«И волки сыты, и овцы целы»
Разработка сайта:ALS-studio
Давным-давно появились понятия добра и зла, любви и ненависти, храбрости и трусости, одним словом, проявления в человеке возвышенных или низменных чувств. Двигателем этого смешения высокого и низкого, трагического и комического становились зависть, стремление к власти, обогащению и как следствие – интриги, заговоры, продвигающие завистника или честолюбца к намеченной цели.
О том, что человек по сути своей мало меняется, можно убедиться, посмотрев спектакль Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Волки и овцы», поставленного по пьесе А.Н. Островского, написанной драматургом в 1875 году. Режиссер Геннадий Шапошников, следуя театральным традициям, сцена за сценой развивает сюжет комедии, полной курьезов и неожиданных сюжетных поворотов.
Зрителей не смущает, что смотрят они спектакль, действие которого полностью относится к XIX веку. Бывший член уездного суда говорит о малопонятном содержании неких документов, дворецкий - откровенный тугодум и лентяй, появляющийся подвыпивший парень - смешон, хозяйка дома - откровенная ханжа. Переплетение дел и делишек, которыми живут обитатели этого дома, расположенного в затерянном в дремучих российских лесах городе, забавны и не более того. Что нам, поколению, перешагнувшему порог XXI века, до их сомнений и переживаний?
Но!.. Медленно развивающееся действие начинает ускоряться, за поведенческими характеристиками героев становится все интереснее наблюдать. В постановочном решении спектакля режиссер Геннадий Шапошников не стремится к осовремениванию сюжета, не проводит прямых аналогий с днем сегодняшним, при этом комедия Островского начинает звучать так, словно её действие проходит «здесь и сейчас», в реальном времени нашей российской действительности.
Соединение временных пластов читается и в сценографии художника, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Плинта. На авансцене столики, стулья, диван обозначают место действия спектакля. Игровые площадки, условно обозначающие дома Мурзавецкой и Купавиной, обнесены забором с мощными резными воротами. Ветви буйно цветущей сирени придают сценическому оформлению красоту и свежесть весеннего пробуждения природы. Мостки перед задником предполагают, протекающую где-то неподалеку реку. Все вместе – мирный, привычный российскому взгляду пейзаж. На этом фоне вызывающе странно смотрится на заднике изображение рисованных египетских пирамид, не имеющих на сцене никакого функционального значения. Сиди и гадай, зачем они понадобились постановщикам в спектакле о российской провинции. Расшифровок этой метафоре может быть немало, но напрашивается одна – она нужна для того, чтобы мы задумались о поведении человека вообще и проявлениях его поведения в каждой конкретной эпохе. Это такая же загадка, как и собака по кличке Тамерлан – верный друг непутевого племянника главной героини спектакля Мурзавецкой.
С появлением на сцене Меропии Давыдовны, собственно, и начинаются те события, которые заставляю нас усомниться в том, что смотрим мы спектакль о людях позапрошлого века. Народная артистка РФ Наталия Королева являет в своей героине подлинную стать, достоинство, озабоченность судьбами ближних. На первый взгляд, Мурзавецкая кажется набожной, сдержанной, заботливой, чего стоит её терпение по отношению к племяннику Аполлону. Но, как ни скрывай лицо, личина всегда выдаст суть человека. Очень скоро Королева-Меропия начнет свою игру с поддельными документами, будет прятать отданный «долг» в книгу, а потом «нечаянно» находить деньги. Будет интриговать, угрожать и заигрываться в ханжестве так, как и полагается хитрой, подлой и честолюбивой бабенке. Не случайно у такой властолюбицы племянник оказался никчемным.
Актер Александр Братенков представляет Аполлона еле держащимся на ногах пьянчужкой, давно забывшим о своем дворянском достоинстве, постоянно клянчащим деньги на пропой. Даже в сцене «сватовства» он не преминул попросить у невесты в долг. Как ни странно, но он искренне любит свою собаку по кличке Тамерлан, говорит о ней, как о настоящей гончей, собаке-волкодаве. Сам Аполлон охоту давно сделал прикрытием, поводом улизнуть из дома. В спектакле Тамерлан не миф – на сцене появляется живой «волкодав», и, когда зрители видят его, взрываются смехом: собачонка оказалась мелкой, декоративной породы.
Мурзавецкая связывает с племянником большие планы, она намеревается женить его на богатой вдовушке Купавиной. Но как? Очень просто – надо убедить её в том, что за покойным мужем остался должок. Свадьба и будет той подпоркой, которая упрочит состояние Меропии. Так начинается интрига, поделившая героев на волков и овец.
