Талант создавать характеры
Разработка сайта:ALS-studio
Людмила Слабунова о любви к нетривиальным образам и секрете творческого долголетия
Заслуженная артистка России Людмила Слабунова — ветеран иркутской сцены. 6о лет она отдала театру, из них 44 – Иркутскому драматическому. В свои восемьдесят пять актриса продолжает играть, ездить на гастроли и получать награды за созданные сценические образы. Пример тому – награда международного театрального форума «Золотой витязь», которую она получила за лучшую женскую роль второго плана – Миронихи в спектакле «Последний срок». Коллеги по сцене в шутку называют Слабунову «Энерджайзером» за энергичность и трудоспособность. А известный театральный критик Сергей Захарян — «актрисой поразительной детской органики и абсолютной веры в любые сценические обстоятельства».
Мы поговорили с Людмилой Слабуновой сразу после юбилея, который она отмечала на сцене родного драмтеатра.
— Людмила Тарасовна, каково это — праздновать такой серьезный юбилей на сцене?
Радостно, ведь я считаю труппу своей семьей, а иркутский театр – домом. За это меня, кстати, часто критикуют дочь и внучка. Ведь помимо ролей в театре у меня всегда была еще и общественная нагрузка, так что дома меня почти не видели. Но они мной гордятся и понимают, что это моя стезя, моя жизнь.
Именно театр до сих пор и держит меня на ногах и в добром здравии, ведь с юности искусство было для меня главным.Кстати, если бы я тогда не получила травму бедра, то была бы не драматической актрисой, а балериной. Однако судьба распорядилась иначе, с балетом пришлось расстаться.
— Как вы попали в театр?
Мне было лет восемь, я жила в Луганске. В то время он назывался Ворошиловград, туда мы с семьей приехали из деревни под Харьковом. Я постоянно танцевала. Наша соседка, балерина, обратила на меня внимание и отвела в оперный театр, который был в городе до войны. Меня приняли в хореографическую студию. Я уже готовилась выйти на сцену в детском спектакле, но попала под машину, катаясь на коньках, и больше не смогла заниматься танцами. Потом началась война, и Луганск заняли немцы. После оккупации я окончила школу и поступила в машиностроительный техникум, потому что там давали стипендию. Получила диплом техника-технолога по холодной обработке металла, но мечтать о театре не перестала.
Однако Луганский театр так и не вернулся из эвакуации. Но мне помог случай – у нас проездом из Киева останавливалась чиновник из министерства сельского хозяйства, которая, узнав о моей мечте, обещала помочь – пустить к себе пожить, пока я буду поступать.
— И вы все бросили и поехали в Киев?
Да, настолько сильно хотела быть актрисой. Помню, прямо с чемоданами заявилась в министерство. Чиновница порекомендовала мне обратиться на студию «Киевфильм», но там в этот год не было набора студентов, как и в Киевском театральном институте. Потом кто-то мне подсказал, что нужно ехать в Харьковский театральный институт, куда я и поступила. На первом курсе познакомилась со своим будущим мужем Александром Берманом, и в конце учебного года мы поженились.
— Говорят, что вы с мужем были очень разные, но прожили вместе до золотой свадьбы. Что вас объединяло все эти годы?
Объединяла любовь, и мы смогли через всю жизнь пронести это прекрасное чувство. А еще театр. Вот уже 10 лет, как нет моего мужа, а чувства к нему остались прежними, как будто мы встретились вчера.
— Знаю, что до Иркутска вы сменили множество театров. Почему?
Сначала нас отправили по распределению в Донецк (тогда Сталино), где мы проработали два сезона. Потом начали путешествовать. Мой муж восемь лет служил в армии – в Маньчжурии и на Сахалине. Он хотел компенсировать эти годы вынужденного пребывания на одном месте и посмотреть страну. И мы стали ездить.
— Как судьба привела вас в Иркутск?
Помню, мы уже около пяти лет работали во Владивостоке, как вдруг нашего режиссера Виталия Ильина пригласили в Иркутск. Оказалось, что помимо режиссера здесь были нужны молодые актеры: из театра в то время по какой-то причине уехали все герои и героини. А мой муж был очень красив. Тогда были популярны актеры Дружников и Кадочников, так вот он был на них чем-то похож. Нас пригласили в Иркутск и так хорошо встретили, что мы остались в этом театре на всю жизнь.
