёз эвакуированный Московский театр Сатиры, который гастролировал в Иркутске чуть больше трёх месяцев. В то время наши артисты вместе с декорациями и костюмами переехали в город Черемхово, центр крупного каменноугольного бассейна, работа которого в годы войны приобрела особое значение. Артисты работали по 10-12 часов ежедневно. Их график репетиций, показов и выездных мероприятий не вмещался, казалось, в сутки.
 

Вернувшись в Иркутск, в феврале 1942 года буквально после трёхдневной передышки, театр приступил к постановке новых спектаклей. «Разбойники» Шиллера и «Русские люди» Симонова (режиссёр – Николай Медведев), «Крушение» Слепяна и «Урок жизни» Головчинера (режиссёр – Георгий Боганов), «Давным-давно» Гладкова и «Грач – птица весенняя» Мстиславского (режиссёр – Рафаил Суслович), «Без вины виноватые» Островского (режиссёр – Дмитрий Хадков). Эти и другие спектакли имели глубокую связь с сегодняшним днём, вселяли надежду и предавали уверенности в том, что труд каждого вносит посильную лепту в общую победу. Всего за годы войны драмтеатр выпустил около 30 премьер. После премьеры спектакля «Фронт» по пьесе лауреата Сталинской премии Александра Корнейчука в октябре 1942 года приказом Всесоюзного комитета по делам искусств за особые творческие достижения иркутский драмтеатр был переведён в число театров I пояса.
 

 

Во фронтовую бригаду для выезда в части Красной Армии – непосредственно в зоны боевых действий – вошла актриса Иркутского драматического театра Галина Макарова. Совместно с другими театральными коллективами и филармонией в 1944 году иркутяне отправились сначала в Москву, где репетировали в Центральном театре Советской Армии, а затем и на Третий Украинский фронт. За три тяжёлых зимних месяца они дали больше 60 концертов.
 

Во время войны иркутяне познакомились с творчеством Киевского академического театра оперы и балеты имени Тараса Шевченко. Киевлянам пришлось работать на одной сцене с труппой иркутской драмы. За полтора года работы в Иркутске Киевский театр поставил двенадцать новых спектаклей, дал 800 шефских концертов, провел фестивали русской и украинской музыки. Весной 1943 года, уступив сцену украинским артистам, Иркутский драматический театр всем коллективом выехал в Читу для обслуживания частей и гарнизонов Забайкальского фронта. В 1944 и 1945 годах иркутяне гастролировали в Хабаровске, работая на Дальневосточный фронт и Краснознамённую Амурскую флотилию.
 

Театр не стоял на месте даже в такое непростое время. Понимая необходимость обновления актёрского состава и взращивания новых творческих сил, в военные годы иркутский драмтеатр открыл студию по подготовке будущих артистов под руководством режиссёра Дмитрия Хадкова. В числе выпускников школы – кинорежиссёр, народный артист СССР Леонид Гайдай, народный артист России, почётный гражданин Иркутска, актёр Иркутского драматического театра Виктор Егунов, актриса Черемховского драмтеатра и Иркутского ТЮЗа Тамара Иванченко, артист Московского театра имени Маяковского Константин Лылов и многие другие.


 

Великую Победу иркутская труппа встретила дома. В музее драматического театра по сей день хранится благодарственная телеграмма в адрес театрального коллектива от Председателя Совета Обороны, Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина: «Иркутск. Директору драматического театра товарищу Волину, художественному руководителю товарищу Медведеву, председателю месткома Тальмо. Прошу передать сотрудникам Иркутского драматического театра, внёсшим 250.000 рублей в Фонд Обороны СССР, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин. 5 мая 1943 года». В сентябре 1945 года пришла и новая радостная весть – за выдающиеся заслуги в области театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР звания заслуженных артистов были присвоены старейшим актёрам театра Екатерине Барановой, Константину Прокофьеву и режиссёру Георгию Боганову. Художественный руководитель и главный режиссёр театра Николай Медведев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Сталинская премия

В 50-е годы XX века на фоне всеобщего процесса восстановления страны в послевоенные годы театр уже не гнался за десятками, а то и сотнями новых постановок в год, а стремился формировать собственный репертуар, создавая «пул» своих авторов. Безусловным прорывом в этом вопросе стала драматургия Павла Маляревского, с которым к тому моменту театр уже имел опыт сотрудничества, поставив две его пьесы «Счастье» и «Костёр». Новой стала история Ленской забастовки шахтёров, произошедшей в 1912 году на территории Иркутской губернии, под названием «Канун грозы». Спектакль о мужестве людей, их стойкости и готовности защищать свои права поставил художественный руководитель и главный режиссёр театра народный артист Белорусской ССР Виктор Головчинер. Премьера состоялась 20 декабря 1949 года.



