Лещёв Василий Васильевич
Разработка сайта:ALS-studio
Среди имён мастеров, составивших гордость не только иркутской, но и российской сцены, особое место принадлежит Василию Лещёву (1916-1982). Калининское театральное училище артист окончил в 1939 году, в первые же дни Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, а с 1951 года начался период его 18-летней иркутской прописки. С самого начала стало ясно, что театр обрёл в лице Василия Лещёва зрелого мастера с широким актёрским диапазоном – от комедийного гротеска до наполненных подлинным трагизмом образов. Такими были Платон Кречет в одноимённом спектакле А. Корнейчука, Сердюк в «Иркутской истории» А. Арбузова, Горацио в «Гамлете» У. Шекспира. За роль председателя забастовочного комитета Фёдорова в постановке «Канун грозы» П. Маляревского артист в составе творческого коллектива признан лауреатом Сталинской премии.
Василий Васильевич пробовал себя и в роли режиссёра, много лет руководил Иркутским отделением Всероссийского театрального общества. Благодаря его организаторским способностям старинный особняк в центре города стал уютным Домом актёра. Василий Лещёв является одним из основателей Иркутского театрального училища, руководителем курса двух выпусков.
Воспоминания Василия Лещёва, бережно собранные его женой Натальей Фроловой, актрисой и заведующей литературной частью Театра юного зрителя, были изданы в сборнике «И памятью я счастлив был…» в год 150-летнего юбилея Иркутской драмы.
Из статьи Юрия Майорникова «Он не мог жить иначе», газета Восточно-Сибирская правда от 28 сентября 2006 год.
«Василий Васильевич родился 29 июня 1916 года в городе Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) области. С ранних лет начал он трудовую деятельность слесарем-инструментальщиком на трикотажной фабрике «Пролетарский авангард». Именно там впервые проявилась его тяга к театральному искусству: на фабрике он организовал интересный самодеятельный театральный коллектив. По комсомольской путёвке в 1935 году 19-летний Вася Лещёв был принят в Калининское театральное училище, которое с отличием окончил в 1939 году. Во время учёбы он был артистом вспомогательного состава областного драматического театра.
Перед самой войной Василий Лещёв выходил на сцену в роли Сергея Луконина в спектакле «Парень из нашего города» по пьесе К. Симонова. В этой же роли вышел он на сцену родного театра спустя четыре военных года, после Дня Победы…
С первых дней войны Лещёв добровольцем уходит на фронт. На исходе 1941 года ему удалось вывести из окружения отряд, за это он был удостоен медали «За отвагу». В самый разгар боёв на Курской дуге Василий Васильевич становится организатором и руководителем ансамбля песни и пляски 40-й армии. Таким образом, пройдя войну и демобилизовавшись лишь в конце 1945 года, Василий Васильевич Лещёв возвращается в коллектив Калининского ТЮЗа, который после эвакуации был объединён с труппой Днепропетровского ТЮЗа и работал в Саратове. Вскоре, заметив талантливого молодого артиста, его приглашают в Саратовский театр драмы им. К. Маркса, а затем в театр небольшого города Ростова-Ярославского. В 1949-195ё1 гг. Лещёв работал в коллективе ярославского драматического театра им. Ф.Г. Волкова.
С осени 1951 года начинается 18-летний период иркутской прописки артиста. Как вспоминал сам Василий Васильевич: «В первых числах сентября усталый, пропахший дымом и копотью паровоз на шестые сутки доставил пассажиров на станцию Иркутск…»
С первых ролей на иркутской сцене стало ясно, что театр обрёл в лице Лещёва зрелого мастера, сочетающего мягкое обаяние и лиричность с социальной остротой. В репертуаре Василия Васильевича появляются роли, расширяющие творческий диапазон артиста от комедийного гротеска до наполненных подлинным трагизмом образов. Таким был Платон Кречет в одноимённом спектакле 1952 года, Сердюк в «Иркутской истории», Горацио в «Гамлете», Дервиш в «Ночи лунного затмения», Яков Бардин в спектакле «Враги». В декабре 1951 года он создаёт образ председателя забастовочного комитета Фёдорова в постановке «Канун грозы» по пьесе иркутского драматурга П. Маляревского. Спектакль, посвящённый событиям Ленского расстрела 1912 года, был восторженно принят и публикой, и критиками: в марте 1952 года автор и семь артистов, среди которых был В.В. Лещёв, удостаиваются Сталинской премии. Награда по тем временам очень значительная, особенно для периферийного театра! Пробуя свои силы в режиссуре, Лещёв в 60-е годы ставит спектакли «Бумеранг» А. Татарского, «История одной любви» К. Симонова, «Привал в Арко-Ирис» Д. Димова. С 1959 года в течение 10 лет Василий Васильевич был представителем правления Иркутского отделения Всероссийского театрального общества. Благодаря его организаторским способностям старинный особняк в центре города стал уютным Домом актёра, любимым местом встреч творческой элиты.
Ещё одной стороной творчества Лещёва была педагогическая деятельность. Являясь одним из основателей Иркутского театрального училища, он был руководителем курса двух выпусков, 1965 и 1969 гг. С благодарностью и неподдельным восторгом вспоминают о нём бывшие ученики. Среди них работающие в Иркутской драме нар. арт. России Тамара Олейник, засл. арт. России Елена Мазуренко, артистка Галина Байнякшина. А также нар. арт. России Алексей Исаченко (Красноярск), засл. арт. России Жанна Хрулёва (Владимир), засл. арт. России Виктор Щербаков (Москва), засл. арт. Азербайджана Зинаида Сибилева (Баку). Он дал им путёвку в жизнь и наказ исповедовать в своём творчестве традиции классической театральной школы, которые ему, в свою очередь, передали замечательные педагоги Калининского театрального училища Сергей Виноградов и Константин Никаноров.
Один из лучших артистов, игравших на иркутской сцене, Лещёв обладал колоритной внешностью и ярким самобытным талантом. С теплотой вспоминают старожилы Иркутска вечер, посвящённый 50-летию любимого артиста. В этот день зрительный зал драмтеатра с трудом смог вместить всех желающих поприветствовать юбиляра.
В 1969 году Василий Васильевич покинул Иркутск, один сезон работал в Ставропольском театре, а осенью 1970 г. возвратился в Тверь. Он прожил там ещё 12 лет. Жизнь его оборвалась в марте 1982 года. Ему шёл 66-й год…»