Будь в курсе
событий театра

Последний занавес (ВСП)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутск простился с народной артисткой Наталией Королёвой.
 

В субботу, 7 октября, проводили в последний путь Наталию Васильевну Королёву – народную артистку России, легенду охлопковской сцены, любимицу нескольких поколений иркутян, незабываемую для зрителей во многих городах и весях отечества и за рубежом. Маленькую женщину с тихим голосом и глазами пронзительной васильковой сини. Актрису тонких, акварельных красок, невероятной глубины и правды.
 

Из Михаило-Архангельского Харлампиевского храма, где артистка провела ночь и где совершилось отпевание, её доставили в Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова, в котором она служила с 1983 года. Здесь она сыграла свои лучшие, самые яркие роли, здесь подняла на крыло плеяду даровитых учеников. Этому театру она посвятила сорок лет жизни, отдавала сокровища ума и души, не считаясь с угрожающим недугом. Здесь же, в стенах театра, остановилось её сердце. На основной сцене, где она столько блистала, состоялась торжественная гражданская панихида.
 

Траурный час. Последний час на любимых подмостках. Для последнего поклона. Нашего поклона большому таланту, большому горячему сердцу, всецело отданному актёрскому призванию. С экрана смотрели на нас многоликие образы актрисы, проплывали яркие моменты её богатой свершениями творческой жизни. И трудно было смириться, что сама она, ещё вчера такая близкая, исполненная жизни, сегодня уже принадлежит вечности. Как раз в этот день, 7 октября, Наталия Васильевна должна была в 180-й раз сыграть свою шедевральную Анну в «Последнем сроке» на Читинском фестивале Олега Лундстрема. Судьба распорядилась иначе.
 

Непрошеный занавес пал, разлучив актрису и зрителей навсегда. Люди шли и шли, заполняя партер, в тишине оставляя цветы у подножия гроба. Сказать последнее «прости» подходили «охлопковцы», артисты иркутских театров, известные лица города: мэр Иркутска Руслан Болотов, экс-министр культуры Иркутской области Виталий Барышников, бывший градоначальник Владимир Якубовский, заместитель директора библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Вера Кутищева, директор Музея истории города Иркутска Сергей Дубровин, глава издательской группы «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн, журналист и театральный критик Арнольд Беркович, документалист Ольга Соболева, заслуженный врач России Изяслав Лившиц. Были зачитаны телеграммы соболезнования от губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, депутата Государственной Думы Александра Якубовского, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина. Были обыкновенные зрители. Одна из поклонниц Наталии Васильевны Людмила Гошкив, не имея возможности проститься лично, попросила передать цветы от неё любимой артистке одного из работников театра. В память о Наталии Васильевне звучали безыскусные искренние слова. Таких слов, не пафосных, не дежурных, звучащих из души, она и заслуживала.
 

Ветеран охлопковских подмостков, товарищ Королёвой по студенческим годам в Свердловском театральном училище, по преподаванию в ИТУ, многолетний партнёр в спектаклях заслуженный артист России Александр Булдаков подчеркнул удивительную простоту и правдивость её существования на сцене. Эта великая простота, ясность и правдивость роднят её с Валентином Григорьевичем Распутиным, чьи образы ей удалось так мощно и пронзительно воплотить в спектаклях «Последний срок» и «Прощание с Матёрой».
 

Говорят, незаменимых людей нет, я в это не очень верю, – подытожил Александр Булдаков. – Такой уникальной, глубочайшей актрисы, как Наталия Васильевна, уже не будет. Наташа, спасибо тебе, что ты была в нашей судьбе, в нашей жизни. За тот свет, который ты оставляешь нам. За высокую планку, за эталон в отношении к жизни и профессии.
 

Региональный министр культуры Олеся Полунина назвала Королёву поистине всенародной артисткой, чьё дарование было ниспослано свыше. Председатель регионального отделения СТД заслуженный артист России Владимир Орехов сказал, что вместе с народной артисткой ушла целая эпоха.
 

Мы осиротели! – с чувством призналась актриса Иркутского академического Ольга Шмидгаль. – Какой будет театр после Наташи? Наверное, другой, наверное, тоже хороший. Но то, что Наталия Васильевна приносила сюда и транслировала зрителям, – это незабываемо и неповторимо. Я думаю, что остаётся после актёра? Конечно, память. И ещё – интонации. У Наташи были какие-то уникальные интонации. Не забуду, как она говорила удивительные слова Распутина, недаром ей выпало стать в последние годы голосом этого великого писателя: «Какая мне всё-таки выпала удача – жить!» Так она это негромко говорила, так сокровенно. И при этом у неё было такое лицо – светлое-светлое, и блестящие глаза. У неё были удивительные глаза, голубые-голубые. И, когда она изнутри зажигалась, в них был какой-то огонь. Она знала, что она говорит зрителю. И зритель чувствовал. И любил.
 