Критика высоко оценила постановку, отмечая, что театру удалось воплотить на сцене правдивые образы, показать реальную картину Ленской забастовки, раскрыть её социальные мотивы и цели. Партийными, государственными и общественными органами Иркутской области спектакль «Канун грозы» был выдвинут на соискание Сталинской премии. В марте 1952 года в печати было опубликовано Постановление Совета Министров СССР «О присуждении Сталинской премии за выдающиеся работы в области науки, изобретательства, литературы и искусства за 1951 год». В драматургии награду третьей степени размером 25 000 рублей получил автор пьесы Павел Маляревский, а в театрально-драматическом искусстве – Екатерина Баранова, Василий Лещёв, Розалия Юренева, Николай Харченко, Александр Терентьев, Римма Байкова.

 

 

Присуждение Сталинской премии иркутянам стало грандиозным событием не только для коллектива театра, но и для всех любителей театрального искусства города и области. Оно совпало со столетним юбилеем иркутской драмы. В эти дни, когда освещался творческий путь театра, становились ясными кардинальные изменения в деятельности театральных коллективов всей страны, находящихся далеко от столицы. Вместо случайных трупп, приезжающих на один сезон с готовым репертуаром, в городах возникли крепкие постоянные творческие организмы, росло поколение своих актёров, режиссёров, художников, рождались местные драматурги, укреплялись традиции сибирской театральной школы.

Первые гастроли в Москву

Ответственным экзаменом для театра стали первые в истории гастроли в Москву, которые состоялись в августе 1957 года. Город торжественно провожал труппу в столицу, где иркутянам было предоставлено здание Театра им. В.В. Маяковского. Скорее всего, это было не случайным совпадением, ведь его художественным руководителем был наш земляк, известный советский режиссёр, лауреат шести Сталинских премий, народный артист СССР Николай Охлопков. Он никогда не прерывал отношений с родными пенатами и всегда оказывал содействие своей альма-матер. Именно поэтому в 1967 году Постановлением Совета Министров РСФСР Иркутскому драматическому театру было присвоено имя Николая Павловича Охлопкова, которое он с гордостью носит уже больше 50 лет.

В сложных условиях приходилось работать театру в 60-х – часто менялось руководство и главные режиссёры. На фоне всеобщих перемен в стране, когда создавались новые предприятия, возводились молодые города, шли всероссийские с тройки, путь театра был сложен и противоречив. Новые задачи перед театром ставили гастрольные поездки на Дальний Восток – Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, и Кузбасс – Кемерово, Новокузнецк.

Встреча длиною в жизнь

Знаковая встреча длиною в жизнь случилась в ноябре 1969 года, когда режиссёр Владимир Симоновский приступил к репетициям пьесы «Старший сын» начинающего тогда, рождённого на сибирской земле таланта, Александра Вампилова. Доверие к каждому человеку, подлинно демократическое равенство всех персонажей, независимо от того, состоялись они или нет в обывательском представлении, входят ли в круг общих интересов внутренние конфликты, играющие важную роль в движении характеров. Всё это составляло истинную новизну не только новой драматургии Вампилова, но и общего направления, которое искал театр, – пути к человеку.
 


Иркутская драма открыла Вампилова миру, а Вампилов открыл театру новый художественный мир, такой удивительно цельный и гармоничный, достоверный и узнаваемый, многогранный и полномерный. Его пьесы, снискавшие со временем мировую известность, по сей день не сходят с афиш нашего театра. В разные годы и не раз здесь были поставлены и другие произведения автора – «Прощание в июне» (1970, 2016), «Прошлым летом в Чулимске» (1973, 2001), «Утиная охота» (1983, 1997), «Воронья роща» (1987) и снова «Старший сын» (2007).



Кроме Вампилова, в конце 60-х иркутский зритель впервые познакомился с драматургом Виктором Розовым. Спустя десять лет после того, как в московском «Современнике» прогремели его «Вечно живые», Иркутск в лице режиссёра Бориса Райкина обратился к пьесе «Традиционный сбор». Об этом пишет в своей книге «Театральные сезоны: статьи и очерки об Иркутском областном драматическом театре имени Н.П. Охлопкова» Идея Дубовцева. В то же время на охлопковской сцене случилось ещё одно открытие – произведение Михаила Булгакова «Бег».

