Королёва Наталия Васильевна
Разработка сайта:ALS-studio
Когда думаешь о таких актрисах, как Наталия Васильевна Королёва, понимаешь, что звание «народная артистка» наполнено конкретным смыслом. Она стала неотъемлемой частью истории Охлопковского театра, той частью, которая создавалась на наших глазах.
Приехав в Иркутск в 1983 году, она уже была яркой и интересной актрисой, успевшей поработать после окончания свердловского театрального училища в свердловском ТЮЗе, в Новочеркасске, Архангельске…
Но именно здесь, в Иркутске, она окончательно сложилась как большой художник, мастер, как яркая звезда, вызывающая удивление, восторг, восхищение зрителей. Именно с этой сценой и этим городом она срослась неразрывно, кровно. Здесь была удостоена звания заслуженной, а потом и народной артистки. Её полюбили зрители Иркутска и теперь сцена Охлопковского театра немыслима без её имени. Спектакли с её участием зрители ждут и знают, если на афише имя Наталии Королёвой, спектакль просто обречён на успех.
Уже первые годы работы в Иркутске в галерею её персонажей вошли: деревенская простушка Фрося из «Печки на колесе» и последняя российская императрица Александра Фёдоровна из пьесы «И аз воздам», обольстительная Мариторнес из «Дон Кихота» и шустрая, живая, эмоциональная Елизавета из пьесы Степана Лобозёрова «По соседству мы живём», старуха Васёна из пьесы «Выходили бабки замуж», разбитная и весёлая Дашенька из «Золотой кареты» Леонова и страдающая светская дама Волынцева из пьесы Сумбатова «Цепи».
Упорным трудом оттачивалось и совершенствовалось мастерство. Она сыграла Василису из пьесы Горького «На дне», Еву в «Веселись, негритянка», Анну Тимирёву в «Звезде адмирала», Иокасту в пьесе «Эдип-царь», Фру Алвинг в ибсеновских «Привидениях», Аркадину в чеховской «Чайке».
Не удивительно, что всё чаще в этапных для театра спектаклях ей поручались роли центральные, в значительной мере определяющие смысл целого. В них проявлялось умение играть разный возраст и различные характеры, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнёрам, быть красавицей или становиться некрасивой в интересах спектакля.
Два крошечных эпизода играла Наталия Васильевна в спектакле по пьесе Н.Матхановой «Из Америки с любовью» - одна непримиримая сталинистка, до конца озабоченная поисками врага, и простая малограмотная старушка с байкальского берега, мудро и добро приемлющая жизнь, но насколько яркими были сыгранные актрисой эпизоды, как остро передавали не простое время, судьбы её героинь в этом времени, их мировоззрение, боль, переживания, поэтому сыгранные и большие и маленькие роли всегда становились событиями в творческой судьбе актрисы.
Яркой работой была роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе» - наивная, малообразованная, не искушённая житейски, но пронзительно искренняя, вызывавшая острую жалость женщина с не состоявшейся судьбой. Она словно стояла на перепутье и не знала, как же ей быть, на какую путь-дорогу свернуть, сделать шаг вперед, в неизвестность, и изменить сложившийся уклад или отступить, подождать ещё… И если вспомнить, что спектакль этот был поставлен в тяжёлые 90-ые, то напрашивается прямая параллель с Россией, с её тогдашним непростым временем, с выбором её пути. За эту роль Наталия Васильевна получила звание лауреата Областного фестиваля «Театральная весна – 94».
В спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в варианте театра («Не так, живем как хочется») Наталия Васильевна играла Домну Евсигневну . В этой работе покорял и восхищал блеск её комедийных приемов, фантазия, азарт. Она умела оправдать любую ситуацию, наполнить роль и содержательностью и юмором. Её героиня была смешна, ограниченна, завистлива, но с каким вкусом все это подавала актриса – остро, вызывающе, ярко!
Её героиня запоминалась и выделялась из большого ряда персонажей её личными находками, красками, акцентами. Понятно, что опытная актриса Наталия Королева на сцене умеет всё! Но то, как делала она свою Голду в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина вызывало у зрителей возгласы восхищения, восторга, благодарности и настоящего театрального потрясения.
