Будь в курсе
событий театра

Сцена военного времени

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Уважаемые зрители!
 
Предлагаем вашему вниманию материал, посвященный работе театра в годы Великой Отечественной войны и вкладе артистов театра в Великую Победу, от историка театра, заслуженного артиста России Виталия Сидорченко.
 
Текст был опубликован в газете"Восточно-Сибирская правда" 5-8 мая 2010 года.
Специальная афиша первого «Боевого теа-сборника»

Театральные артисты внесли свой вклад в Великую Победу
 

Воскресенье 22 июня 1941 года в Иркут-ском драматическом театре было обычным рабочим днём. В театре давали комедию белорусского драматурга Кондрата Крапивы «Кто смеётся последним». На утреннем спектакле с артистом, играющим дворника Нечипора, случился неприятный казус. Как отмечалось в докладной записке помощника режиссёра, «артист Кузьмин во втором акте первой картины не вышел на свой выход, ввиду чего сцена с профессором Черноусом (артист Шатров) была пропущена». И не избежать бы Кузьмину наказания за совершённый проступок, если бы в этот день радио не принесло страшную весь – началась война.
 

Сообщение это было настолько неожиданным, что для многих поначалу показалось даже неправдоподобным. Ведь Сибирь не бомбили и здесь не испытали того ужаса, который обрушился с тяжёлых бомбовозов на головы людей из приграничных городов. Те, кто не слышал сообщения лично, переспрашивали, не веря, что такое может случиться. Но вскоре организованный в театре короткий митинг расставил всё на свои места.
 

Скупые речи выступающих, произнесённые с тревогой и гневом, подтвердили, что настала пора испытаний, всю тяжесть которых придётся пережить каждому и всем вместе. Война резко изменила весь ход жизни в стране. Мужчины стали уходить на фронт. Оставались в тылу только те, кто не подходил или по возрасту, или по здоровью.
 

Директор Иркутского драматического театра Владимир Иванович Бессараб, несмотря на так называемую бронь, всё-таки настоял на том, чтобы его отправили на фронт. Исполняющим обязанности директора с сентября 1941 года был назначен его заместитель Осип Александрович Волин. Кстати, за ушедшими на фронт должности сохранялись на всё время войны.
 

В сложившейся обстановке военного времени иркутский театр стал подчинять свою жизнь, своё искусство задачам обороны страны. Прежде всего это касалось репертуарной политики. Из прежнего сезона 1940-41 гг. оставались спектакли, которые по достоинству были оценены зрителем: «Отелло» В. Шекспира, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Живой труп» Л. Толстого, «Последняя жертва» А. Островского. Но война диктовала театру свои, новые задачи. Необходимы были спектакли, созвучные времени. Нужно было рассказывать зрителю о том, что несёт враг нашему народу, показать героические будни наших воинов, воодушевить на доблестную работу тружеников тыла.
 

В июле 1941 года творческий коллектив театра в весьма короткий срок – всего за две недели – выпустил яркий патриотический спектакль «Парень из нашего города» К. Симонова с прекрасной работой молодого артиста Бориса Ситко в главной роли (народный артист РСФСР Б.А. Ситко в последующие годы был одним из ведущих артистов Центрального театра Советской Армии). Спектакль «Парень из нашего города» прошёл на иркутских подмостках 45 раз и был оценён зрителем и критикой как замечательное произведение новой советской драматургии.
 

В 1942 году иркутский театр одним из первых в Советском Союзе поставил пьесу К. Симонова «Русские люди» и «Нашествие» Л. Леонова. В декабре 1942 года состоялась премьера пьесы А. Корнейчука «Фронт». В 1944 году в театре играли «Сталинградцев» Ю. Чепурина и «Так и будет» К. Симонова. Последняя постановка пользовалась особым, исключительным успехом и прошла 300 раз.
 

Работая над этими произведениями, театр старался создавать яркие патриотические спектакли, раскрывающие величие борьбы советского народа с силами немецкого фашизма, спектакли, проникнутые глубокой уверенностью в том, что враг, вероломно напавший на нашу страну, будет разбит.
 

В каждом из этих спектаклей, поставленных совершенно разными режиссёрами и художниками, театр стремился показать внутренний мир наших людей, партийных и непартийных, объединившихся перед великой бедой в одну по-настоящему дружную семью.
 

Общественность, газеты и многочисленные зрители в своих отзывах отмечали правдивые, выразительные образы героев сценических произведений. Этому способствовал крепкий актёрский ансамбль драматического театра – от ведущих мастеров сцены К.А. Прокофьева, Г.А. Крамовой, Е.Е. Барановой, В.И. Бурдина, Б.А. Ситко, Н.Н. Бодрова, А.С. Пантюшева, Н.П. Мануйловой, М.М. Каплун, Ф.Н. Белопольского, А.Н. Терентьева и до артистов вспомогательного состава.
 

