Будь в курсе
событий театра

Талант создавать характеры

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Людмила Слабунова о любви к нетривиальным образам и секрете творческого долголетия
 

Заслуженная артистка России Людмила Слабунова — ветеран иркутской сцены. 6о лет она отдала театру, из них 44 – Иркут­скому драматическому. В свои восемьдесят пять актриса продолжает играть, ездить на га­строли и получать награды за созданные сценические образы. Пример тому – награда между­народного театрального фору­ма «Золотой витязь», которую она получила за лучшую жен­скую роль второго плана – Миронихи в спектакле «Последний срок». Коллеги по сцене в шут­ку называют Слабунову «Энер­джайзером» за энергичность и трудоспособность. А известный театральный критик Сергей Захарян — «актрисой поразительной детской органики и аб­солютной веры в любые сцени­ческие обстоятельства».
 

Мы поговорили с Людмилой Сла­буновой сразу после юбилея, который она отмечала на сцене родного драмтеатра.
 

— Людмила Тарасовна, како­во это — праздновать такой се­рьезный юбилей на сцене?
 

Радостно, ведь я считаю труппу своей семьей, а иркутский театр – до­мом. За это меня, кстати, часто кри­тикуют дочь и внучка. Ведь помимо ролей в театре у меня всегда была еще и общественная нагрузка, так что дома меня почти не видели. Но они мной гордятся и понимают, что это моя сте­зя, моя жизнь.
 

Именно театр до сих пор и держит меня на ногах и в добром здравии, ведь с юности искусство было для меня главным.Кстати, если бы я тогда не получила травму бедра, то была бы не драмати­ческой актрисой, а балериной. Однако судьба распорядилась иначе, с балетом пришлось расстаться.

 

— Как вы попали в театр?
 

Мне было лет восемь, я жила в Лу­ганске. В то время он назывался Воро­шиловград, туда мы с семьей приехали из деревни под Харьковом. Я постоян­но танцевала. Наша соседка, балерина, обратила на меня внимание и отвела в оперный театр, который был в городе до войны. Меня приняли в хореогра­фическую студию. Я уже готовилась выйти на сцену в детском спектакле, но попала под машину, катаясь на коньках, и больше не смогла занимать­ся танцами. Потом началась война, и Луганск заняли немцы. После оккупа­ции я окончила школу и поступила в машиностроительный техникум, по­тому что там давали стипендию. Полу­чила диплом техника-технолога по хо­лодной обработке металла, но мечтать о театре не перестала.
 

Однако Луганский театр так и не вернулся из эвакуации. Но мне по­мог случай – у нас проездом из Киева останавливалась чиновник из мини­стерства сельского хозяйства, которая, узнав о моей мечте, обещала помочь – пустить к себе пожить, пока я буду поступать.
 

— И вы все бросили и поехали в Киев?
 

Да, настолько сильно хотела быть актрисой. Помню, прямо с чемодана­ми заявилась в министерство. Чинов­ница порекомендовала мне обратиться на студию «Киевфильм», но там в этот год не было набора студентов, как и в Киевском театральном институте. По­том кто-то мне подсказал, что нужно ехать в Харьковский театральный ин­ститут, куда я и поступила. На первом курсе познакомилась со своим буду­щим мужем Александром Берманом, и в конце учебного года мы поженились.
 

— Говорят, что вы с мужем были очень разные, но прожили вместе до золотой свадьбы. Что вас объединяло все эти годы?
 

Объединяла любовь, и мы смог­ли через всю жизнь пронести это пре­красное чувство. А еще театр. Вот уже 10 лет, как нет моего мужа, а чувства к нему остались прежними, как будто мы встретились вчера.
 

— Знаю, что до Иркутска вы сменили множество театров. Почему?
 

Сначала нас отправили по распре­делению в Донецк (тогда Сталино), где мы проработали два сезона. Потом на­чали путешествовать. Мой муж восемь лет служил в армии – в Маньчжурии и на Сахалине. Он хотел компенсировать эти годы вынужденного пребывания на одном месте и посмотреть страну. И мы стали ездить.
 

— Как судьба привела вас в Ир­кутск?
 

Помню, мы уже около пяти лет работали во Владивостоке, как вдруг нашего режиссера Виталия Ильина пригласили в Иркутск. Оказалось, что помимо режиссера здесь были нужны молодые актеры: из театра в то время по какой-то причине уехали все герои и героини. А мой муж был очень кра­сив. Тогда были популярны актеры Дружников и Кадочников, так вот он был на них чем-то похож. Нас пригла­сили в Иркутск и так хорошо встрети­ли, что мы остались в этом театре на всю жизнь.
 

