Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Толкин отдыхает — «Василиса» ожила!

Версия для печатиВерсия для печати
«Чем удивлять будем, чем забавить и околдовывать маленьких зрителей?» — думали волшебники-охлопковцы в наступившем театральном сезоне. Какую невидаль приготовить ребятишкам к Новому году? Их сегодня так трудно поразить: вокруг столько экзотических персонажей развелось. Рапунцель и Алиса, Гарри Поттер и хоббит Фродо, Бэтмен и Человек-паук подмигивают  с экранов и мониторов, облепили велосипеды и мячи, выпрыгивают из киндер-яиц. «А не достать ли нам из сундука старую добрую русскую сказку?» — подумали стратеги академического театра. Сказано — сделано.
 
Русский дух
 
Так явилась на подмостки «Василиса Прекрасная» — одна из самых ярких героинь в славной истории иркутской драмы, забытая на долгих семнадцать лет. Вернулась в чудных обновках, с новыми песнями и шутками, но неизменная в главном — в глубинной национальной правде и поэзии.
 
Такой воссоздали пьесу Екатерины Черняк режиссер-постановщик Геннадий Гущин, художник-постановщик Евгения Шабанова, балетмейстер Юлия Москвитина и молодые артисты труппы. И заиграла, засверкала давняя любимица детворы краше прежнего. На первом показе для зрителей было так шумно и весело, что Толкин и Дисней, вместе взятые, могут спокойно отдохнуть. И это правильно.
 
— Сказок очень много, хороших и разных, — рассуждает создатель театрального «ремейка» Геннадий Гущин. — Но «Василису» я выделяю особо. Есть в ней исконный национальный дух. Посмотрите, какие в пьесе удивительные тексты. «Невестушка», «Меланьюшка», «Я у батюшки хорошо жила, ела, спала, наряжалась», «Кукушечка, прокукуй по мне!». Тут живая обрядовая природа, музыкальность венчальных и причитальных песен. Здесь зашифровано что-то родное, кровное для русского человека, призванное разбудить в нем какие-то вечные истины, дремлющие в подсознании, в самих наших клетках. Таких реакций не вызывают у нас приключения Питера Пена или проделки Микки Мауса. Вот как объяснишь, почему, глядя на пальму, на южные азалии-магнолии, мы, русские, улыбаемся, а при виде березки плачем? В этом загадка родства. Есть такая загадка и в театральной сказке «Василиса Прекрасная».
 
«Русский дух», пронизывающий букву и суть «Василисы», постановщикам удалось воплотить с волнующей силой. Начинается спектакль с обрядовой запевки. Молодые актеры в красивых славянских облачениях поют старинную хороводную. Сразу возникает атмосфера заклинательной народной магии, атмосфера волшебства. В хороводе стоят деревянные Перуны и Велесы, над ними рдеет заря-заряница, русичи празднуют торжество жизни на согретой солнцем родной земле. На сцену сама собой является сказка: вырастает подворье с калиткой, выплывает белобокая русская печь-матушка. Сейчас начнутся приключения!
 
Евгения Шабанова, вдохновенный художник театра кукол, постаралась сделать для «Василисы» не статичную, а, можно даже сказать, одушевленную сценографию. Здесь нет ничего мертвого и застывшего, все движется, действует, оживает. Говорит и шевелится игрушечная зеленая лягушка, еще не объявившаяся чудесной красавицей; приплясывая и скрипя, поворачивается избушка на курьих ножках; раскачиваются и крадутся за героем деревья в заколдованном лесу. Артисты, спрятанные внутри причудливых «лохматых» костюмов, выполняют непростые пластические этюды.
 
Хореография в постановке — выше всех похвал, она сопровождает каждую мизансцену, а временами выходит на первый план и захватывает зрителей своим заразительным красноречием. Эпически смотрится бой Ивана со Змеем Горынычем, предстающим как троица исполинских голов с горящими глазами. Схватку с инфернальным злом мастерски оформляют музыкальные фрагменты из кантаты Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский».
 
Без назидания, без проповедей и нотаций сказка стремится поведать ребятишкам славянскую историю в борьбе с темными силами, с разного рода лжепророками.
 