70-е и 80-е годы

70-е и 80-e годы всколыхнули Иркутский драматический театр новой режиссурой в лице Григория Жезмера, Владимира Черткова, Владимира Симоновского, Соломона Казимировского. На охлопковскую сцену были выведены произведения современных авторов – «Деньги для Марии» Валентина Распутина и «Материнское поле» Чингиза Айтматова (режиссёр – Григорий Жезмер), «Записки княгини Волконской» Марка Сергеева и «Характеры» Василия Шукшина (режиссёр – Владимир Чертков). Реализацию местного литературного материала по достоинству оценила столичная критика после гастролей иркутской драмы под руководством главного режиссёра Жезмера на сцене знаменитого Малого театра в 1978 году.


 

Время всесоюзных комсомольских строек тех лет никого не оставляло в стороне. Они требовали привлечения не только гигантского количества рабочих, часто командировали туда и профессиональных режиссёров, актёров, хореографов и руководителей хоров. Иркутский драматический театр, конечно, не был исключением. Так, в Усть-Илимск – единственный в России город трёх ударных строек – охлопковцы выезжали со спектаклями несколько раз в год, не нарушая при этом основной работы театра.
 

Одним из самых масштабных проектов того времени было строительство Байкало-Амурской магистрали. На БАМ стекались все творческие силы страны. Охлопковцы не раз побывали в городе Усть-Куте, посёлках Звёздный и Магистральный, других точках. Как вспоминает артист театра Валерий Жуков, в Усть-Куте жили в общежитии «Водника», было очень холодно, выдавали по четыре одеяла. В столовой, которую по возможности отапливали буржуйками, играли спектакли «Комната» Эмиля Брагинского и «Буря в стакане» по мотивам пьесы Эжена Скриба.

Анатолий Стрельцов

С 1986 года у руля Иркутского драматического театра – Анатолий Стрельцов. Он пришёл в театр на должность заместителя директора по организации зрителя на несколько лет раньше и прекрасно владел ситуацией в иркутской драме, а будучи актёром по первому образованию понимал и более глубокую специфику театра. Прослужив театру уже без малого 40 лет, Анатолий Андреевич является одним из лучших театральных менеджеров России. Ему удалось удержать на плаву наш «охлопковский лайнер» в лихорадочные для всей страны 90-е годы, совершить фундаментальные изменения и открыть иркутский театр для мирового олимпа. Сегодня Анатолий Андреевич – бессменный капитан. Благодаря бесценному опыту и невероятному чутью он ведёт свой корабль строго по курсу, избегая штормовых зон и бермудских треугольников, преодолевая любые барьеры и препятствия.


Реконструкция здания театра

Под руководством Анатолия Стрельцова была осуществлена одна из сложнейших и, казалось бы, невозможных для 90-х годов задач. Указом Президента РФ в 1995 году здание театра отнесено к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. В 1996 году принято Постановление Губернатора Иркутской области «О реконструкции здания областного драматического театра им. Н.П. Охлопкова». А уже в 1997 году Губернатором Иркутской области Борисом Говориным было принято решение о финансировании самой крупной стройки конца XX века. Генеральным подрядчиком реконструкции и реставрации было определёно ЗАО «Иркутскпромстрой». Работы начались в 1998 году и велись под руководством главы Приангарья. В процессе возрождения театра было задействовано более 300 человек. Торжественная церемония передачи обновлённого здания театру состоялась 30 декабря 1999 года.
 

 

Принципиальные преобразования имели колоссальное значение не только в вопросе сохранения архитектурного шедевра XIX века, но и появлении новых возможностей для самого коллектива. В результате реконструкции были значительно расширены площади театра. На момент её завершения общая площадь пристроя составляла 4 792 кв.м. В марте 2000 года случилось долгожданное открытие полностью переоснащённой Основной сцены, а затем – новой Камерной сцены. Накануне театр посетил Президент России Владимир Путин, выразив благодарность всем организаторам и участникам восстановления иркутской драмы.

Государственная награда и звание «Академический»

1995 год был отмечен ещё одним важным событием. Народный артист России Виталий Венгер удостоился звания лауреата Государственной премии России за активную творческую деятельность и роль Подколесина в спектакле «Женитьба» Николая Гоголя в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина. А в 1999 году за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства, яркие художественные достижения приказом Министра культуры России театру было присвоено звание «Академический».
 

 

Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова


 

После открытия нового здания окончательно оформился фестиваль, посвящённый Александру Вампилову, решение о проведении которого было принято администрацией Иркутской области совместно с Министерством культуры России ещё в 1997 году к 60-летию драматурга. В 2001 году организация фестиваля была полностью передана Иркутскому драматическому театру, его генеральным директором назначен заслуженный работник культуры России Анатолий Стрельцов, а сам фестиваль получил имя Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова. Сегодня он имеет статус международного и каждые два года объединяет под сводами иркутской драмы самобытные и необычные спектакли лучших театральных коллективов мира.
 