В памяти учеников Наталия Королёва, выдающийся театральный педагог, останется как очень строгий и взыскательный мастер, никогда не «игравший в поддавки», говорящий порой нелицеприятную, но целительную правду. Актриса Екатерина Константинова признаётся, что ощущение ужаса и трепета перед ней оставалось с ними долгие годы после выпуска, не давая расслабляться и оправдывать слабину в работе. «Мы благодарны Наталии Васильевне за этот великий урок любви, за понимание, что любовь – это не значит быть мягким, удобным, ласковым, это значит помогать и вытаскивать, направлять выше и выше», – говорит Константинова. Артист Сергей Дубянский вместе с тем утверждает, что «у каждого из нас есть своя история, когда она помогала и спасала своего ученика». Отдачу в нелёгком и не укладывающемся в рациональные формулы актёрском ремесле Наталия Васильевна всегда оценивала «по гамбургскому счёту».
 

Она была бескомпромиссна в правде. Сценической и жизненной, – вспоминает Виталий Барышников. – Мы совсем недавно с ней разговаривали. На «Утиной охоте» во время Вампиловского фестиваля. Говорили по-доброму, по-домашнему. Тяжело смириться с потерей. Безвозвратной потерей. Ведь театр, спектакль – это искусство живое, сиюминутное, мимолётное. Здесь и сейчас. Неповторимое никогда. В этом его и ценность, и уникальность. И хрупкость.
 

Охлопковский педагог по сценической речи Галина Турчанинова-Родина вспомнила, как щедро умела Королёва ценить мастерство в своих коллегах. Как вручила дамскую сумочку, подаренную ей в знак признания народной артисткой Галиной Крамовой, молодой артистке Анне Дружининой, блестяще сыгравшей Жанну Орлеанскую. Вручила с заветом – передать потом следующей талантливой звёздочке. Как на недавней творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST» восторженно хвалила Алёну Бочкарёву за потрясающий образ бабушки в эскизе спектакля «Один билет до Марса». «Ты гениальная актриса! Тебе Богом дано!» – от этих слов охлопковской примы молодая артистка таяла, не смея дух перевести. Умела Наталия Васильевна не только отрезвить суровой оценкой, но и окрылить заслуженной похвалой, вдохнуть в товарища по сцене творческую дерзость и смелость. Умела быть заботливой и неравнодушной к жизненным обстоятельствам коллег и партнёров, чуткой к их творческому росту, мудрой и сердечной. Показательно, что специально на похороны учителя из Москвы прилетела её ученица выпуска 1998 года Иркутского театрального актриса и педагог Юлия Горностаева.
 

Удивительный талант народной артистки – неоспоримая истина. Как и её беспримерная преданность своему служению. Она всем сердцем любила театр, любила ставшую по-настоящему родной охлопковскую сцену, любила играть. А ещё она мечтала, чтобы театр её судьбы был одной незыблемой семьёй единомышленников и друзей.
 

Наталия Васильевна каким-то непостижимым образом создавала ощущение дома в нашем театре, – говорит заслуженный артист России Степан Догадин. – Это ощущение дома, ощущение родовой связи шло от неё и в нашем общем спектакле «Последний срок», где мне посчастливилось играть её сына. Это же ощущение родства и общности я всегда чувствовал, заходя в театр, потому что знал, что здесь есть она. Теперь наша задача – не растерять это важное чувство. Мы одна семья, большая, разная, очень сложная, но семья.
 

Семья Наталии Васильевны – большая и вся театральная. Дочь Александра Москвитина заведует дизайнерским цехом в Иркутском академическом, внук Андрей Стрельцов – директор театра кукол «Аистёнок», внучка Арина – школьница, воспитанница театральной студии DRAMA, уже обстреляна в нескольких охлопковских постановках. Правнучки ещё маленькие, но яркий след звёздной прабабушки, надо полагать, скажется и на их становлении. Это дело времени, дело семейной памяти. Это тайная работа любви, негасимые искры которой прорастают долгие годы, освещают потомков из поколения в поколение. Охлопковская семья тоже не забудет свою приму. Для многих здесь встреча с этим масштабным человеком стала по-настоящему знаковой, судьбоносной.
 

Сорок девять лет мы прожили с Наталией Васильевной, – сказал на печальной тризне её супруг, директор театра Анатолий Андреевич Стрельцов. – Всё, что во мне есть, всё, кем я стал, – всё благодаря Наташе. Она учила меня уму-разуму. Сколько сил и души потратила на меня… Мы с ней пытались строить семейный театр, театр единодушия, театр для души и духовности. Я потерял самое дорогое, что есть у меня в жизни. Было в жизни. И вы так мне помогли пережить этот момент. Так дружно и искренне. Значит, что-то нам с Наташей, нам с вами удалось построить доброе, настоящее. Дай Бог, чтобы это у нас осталось.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Марина Рыбак
10.10.2023