— Ваше амплуа — характерные роли. Вам никогда не хотелось играть героинь?
 

Нет, вначале Виталий Ильин ста­рался давать мне роли героинь, но я не соглашалась – я с самой самодея­тельности старух играю. Наверное, все дело в моей любви создавать характе­ры. Это комедийные персонажи, раз­ные злючки, забавные дамочки – вот это моя стезя.
 

— Есть ли у вас любимые роли? И с кем из режиссеров нравилось работать?
 

Одной из моих первых ролей в Иркутске была старуха Бусыжиха в «Следах на земле» режиссера Алек­сандра Терентьева. Потом было мно­го хороших спектаклей и режиссеров, и каждый давал мне по-своему рас­крыться. В «Деньгах для Марии» Гри­гория Жезмера играла жену зоотехни­ка, но заболела актриса, и пришлось вводиться на роль Степаниды. За нее заслужила комплимент от самого Ва­лентина Распутина. Довелось порабо­тать в «Дяде Ване» Вячеслава Кокори­на, где я играла няньку Марину. Одна из любимых ролей – Софья Ивановна в «Пока она умирала» в постановке Сергея Болдырева. Мы так долго его играли: спектакль шел девять сезонов. А сейчас моя главная роль – Мирониха в «Последнем сроке» режиссера Геннадия Шапошникова.
 

— У вас такое интересное ам­плуа. Были ли у вас в театре случаи - комичные под стать вашим характерам?
 

Казусных случаев в жизни у меня было немного, ведь я – человек се­рьезный, всегда была дисциплиниро­ванной, даже исполняла обязанности председателя профкома. Если и были какие-то забавные эпизоды, то они связаны с ролями.
 

Однажды играла нэпманшу в спектакле «Рельсы гудят» и так вошла в образ, так зажигательно спела частушки, что мной заинтересовались компетентные органы. Но потом недоразумение быстро разрешилось.
 

— В чем секрет вашего творче­ского долголетия?
 

Я очень люблю свое дело и всегда иду на работу с радостью. А еще всю жизнь занималась спортом. В театраль­ном институте увлеклась фехтованием и даже заняла второе место на Всесо­юзных соревнованиях в Ленинграде. Еще у меня разряд по художественной гимнастике. Поэтому я привыкла дер­жать свое тело в тонусе и до сих пор по утрам делаю утреннюю зарядку. А еще поддерживать энергию мне помогает интерес к окружающему миру.
 

— Чем вас так притягивает Иркутск и драмтеатр?
 

Иркутск стал для меня родным, потому что здесь живут прекрасные люди. Для меня важнее всего, что в театре мы работаем в атмосфере ува­жения друг к другу. На мой взгляд, сейчас Иркутский драматический на подъеме. И главная роль в этом при­надлежит директору театра Анатолию Стрельцову. Ведь непросто держать театр на должном художественном уровне, поддерживать в нем атмосфе­ру творчества.
 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕПЛИКА

 

Народная артистка России Наталия Королева:
 

Слабунова и Берман - это особая история в жизни нашего театра. Каза­лось бы, две такие разные личности! Берман, всегда степенный, при бабоч­ке, настоящий герой-любовник. А рядом рабочая лошадка Слабунова, ко­торая сначала бежала на репетицию, после на рынок, потом на дачу, где всю жизнь осушала какое-то болото. Бер­ман дачи не любил, но приезжал туда иногда, чтобы посидеть в кресле. Он был настоящим знатоком искусства. И вот эти люди вместе прошагали долгие годы и были настоящей парой.
 

На сцене работать с Людмилой Сла­буновой, которая все делает для пар­тнера, – одно удовольствие! Думаю, что наша пара в «Последнем сроке» имеет такой успех именно потому, что Людмила вносит в роль свою интерес­ную долгую жизнь.


Главный режиссер драмтеатра Геннадий Шапошников:
 

Людмила Слабунова – удивитель­ная актриса, за которой мне до сих пор не угнаться, в прямом и перенос­ном смысле. Помню, иду как-то зимой утром на репетицию, вижу – она идет с большими сумками, видно, что-то тя­желое несет. Решил помочь, прибавил шагу, но смог нагнать ее только возле театра. Сумки поднять было невоз­можно! Не много артистов, чья аура настолько сильна, что накрывает окру­жающих. Поэтому очень приятно, что Людмила Слабунова в нашей команде.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________


Фото: Ольга Ковшикова, Рада Зяблова

Автор: 
Милена Фролова
17.07.2014