Будь в курсе
событий театра

О насущном – о семейном (Байкальские вести)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Две охлопковские премьеры на старте года.
 

Любопытно, что уже первые две премьеры наступившего Года семьи в Иркутском академическом – «Лошадка» на Другой сцене и «Один билет до Марса» на Камерной – посвящены осмыслению семейных проблем. Причем, это никак не связано с конъюнктурой, обе постановки обязаны своим рождением осенней Творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST», победителями которой стали два молодых режиссера из Москвы – Александр Баркар и Анна Морозова. Еще один ненарочный момент: обе пьесы одновременно начали свою сценическую биографию, именно на охлопковских подмостках они поставлены впервые. Так что премьеры свежих драматургических и режиссерских высказываний оказались всероссийскими.
 

Любить не сложно. Страшно не любить

Юлия Тупикина, уже признанный театральный автор и киносценарист, избалованный конкурсными триумфами и вниманием известных постановщиков, монопьесу «Лошадка» написала в соавторстве с актрисой Ольгой Богословской, чьи личные жизненные впечатления легли в основу сюжета. Главная героиня рассказывает нам драматичную историю своей бабушки, затем матери, свою не сложившуюся жизнь и, наконец, дает неутешительный прогноз судьбы единственной дочери. Перед нами история эстафеты одиночества, нелюбви, разбитого сердца. Многие узнают в ней приметы собственных «фамильных ужастиков», переживают болезненные реакции на собственные душевные травмы. Постановка с обманчиво инфантильным названием требует от публики недетского эмоционального напряжения, рефлексии, погружения в себя. Как сказал один из первых зрителей: «Ничего себе Лошадка! Затоптала, можно сказать, как поездом переехала!»
 

Спектакль похож на лабиринт, в котором каждый пешеход может пойти своим индивидуальным маршрутом, продиктованным интуицией, личным багажом переживаний, кто чем богат. Мне казалось, что над игровой площадкой, под сумрачным, тяжким подвальным потолком Другой сцены, незримо витает скорбный афоризм австрийской мыслительницы Марии фон Эбнер–Эшенбах: «Любвь – мучение, безлюбье – смерть».
 

В постановке много красноречивых метафор. Рядом с актерами, проникновенно и точно ведущими свои символические партии, многое говорят и неодушевленные участники событий: манекены, элементы театральных костюмов в пошивочном цехе, где работает главная героиня. Участвует в саге и неожиданный реквизит, ведут невербальный спор две игрушечные фигурки в руках рассказчицы – Лошадка и Зайчик. Своенравная Лошадка всегда готова удрать из-под узды на волю, в пампасы, к желаниям сердца, даже откровенно эгоистическим. Зайчик, «белый и пушистый», смиренно принимающий свою несладкую участь, уступает слабости характера, недостатку воли, страху что-то менять, отстаивать и бороться.
 

Язык цветов

Интересно решена эстафетная цепочка обездоленных пар влюбленных. Первая пара – юная бабушка главной героини и ее несбыточный суженый-однополчанин (актеры Анастасия Ермолина и Константин Агеев) – облачены в белые одежды. В том, что они обречены на разлуку, нет их вины, виновата душегубка-война. Чувства, которые проживают Иван и Люся, безгрешны, почти идеальны, одухотворены. Это чистый свет, ведическая саттва, на санскрите эта характеристика очень близка святости.
 

Неодолимое взаимное влечение следующего дуэта – Баскетболиста и Оли (артисты Семен Венцкус и Екатерина Финк) – окрашено красным пламенем. Их испепеляет почти маниакальная страсть, отравляет горечь отступничества, которое женщина не решается простить и преодолеть. Это пылающий раджас – смятение, терзания, борьба.
 

Наконец, последние двое в параде несчастливцев – Альтер Эго рассказчицы и Лёша. Их играют в очередь Анна Дружинина и Иван Алексеев, Дарья Горбунова и Алексей Орлов (II). На сцене – люди в черном, во мраке, в трауре. Здесь мы видим «темную ночь души», ведический тамас, что на санскрите буквально «тьма». Рана от вероломного предательства жениха становится для оставленной невесты практически «несовместимой с жизнью», в ее истинном, наполненном смысле. Дочь героини, оставшаяся «за кадром», выросшая рядом с опустошенной матерью, заранее отрекается от поисков семейного союза, от возможности иметь детей. Пунктирная, ломаная, замирающая линия любви рискует совсем оборваться.
 