Не было, наверное, в зале человека, не оценившего её игру. В ней всё было гармонично, душевно, все шло изнутри, от сердца. Она играла так правдиво, так откровенно радостно и больно, что сидя в зале хотелось хоть чем-то помочь её Голде, хоть часть её бед взять на себя. А её монолог к дочери Цейтл, наверное, был лучшей сценой спектакля. Больная, с недвижимыми ногами, Голда своей огромной любовью помогает дочери разрешиться от бремени девочкой. В тишине, когда актриса произносила свой монолог, зрители даже не решались всхлипывать, но по лицам поглощенных сценой людей, тихо катились слёзы. Сцена эта восходила к высотам трагедии, потому что эта женщина успевала стать родной всем присутствующим в зале и её смерть оплакивали все, как уход самого близкого человека.
Психологически тонко, с мастерством большой актрисы работала Наталия Васильевна в спектакле по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в роли Анны Хороших. Невозможно рассказать словами, какие здесь у актрисы были глаза! Не торопясь, эпизод за эпизодом она выстраивала не простую судьбу этой женщины и за её короткими отрывистыми репликами, мы чувствуем, сколько стоит за ними печали, выстраданной, не лёгкой женской любви, боли и горечи за сына, и вечной вины перед мужем. Все переходы настроений мы читали в её удивительных глазах.
Знание горькой правды жизни и вместе с тем, несмотря ни на что, веры в людей, в добро, в любовь, в возможность счастья свойственны другой её героине, чудачке Памеле Кронки из спектакля «Дорогая Памела» Дж.Патрика. Её Памела – абсолютная доброта и незащищенность, но которая и оказывается самой большой её силой. При всей своей детской наивности, она мудра высшей мудростью. В этой Памеле достаточно силы, чтобы умереть для спокойствия других. Благодаря тонкой и умной игре Наталии Васильевны спектакль становится настоящим гимном любви добру и милосердию, которые она отыскивает в людях.
Этим волшебным даром Наталия Васильевна сполна наделила и одну из лучших и любимых своих героинь – старуху Анну из спектакля «Последний срок» по пьесе В.Распутина. Эта работа стала большой творческой победой актрисы, а спектакль в целом заслуженно занял место одного из лучших и драгоценнейших спектаклей репертуара.
С подкупающей мягкостью, бережно раскрывала она образ своей героини. Актриса создала образ святой и одновременно земной женщины, испытавшей много горя на своём веку. Рассказы Анны о своей жизни в диалогах с соседкой Миронихой полны драматизма. Их актриса произносит просто и ясно, с присущим ей юмором и грустинкой. Это долгая жизнь не озлобившейся, всё понимающей и всё прощающей женщины. Глаза её излучали добро, а улыбка будто освещала весь её облик. Просветлённой приближала актриса свою Анну к неизбежному завершению земного пути.
Наталия Васильевна успешно сочетала актёрский труд с преподаванием. Ученики её первого выпуска в Иркутском театральном училище стали теперь её партнёрами по сцене, также и выпускники Театрального института им. Бориса Щукина, обучавшиеся при театре им. Н.П. Охлопкова в 2010 - 2014 гг. Все героини Наталии Королевой – женщины разных судеб, стран, возраста, вероисповедания, но все они имели один общий, крепкий и неистребимый корень, в основе которого милосердие и доброта, все они умеют любить. И чем больше были наделены героини этим сильным чувством, тем они были дороже актрисе.
Ушла из жизни 3 октября 2023 года на 76-м году жизни.
«Заслуженная артистка Российской Федерации»
Лауреат Областного фестиваля «Театральная весна – 94» за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба»
«Народная артистка Российской Федерации»
Почетная грамота Губернатора Иркутской области
Знак отличия «За заслуги перед Иркутской областью»
Лауреат VII Международного театрального фестиваля «Золотой витязь»: за исполнение роли Анны в спектакле «Последний срок» Наталии Васильевне был вручен диплом «За лучшую женскую роль»
IV Тамбовский региональный театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова за роль Анны в спектакле «Последний срок» главная награда фестиваля — премия «Актриса России»
«Почетный гражданин Иркутской области»
«Лучшая работа актера» за роль Анны в спектакле «Последний срок» IX Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи»
Специальный диплом в номинации «За служение театру России» VI Федеральный фестиваль «Театральный Олимп»
Знак общественного поощрения «80 лет Иркутской области»
Премия Губернатора Иркутской области творческим работникам за достижения в области культуры и искусства за создание спектакля «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина
Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Премия Губернатора Иркутской области работникам государственных и муниципальных учреждений культуры Иркутской области за личный трудовой вклад в обеспечение эффективной деятельности учреждений культуры в номинации «За творческий вклад»