Новое время Иркутского драматического театра

Символично, что на рубеже столетий в свой новый «золотой» век вступил и Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Здесь работали такие маститые режиссёры как Изяслав Борисов, Сергей Болдырев, Олег Пермяков, Аркадий Кац, Сергей Тищенко, Артур Офенгейм, Вячеслав Кокорин и Геннадий Шапошников. Ими создана целая вереница спектаклей, которые стали по-настоящему легендарными, заслужили любовь зрителей Приангарья, России и всего мира. Иркутским мастерам рукоплескали зрители в Японии, США, Польше, Болгарии, Монголии, Германии, Чехии, Бельгии, Южной Корее, Израиле, Франции, Украине, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Киргизии и, конечно, в разных городах России. Театр стал брендом Сибири, узнаваемым не только в России, но и за рубежом.

Областной фестиваль молодёжных и любительских театров «Алые паруса»

В XXI веке театр стремился к поиску новых форм общения со зрителем, мечтал о формировании молодёжного зрительского пространства, о привлечении в театр поколения NEXT. В 2005 году совместно с режиссёрами самодеятельных театров Приангарья был организован первый Областной фестиваль молодёжных любительских театров «Алые паруса», который сразу громко заявил о себе. Интерес к спектаклям непрофессиональных театральных коллективов, проходящих на Камерной сцене охлопковской драмы, был настолько велик, что позже решение о проведении фестиваля на постоянной основе было поддержано министерством культуры и архивов Иркутской области. Так зародилось уникальное для Сибири явление – Молодёжное театральное движение под патронатом Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова. За всю историю его существования в фестивале «Алые паруса» участие приняли более 150 молодёжных коллективов, было реализовано около 30 различных творческих проектов, адресованных молодёжи.
 

Литературные вечера «Этим летом в Иркутске»

В 2007 году благодаря усилиям сибирского издателя Геннадия Сапронова и руководства Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова получила жизнь идея приглашать в Иркутск творческую элиту России – писателей, историков, кинематографистов, литературоведов и прочих выдающихся деятелей культуры и искусства. Проект, вдохновителем которого стал сибирский писатель Вплентин Распутин, получил название – Литературные вечера «Этим летом в Иркутске». За время их проведения в Иркутске побывали Валентин Курбатов, Павел Фокин, Гузель Яхина, Алексей Варламов. Как сказал известный писатель Евгений Водолазкин: «Куда бы я ни приехал, всегда сравниваю это место с Иркутском. И ни Москва, ни Санкт-Петербург не выдерживают этого сравнения. Мне теперь говорят иногда: «Для тебя Иркутск как земля обетованная, как будто там живут другие люди». Да нет, говорю, такие же. Только слушают иначе. Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» один лучших литературных фестивалей, которые я знаю».
 

«Щукинцы»

В 2010 году при театре был набран экспериментальный курс Театрального института имени Бориса Щукина – мероприятие авантюрное и беспрецедентное. К обучению студентов были привлечены московские педагоги. Это позволило вырастить молодых и талантливых актёров «при театре и для театра». Идея Геннадия Шапошникова нашла поддержку не только у директора театра, но и у ректора Щукинского Евгения Князева. Новоявленные студенты получили дипломы в 2014 году. Как рассказывал главный режиссёр: «Такой принцип работы для нас в новинку. Если раньше мы выпускали актёров на сцену постепенно, по мере прохождения определённого момента обучения, то здесь включили студентам «зелёный свет» в самом начале. Сейчас эти артисты не вливаются в коллектив, а давно, уже с первого курса, приросли к нему».
 

Высокие награды

Эти годы стали временем настоящих прорывов. Громкая победа прозвучала в 2004 году – когда Виталий Венгер стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Следом в 2006 году Театру присуждена Премия Правительства РФ имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства страны.
 

Трижды разные коллективы Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова вошли в число лауреатов премии Губернатора Иркутской области творческим работникам за достижения в области культуры и искусства. В 2015 году победителями стали Алексей Власевский, Ольга Зайнагабдинова, Дарья Мартьянова, Юрий Маштаков и Маргарита Подкорытова, которые реализовали социокультурный проект «Валентин Распутин. Читаем вместе». В создании видеокниги участие приняли 345 человек из разных концов России. Они вместе прочли самую известную и пронзительную повесть выдающегося сибиряка «Прощание с Матёрой».
 