Провокация в финале

И все же хочется верить, что ее новый росток пробьется сквозь лед непонимания и стужу лишений. Марианна, простая искренняя женщина, поведавшая нам свою печальную исповедь, не устала верить, что в жизни можно примирить и соединить накрепко Лошадку и Зайчика, что сокровенная потребность в родстве с желанным другом сможет одолеть боязливость и ограниченность одинокого «я». Роль Марианны, богатую нюансировками, выписанную большой эмоциональной амплитудой, исполняет актриса Виктория Инадворская. Мы видим ее очень разной на протяжении спектакля, мы моментально проникаемся к ней симпатией и сочувствием, мы не можем не откликнуться на доверчиво обнаженные чувства, такие узнаваемые и волнующие. В финале она приглашает кого-нибудь, самого смелого и открытого из нас… Впрочем, не стоит предвосхищать… Не стоит рассекречивать неожиданную прощальную провокацию постановки. Пока готовых к вызову зрителей не нашлось. Но в каждого, я думаю, этот «контрольный выстрел» попал безошибочно.
 

Постановщик Александр Баркар, погрузивший нас в эту мучительную историю, хотел и сумел, как мне кажется, донести простую, как все великое, мысль. Эту мысль он безыскусно выразил в одном из своих иркутских интервью: любить не сложно. Любить – легко, естественно, насущно необходимо. Ведь любовь – сама природа, дыхание, солнце нашей души.
 

Эффект калейдоскопа

Примечательно, что обе премьерные постановки построены по принципу ревю, где отдельные самостоятельные фрагменты образуют мозаичное полотно, связанное единым сквозным лейтмотивом. Это комплиментарно для нового зрителя – носителя клиповой культуры. И это привносит в действие динамизм, вызывает активное восприятие, мгновенные острые реакции, это растормашивает и будоражит, цепляет «по уши» эмоционировать, быть максимально живым. Именно ради этого Баркар превратил монолог драматургического текста в серию выразительных мизансцен. А уж для Анны Морозовой это стало совершенно органичным в работе над подростковым драматическим комиксом «Один билет до Марса».
 

Получился замечательный калейдоскоп драматических сцен, комичных и фантастических, лирических и трогательных, вкусно приправленных музыкальными и танцевальными номерами. На Камерной сцене – маленькое неопасное извержение смеха, озорства, подросткового максимализма и куража, которого не лишены и взрослые персонажи. Так разговор о важных и глубоких вещах, о вхождении во взрослую жизнь, о сложной науке услышать и понять другого, а следом и поступиться ради него своими ожиданиями и претензиями освобождается от дидактизма и назидательности.
 

Жиза. Интерстеллар. Дзен

Главному герою Лешику тринадцать. Пубертатная лихорадка. Тотальная ломка: голоса, психики, понятий. Ломка в семье. Нет отца. Он затерялся в космосе (не важно, факт или легенда). Мать объявила нового избранника. Как быть – или не быть? В этой реальности – не быть. Создать другую – отправиться на поиски отца в межгалактические дали. Внутреннюю эмиграцию пацана в самодельный Интерстеллар артист Дмитрий Чикризов играет серьезно, пылко, волнующе. Углубить и наполнить роль объемом изрядно помогло вмешательство постановщика в несколько сумбурный текст пьесы Александра Тюжина. Анна Морозова переписала, с одобрения автора, фрагменты снов – астральных путешествий Лешика, связав их в стройную драматургическую линию, в которой и происходят прозрения героя и его внутренний рост.
 

Бытийный план сюжета прерывается этими снами, бурлеском «клиповых» включений, где лихо преображаются все персонажи: бедовая Бабушка – артистка Алена Бочкарева, вселенски очаровательная Мама – Екатерина Константинова, мировой мужик – мамин друг – Алексей Орлов (I). Совсем не сторонним и не отстраненным наблюдателем семейной драмы выступает удивительно симпатичный образ Искусственного интеллекта, дружелюбного гаджета, цифрового ангела, очень удачно созданный Ольгой Гарагулей. Мифический отец-астронавт – Артем Фальковский – возникает перед мысленным взором сына лишь на мгновение, незабываемое и щемящее, гарантирующее даже самому «замороженному» зрителю щекотку в носу.
 

Удивительно, что эклектика формы не пошатнула, а, напротив, обеспечила невероятную гармонию и цельность постановки. Мы легко и с удовольствием включаемся в ее полифоническую стихию, где так вольно и свежо перемешаны сочные краски, полярные чувства, разные измерения, грезы и реальность, серьезность и наив. Тут по принципу Дзен противоположности не конфликтуют, они танцуют друг с другом.
 

Космос подождет. Важно приземлиться

Как неожиданно дружно уживаются советские песенные шедевры – пахмутовская «Нежность», «Москва-Кассиопея» Владимира Чернышова на стихи Роберта Рождественского и «Ты – человек» из «Приключений Электроника» – с хитами инди-группы «СПБЧ» «Провал», «Танец желания», «Инопланетяне». Такая музыкальная толерантность – подсказка к семейному посещению спектакля. Это не тинейджерская, а именно всевозрастная история. В ней все различия, все противоречия упраздняются. Сердца теплеют, надежды приближаются, счастье общения завораживает. Не надо отворачиваться от тех, кто рядом, блуждать в фантомном вакууме, стоит вернуться на землю. На грешную, но живую и родную. А космос может подождать.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Марина Рыбак
15.02.2024