Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Комедия жизни по-чеховски

Версия для печатиВерсия для печати

Встреча со школьниками после спектакля «Сны Ермолая Лопахина».

 

12 февраля состоялась встреча учащихся 10 классов СОШ № 80 с заслуженным артистом России Степаном Догадиным (исполнитель роли Лопахина) и актрисой Викторией Инадворской (исполнительницей роли Раневской) после спектакля «Сны Ермолая Лопахина» по пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад».
 

Школьники встретили артистов аплодисментами. У ребят было множество вопросов и комментариев по увиденной постановке. Очень заинтересовала их сценография. «Наш режиссёр, художественный руководитель театра Геннадий Викторович Шапошников считал, что этот спектакль нельзя играть на большой зал, – рассказала Виктория Ивановна. – Зритель должен сидеть рядом и находиться в этой атмосфере, участвовать вместе с нами в том, что происходит. При таком устройстве зрительного зала спектакль идёт не плоско, а кругом, и каждый видит его по-своему, ярче ощущает, соприкасается с нашими чувствами».
 

«Театр искусство условное. Это иллюзия, – добавил Степан Фёдорович. – У нас пространство переносится: то мы где-то в лесу или на берегу реки, то в доме – хотя физически всё время остаемся в пределах сценической площадки. В этом и заключается чудо театра – раз… и вы переноситесь в другое пространство и время, начинаете верить нам, и слышать голоса птиц, звуки журчащей воды, шелест травы…. Это будит вашу фантазию, а фантазия развивает душу».
 

Задали ребята и вечный вопрос: «Вишнёвый сад» Чехова – драма или комедия?
 

«Конечно, это комедия. Ироничная комедия жизни, – отвечал Степан Догадин. – Смысл в том, что мы многое мимо себя пропускаем. В пьесе много упоминаний слова «сон». Часто наша жизнь проходит, проносится, как видение. Вспоминаешь и не можешь вспомнить: было это со мной или нет? Название спектакля – «Сны Ермолая Лопахина»  – относит зрителя как раз к этой мысли».
 

Рассказывая о своём герое, Степан Фёдорович заметил, что это человек, который не потерял ощущения прекрасного: «Самый важный момент в этой роли для меня наступает тогда, когда Лопахин говорит: «Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». Как он был воспитан? Нигде не учился, художественные выставки не посещал, а ощущение красоты появилось. Это чеховское – здесь плохих и хороших людей, каждый просто живёт в определённых обстоятельствах. Но красоту Антон Павлович ищет в каждом из своих героев».
 

«В первоначальном варианте это была очень жёсткая пьеса, – рассказывала Виктория Инадворская. – Потом, со временем, работая над этим произведением, автор очень многое смягчил. Даже Яше он придал приятные черты, хотя, казалось бы, уж такой идущий напролом, жестокий человек!».
 

Юных зрителей заинтересовал технический момент, когда в спектакле сцена прямо на глазах перестраивалась и образовывала провалы. «После того, как в 1999 году театр реконструировали, заменили всю машинерию. Сейчас сцена разделена на шесть квадратов, которые могут подниматься и опускаться под любым углом, на любой высоте, – объяснил Степан Фёдорович.
 

Ребята оказались опытными театралами: ранее они ходили на такие спектакли, как «Очень простая история», «Ромео и Джульетта», «Ужин по-французски», «Гамлет», «Зима», «Завтра была война».  Последний вызвал у них настоящее эмоциональное потрясение.
 

«Мы очень любим постановку «Завтра была война», – говорила Виктория Инадворская. –  Она играется столько лет! Уже и состав поменялся: сейчас роли в этом спектакле исполняют юные артисты нашего театра. Замечательны работы в этой постановке у заслуженного артиста России Николая Васильевича Дубакова и народной артистки России Наталии Васильевны Королёвой. Все мы, когда начинается этот спектакль, с болью в сердце выходим на сцену и пытаемся донести до зрителя весь ужас войны, как духовной, скрытой, так и физически-реальной».
 

Много говорили об особенностях творческой работы: как лучше  запоминать тексты, есть ли любимые роли, как эмоционально отдыхать после тяжёлых спектаклей, случались ли курьезные ситуации, страшно ли выходить на сцену? Затронули вопрос современности классических текстов литературы.
 

«Почему мы изучаем в школе классиков, почему потом часто перечитываем их произведения? Потому что они пишут о том, что остаётся актуальным ещё многие годы, – говорил Степан Догадин. – Сейчас очень популярны пьесы Алексея Николаевича Островского. На нашей сцене идёт спектакль по его пьесе «Волки и овцы», особенно интересный тем, что показывает нам зарождение капиталистических отношений, происходящее двести лет назад. Тех самых отношений, которые всё больше становятся определяющими в нашей современной жизни. В Советском Союзе нас учили думать и поступать иначе. Сегодня же наступило время материального благополучия. Или, четыреста лет назад Уильям Шекспир написал о любви в пьесе «Ромео и Джульетта» – и ничего с тех пор не изменилось. Сколько бы человек ни сидел за компьютером, если любимая девушка его разлюбит, он будет точно так же страдать, испытывать ту же боль, что и современник Шекспира. На нашем спектакле «Ромео и Джульетта» зрители переживают сильные чувства, иногда плачут. И мы надеемся, что, выйдя из театра, они нежнее будут со своими любимыми и жизнь их пойдёт немного по-другому. У Андрея Макаревича в одной из песен есть такие слова: «На два часа вы станете добрее, «быть иль не быть», решите в пользу «быть». Когда вы приходите на спектакль, мы очень хотим, чтобы хоть на это время вы становились мягче и внимательнее».
 

Обещанный час встречи прошёл, а школьники и артисты не спешили расставаться. Скорее пытались сказать то самое нужное, что действительно важно сказать друг другу. На прощание ребята написали такие слова:

 

 «Большое спасибо вам за встречу! Море эмоций, очень интересный разговор. Обязательно как можно чаще будем посещать ваш театр. Спасибо за то, что приносите много положительных эмоций».

Плясун Катя

 

«Встреча с вами была очень интересной. Вы настроили меня на другую волну».

Иващенко Пётр

 

«Мне очень нравится находиться в театре и проникать в атмосферу, которую вы пытаетесь нам передать. Ведь это так замечательно – переживать чьи-то жизни и учиться понимать их».

Дубцова Юлия

 

 «Хочу выразить благодарность артистам. Их профессия важна для современного мира: благодаря им мы можем быть немного добрее, мы становимся лучше!».

Башурова Наталья

Фото: Сергей Неродов, Анатолий Бызов

18.02.2015