Начавший спектакль Чугунов, что-то рассказывавший о бумагах, в последующих сценах проявляется в изворотливости ума, в умении угодить не одному хозяину. Заслуженный артист Александр Булдаков не только внутренними, но и внешними приемами создает образ въедливого, малоприятного, но необходимого человека. Вукол Чугунов Булдакова угодлив, не ленится в поклоне склонить спину, в глаза лишний раз старается не смотреть. Для Мурзавецкой он находка – умелец в подделке долговых бумаг, правда, с пользой для себя. Чугунов жаден в меру, из мошеннически добытых денег берет ровно столько, насколько оценил себя.
Герои пьесы Островского о деньгах говорят постоянно, ни о чем, кроме как о выгоде, думать не умеют. И надо заметить, это достаточно напряженная работа изощренного ума или продажности натуры. Например, актер Александр Дулов – Клавдий Горекий, умелец в подделке почерков, - заявляет: «Кто больше даст, тому и продам». Дядька Вукол дал мало, перепродал «секрет» по более выгодной цене. В комедии, оканчивающейся двумя свадьбами, о любви не говорится ни слова, свадьбы – это сделки, требующие хитрости и умения владеть интригой.
Другой пример: дальняя родственница Мурзавецкой Глафира решила во что бы то ни стало женить на себе богатого помещика Лыняева. Глафира, роль которой исполняет актриса Евгения Гайдукова, откровенна в стремлении выйти замуж, своему потенциальному жениху она рассказывает о нескольких способах, которыми может воспользоваться женщина для достижения цели. А дальше - изгибы изящной фигурки, томное переплетение рук, обволакивание пронзительным взором. Улучив момент, Глафира-Гайдукова оказывается рядом с лежащим на диване Лыняевым, еще момент - и обольстительница исчезает под грузным телом мужчины. Исчезает, чтобы появиться растрепанной и сконфуженной, когда в комнату войдут свидетели её «позора».
А Лыняев? В исполнении заслуженного артиста РФ Игоря Чирвы этот герой гордится трезвостью и рассудительностью своего ума, свободолюбием и либеральными взглядами на земскую политику. Лыняев Чирвы слишком самоуверен, чтобы не попасться в капкан, расставленный ему хитрой женщиной. Другой исполнитель образа Лыняева – Евгений Солонинкин обману рад, как огромная бабочка, летит он на свет, манящего блеска Глафиры.
Куда более изощренным оказалось обольщение столичным жителем Беркутовым местной красавицы Купавиной. Для достижения цели он притворяется равнодушным и отрешенным от провинциальной жизни человеком. Беркутов в исполнении заслуженного артиста РФ Степана Догадина затевает почти шахматную игру, каждый ход рассчитан, стратегически выверен и определен на несколько шагов вперед. Он элегантен, одежда соответствует классическому образцу моды любой поры. Беркутов-Догадин говорит тихо, в речи слышна завораживающая мелодия плавных звуков. Этот герой в общении с Купавиной кажется далеким от сердечной привязанности, лишь по-дружески может помочь ей в решении финансовых проблем.
Купавина – легкая добыча. Имение, оставшееся от покойного мужа, притягивает не только Мурзавецкую, но и множество других алчных взоров. Актриса Виктория Инадворская тонко и ненавязчиво ведет тему своей героини: женственна, немного кокетлива и абсолютно простодушна. Овдовев, она единственным своим устремлением сделала заботу о новом замужестве. Вот только за кого идти замуж? Беркутов – идеальна партия, с его изворотливостью ума и далеко идущими планами в политике вдовушка за ним будет как за каменной стеной.
Набирая обороты затеянных героями интриг, спектакль, сделав временной переход, начинает звучать необычайно современно. Создается впечатление, что пьеса написана не XIX веке, а сегодня. Даже выборы предводителя земской управы, которые должны состояться в уездном городке позапрошлого века, ассоциируются с нашими выборами.
В финале спектакля Чугунов говорит Мурзавецкой: «Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не будем. Вот они волки-то. Вот они сразу помногу глотают». Все относительно, считает постановщик «Волков и овец» Геннадий Шапошников. Среди волков есть вожаки, которые в умении «делать дело» настолько преуспели, что могут подчинить своей воле любого бегущего и грызущего члена стаи. Волки без овец жить не могут, без них некого будет давить. Не случайно, в одной из последних сцен Аполлон трагическим шепотом сообщает, что его Тамерлана в лесу средь бела дня загрызли волки.
Впрочем, по жанру спектакль определен криминальной комедией и должен окончиться поговоркой: «И волки сыты, и овцы целы». Николай Александрович Островский любил русские поговорки, даже в названии пьес часто использовал их хлесткую суть.
Академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова поставил хороший и поучительный спектакль. Зрители много смеются на нем, вот только смех этот кажется горьким.
Фото: Анатолий Бызов