В 2017 году обладателями высшей награды регионального уровня в исполнительской деятельности были названы актёры Николай Дубаков, Наталия Королёва и художник-постановщик Александр Плинт за создание спектакля «Прощание с Матёрой». Повесть Валентина Распутина поставил Геннадий Шапошников. Спустя два года признание заслужили режиссёр Станислав Мальцев, артисты Степан Догадин, Сергей Дубянский и художник по костюмам Оксана Готовская за спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого.
 

Иркутский драматический театр сегодня

Главное богатство и достояние любого театра – это люди. Иркутскому драматическому служили выдающиеся мастера сцены – Николай Бодров, Владимир Серебряков, Борис Ситко, Константин Прокофьев, Екатерина Баранова, Галина Крамова, Аркадий Тишин, Абрам Руккер, Капитолина Мыльникова, Антонина Рыбакова, Константин Юренев, Екатерина Баранова, Николай Харченко, Василий Лещёв, Александр Терентьев, Виталий Венгер, Алексей Павлов, Виктор Егунов, Александр Крюков, Иван Климов, Геннадий Марченко, Александр Ильин, Александр Берман, Виктор Мерецкий, Людмила Темиряева, Александр Шаланов, Борис Райкин, Сергей Чичерин.
 

Сейчас в труппе работают две народные артистки России Наталия Королёва и Тамара Олейник, двенадцать заслуженных артистов России – Тамара Панасюк, Елена Мазуренко, Виталий Сидорченко, Геннадий Гущин, Владимир Орехов, Татьяна Двинская, Яков Воронов, Николай Дубаков, Степан Догадин, Евгений Солонинкин, Игорь Чирва, Александр Булдаков, а также корифеи нашей сцены – Эмма Алексеева, Валерий Жуков, Галина Байнякшина, Ольга Шмидгаль, Анатолий Лацвиев, Татьяна Кулакова, Нина Полякова. Кроме того, труппа сильна артистами старшего, среднего и молодого поколения.
 


 

Охлопковский театр – это дом, в котором каждый сотрудник чувствует себя частью большой и дружной семьи, нужным звеном в увлекательном и непрерывном творческом процессе созидания.
 

В театре сегодня трудится заслуженный деятель искусств России Александр Плинт, который также удостоен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Звание «Заслуженный работник культуры РФ» имеют директор Анатолий Стрельцов, заместитель директора Людмила Кардашова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Людмила Колесник, а звание «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР» – репетитор по речи Галина Турчанинова-Родина. Галина Николаевна награждена также нагрудным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». Такие же награды вручены артистам Валерию Жукову, Эмме Алексеевой, Татьяне Кулаковой и заместителю директора Ирине Змеенковой.
 

Сегодня старейший в Сибири – Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова – продолжает сохранять лидирующие позиции, работать в традициях русского психологического театра и принимать вызовы современности. В 171-й сезон иркутская драма вступила с прекрасной актёрской труппой, в составе которой 53 человек, с мощным коллективом общей численностью 250 человек, с богатым репертуаром, насчитывающим более 50 действующих спектаклей, которые идут на четырёх сценах, а также с новыми идеями, целями и стремлениями!

Наша миссия

Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова в своей творческой деятельности всегда опирался на лучшие классические образцы и качественную современную драматургию. Это флагман творческого движения и развития Иркутской области. Сибирский форпост лучших культурных традиций отечественной театральной школы. Мощный социокультурный, просветительский центр, привлекающий к участию в интересных проектных инициативах неравнодушных к искусству людей, тем самым формирующий культурное пространство города и области. Театр всегда открыт для молодёжи, находится в постоянном поиске общения с потенциальной и постоянной аудиторией, неизменно призывает человека к сопереживанию и глубоким жизненным размышлениям, объединяет поколения, нации, сердца.

 

 

Новости

Зазвенел как весенняя капель, заголосил как соловей, заблистал как солнечные лучи наш...
04 марта 2021
Иркутский драматический театр потерял верного человека, преданно служившего театру больше 20...
02 марта 2021

Артист Дмитрий Чикризов впервые вышел на сцену Иркутского драматического театра! Он был принят в...

24 февраля 2021
Сегодня, 23 февраля, мы – жительницы Венеры – поздравляем жителей Марса с этим...
22 февраля 2021

Пресса о театре

Потрясающий праздничный концерт-поздравление подарили артисты Иркутского драматического театра...

05 марта 2021

К международному женскому дню артисты Иркутского драмтеатра приготовили для прекрасной половины...

05 марта 2021

Иркутский областной драматический театр им. Н.П. Охлопкова открылся 16 февраля после частичного...

26 февраля 2021

Театральный проект

Наши партнёры и спонсоры