Иркутская «Турандот»
 
Режиссер назвал «Василису Прекрасную» этакой иркутской «Турандот», подразумевая, что через актерскую школу «долгоиграющего» спектакля, как через шедевр Карло Гоцци в театре Вахтангова, прошли целые поколения исполнителей. Сам Геннадий Гущин пришел в охлопковскую труппу в 1997 году и был введен на роль Лешего. Сказка в режиссуре Владимира Черткова шла с 1974 года. Спектакль был обожаем публикой, за четверть века «проката» его сыграли более 600 раз. Многие артисты меняли роли, чередовались, воспитывали преемников. Яков Воронов был Змеем Горынычем, в образе которого он выходил к зрителю 600 показов! Лешего играли Борис Деркач, Геннадий Гущин, Евгений Солонинкин. Бабу Ягу — Юрий Ицков, Валерий Жуков, Александр Чернышев. Кота — Елена Мазуренко, Татьяна Двинская, Анатолий Лацвиев. Долго главными героями — Василисой и Иваном — были Тамара Панасюк и Виталий Сидорченко. Потом их заменили другие исполнители.
 
Играли в «Василисе» не только сами охлопковцы, но и вереница их детей. Первой «лягушкой» стала дочь заведующей костюмерным цехом Маргариты Подуздновой Ксюша, которая сегодня трудится в театре в должности костюмера. Лягушата быстро вырастали из требуемого «формата», на смену приходили новые. Были  лягушками дочери Тамары Панасюк и Натальи Марченко, сынишка Елены Мазуренко, да кто только из театральных наследников не оказывался в зеленой лягушачьей «коже»…  
 
Для разных поколений охлопковцев культовый спектакль «Василиса Прекрасная» — это и незабываемый творческий экзамен, и эстафета ремесла, и незабвенная семейная сага. Поэтому возвращение сказки — событие кровно драгоценное для всего большого коллектива.
 
Вызов новобранцев
 
Тем сильнее чувствуют свою ответственность исполнители нынешней «Василисы». Молодым и амбициозным, им, конечно, не хотелось ударить в грязь лицом. И все-таки не спортивный азарт вел ребят к победам, а искренняя влюбленность в материал, который, как оказалось, всегда свеж, и вечен, и неисчерпаем для творческих находок. Старинный, «берендеевский» колорит сказки прекрасно ужился с актуальными моментами шоу — какой же без них сегодня разговор со зрителем, особенно юным и гаджетозависимым?
 
Чтобы такие шоу-вариации появились и засверкали, не заглушая национального и гуманистического звучания постановки, мудрый режиссер сумел и поощрить актерскую свободу, и аккуратно ее дозировать. Так родились превосходные арт-номера, которыми изобильно украшено действие. Персонажи прекрасно поют, танцуют и паясничают. Лирически обаятельна Василиса Алены Бочкаревой. Много веселого смеха вызывают старшие снохи Старика (комичный Антон Залетин) — Меланьюшка Зои Соловьевой и Анфиса Анны Берловой. Симпатию и добрую улыбку мы дарим трем простодушным братьям: Ивану (Константин Агеев), Егору (Николай Стрельченко) и Василию (Роман Мосьпан). А уж с каким интересом и восторгом встречает зал «нехороших» участников происходящего!
 
Шаманский танец Лешего с бубном в исполнении до неузнаваемости загримированного Сергея Дубянского завораживает, моментально настраивая на «ужастик». Чудища лесные, в которых и люди-то угадываются только по крадущимся походкам (Анастасия Пушилина, Кристина Разумова, Алена Бочкарева), своим устрашающим кордебалетом усиливают эту тревожную тему. Вслед за ними из приплясывающей избушки Бабы Яги перед нами появляется Кот с озорными глазищами — Екатерина Константинова. Этот черный хулиган выделывает убойные кульбиты и, черт меня подери, декламирует рэп агрессивным контральто! По секрету рассказываю, что рэповый кусок текста сочиняли самостоятельно Кот с Иваном. Дети ликуют и взрываются овациями.
 
Но и это еще не предел. Прилетает Баба Яга — Иван Гущин во всеоружии своей гротесковой пластики. Сейчас он будет уморительно колдовать и исполнит несусветный «йогический»… нет, не танец, а, не побоюсь этого слова, балет! Всё! Публика сражена наповал. А ведь на сцену еще и не выползало Инфернальное Зло — трехпузое и трехглавое «тулово» Горыныча.
 
Вот так, крещендо виваче, играется эта сложная и живописная партитура. Нынешняя талантливая охлопковская молодежь достойна славы своих предшественников. Хотя не славы ради вернулась к нам «Василиса». А для театрального пиршества, которого в предновогодние дни и рождественские каникулы хватило на всех!
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Марина Рыбак
09.01.2018