— Ваше амплуа — характерные роли. Вам никогда не хотелось играть героинь?
Нет, вначале Виталий Ильин старался давать мне роли героинь, но я не соглашалась – я с самой самодеятельности старух играю. Наверное, все дело в моей любви создавать характеры. Это комедийные персонажи, разные злючки, забавные дамочки – вот это моя стезя.
— Есть ли у вас любимые роли? И с кем из режиссеров нравилось работать?
Одной из моих первых ролей в Иркутске была старуха Бусыжиха в «Следах на земле» режиссера Александра Терентьева. Потом было много хороших спектаклей и режиссеров, и каждый давал мне по-своему раскрыться. В «Деньгах для Марии» Григория Жезмера играла жену зоотехника, но заболела актриса, и пришлось вводиться на роль Степаниды. За нее заслужила комплимент от самого Валентина Распутина. Довелось поработать в «Дяде Ване» Вячеслава Кокорина, где я играла няньку Марину. Одна из любимых ролей – Софья Ивановна в «Пока она умирала» в постановке Сергея Болдырева. Мы так долго его играли: спектакль шел девять сезонов. А сейчас моя главная роль – Мирониха в «Последнем сроке» режиссера Геннадия Шапошникова.
— У вас такое интересное амплуа. Были ли у вас в театре случаи - комичные под стать вашим характерам?
Казусных случаев в жизни у меня было немного, ведь я – человек серьезный, всегда была дисциплинированной, даже исполняла обязанности председателя профкома. Если и были какие-то забавные эпизоды, то они связаны с ролями.
Однажды играла нэпманшу в спектакле «Рельсы гудят» и так вошла в образ, так зажигательно спела частушки, что мной заинтересовались компетентные органы. Но потом недоразумение быстро разрешилось.
— В чем секрет вашего творческого долголетия?
Я очень люблю свое дело и всегда иду на работу с радостью. А еще всю жизнь занималась спортом. В театральном институте увлеклась фехтованием и даже заняла второе место на Всесоюзных соревнованиях в Ленинграде. Еще у меня разряд по художественной гимнастике. Поэтому я привыкла держать свое тело в тонусе и до сих пор по утрам делаю утреннюю зарядку. А еще поддерживать энергию мне помогает интерес к окружающему миру.
— Чем вас так притягивает Иркутск и драмтеатр?
Иркутск стал для меня родным, потому что здесь живут прекрасные люди. Для меня важнее всего, что в театре мы работаем в атмосфере уважения друг к другу. На мой взгляд, сейчас Иркутский драматический на подъеме. И главная роль в этом принадлежит директору театра Анатолию Стрельцову. Ведь непросто держать театр на должном художественном уровне, поддерживать в нем атмосферу творчества.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕПЛИКА
Народная артистка России Наталия Королева:
Слабунова и Берман - это особая история в жизни нашего театра. Казалось бы, две такие разные личности! Берман, всегда степенный, при бабочке, настоящий герой-любовник. А рядом рабочая лошадка Слабунова, которая сначала бежала на репетицию, после на рынок, потом на дачу, где всю жизнь осушала какое-то болото. Берман дачи не любил, но приезжал туда иногда, чтобы посидеть в кресле. Он был настоящим знатоком искусства. И вот эти люди вместе прошагали долгие годы и были настоящей парой.
На сцене работать с Людмилой Слабуновой, которая все делает для партнера, – одно удовольствие! Думаю, что наша пара в «Последнем сроке» имеет такой успех именно потому, что Людмила вносит в роль свою интересную долгую жизнь.
Главный режиссер драмтеатра Геннадий Шапошников:
Людмила Слабунова – удивительная актриса, за которой мне до сих пор не угнаться, в прямом и переносном смысле. Помню, иду как-то зимой утром на репетицию, вижу – она идет с большими сумками, видно, что-то тяжелое несет. Решил помочь, прибавил шагу, но смог нагнать ее только возле театра. Сумки поднять было невозможно! Не много артистов, чья аура настолько сильна, что накрывает окружающих. Поэтому очень приятно, что Людмила Слабунова в нашей команде.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Фото: Ольга Ковшикова, Рада Зяблова