В первые годы войны театр, отвлекаясь на стремительно развивающиеся события в стране, в том числе и у нас в Сибири, решил создать специальные театрально-концертные бригады «Боевые теа-сборники». Эти бригады мобильно выезжали с концертами в воинские части, в госпитали, в рабочие и сельские клубы, производственные цеха и на колхозные полевые станы. Первый «Боевой теа-сборник» был подготовлен уже 11 сентября 1941 года.
 

Следует заметить, что в то время все спектакли и концертные номера обязательно просматривались уполномоченным Главрепеткома с составлением акта приёма, с указанием в нём всех замечаний и с разрешительной резолюцией контролирующего.
 

Вот этот теперь уже уникальный по времени и содержанию документ – «Боевой теа-сборник №1».

Постановщики:

Медведев Н.А.

Боганов Г.А.

Бурдин В.И.
 

Содержание сборника:

1) «Мы их не звали в нашу страну» – пьеса в 1 д. В.Смирновой.

2) «Партизаны, вперёд!» – отрывок из поэмы Д. Бедного исполняет Крамова Г.А.

3) «Частушки» – автор Яковлев. Исполняют Гаврилов В.И., Матвеев Н.Г.

4) «1812» – монтаж Маляревского П.Г. по произведениям М. Лермонтова и В. Соловьёва. Исполняют Ситко Б.А., Косцюкевич И.И., Бодров Н.Н., Иост Э.В., Штарк Г.Д., Прокофьева К.А., Леонтьев М.И.

5) «Дети» – очерк В. Василевской. Исполняет Крамова Г.А.

6) «В плену» – Г. Мдивани. Исполняют Шатров Д.К., Кузьмин В.И., Леонтьев М.И., Иост Э.В.

7) «Что несут фашисты» – И. Эренбурга. Исполняет Каплун М.М.

8) «За нашу советскую Родину» – монтаж Маляревского П.Г., вступление исполняет Бурдин В.И.
 

С репертуаром этого «Боевого теа-сборника» была выпущена специальная афиша. Уже через три месяца, в декабре 1941 года, был подготовлен и сдан представителю Главрепеткома второй «Боевой теа-сборник».
 

Знаменитого комика Владимира Хенкина всегда с нетерпением ждали и в Домах культуры, и в госпиталях, и на заводах
 

Газета «Восточно-Сибирская правда», откликаясь на выпуск подобных концертных программ, писала: «Теа-сборник» ещё более поднимает чувство священной ненависти к фашизму, горящее в груди каждого советского патриота. Он зовёт к новым трудовым подвигам во имя победы, в этом огромная заслуга театра».
 

С началом войны жизнь в Иркутске изменилась. Поведение людей стало более строгим, собранным. И дело было не в законах военного времени, а в том, что почти каждый чувствовал личную ответственность не только за жизнь своих близких, но и за судьбу страны.
 

С железнодорожного вокзала почти ежедневно на запад уходили воинские эшелоны, а с запада прибывали поезда с ранеными бойцами и командирами, которых размещали в лучших зданиях города, часто в школах и в других приспособленных под госпитали помещениях. В наше время в память об этих событиях на многих из этих зданий установлены мемориальные доски.
 

На иркутском вокзале можно было видеть бригады артистов, которые выступали перед отправкой на фронт воинских эшелонов. Эти бригады обслуживали и призывные пункты.
 

В первые месяцы войны, когда враг захватывал города на Украине и в Белоруссии, про-двигаясь к Москве, советское правительство приняло решение эвакуировать в глубокий тыл страны фабрики и заводы, научные учреждения и даже театры. Так, в октябре 1941 года в Иркутск прибыл поезд с актёрами Московского театра сатиры. Было принято решение предоставить гостям из столицы сцену драматического театра. Иркутские же артисты вместе с декорациями и костюмами переехали в город угольщиков Черемхово. Здесь на базе местного театра и предстояло трудиться нашим актёрам.
 

Труппу московских артистов возглавлял знаменитый Владимир Яковлевич Хенкин, за-служенный артист республики, первый комик советской эстрады, мастер юмористического рассказа, «любимец публики», как тогда говорили. Владимир Яковлевич в первые месяцы войны уже успел побывать на фронте с концертной бригадой и имел большой опыт выступления в воинских частях различных родов войск. Конечно, этот опыт ему пригодился и в сибирском городе, его выступления ждали всегда с нетерпением и в Домах культуры, и в госпиталях, и на заводах.
 

В труппе театра сатиры кроме Хенкина были и другие знаменитые актёры, которых зрители знали и по кино, и по концертным выступлениям. Это один из героев популярного в те годы фильма «В шесть часов вечера после войны» И.А. Любезнов, заслуженный артист РСФСР П.Н. Поль, заслуженная артистка РСФСР Е.Я. Милютина, известные А.М. Бонди, Н.Н. Рыкунин, В.А. Лепко, В.И. Исаев, Н.И. Слонова, П.А. Голубецкий и знакомый уже и нынешнему поколению Г.Б. Тусузов.
 

Теперь иркутяне могли видеть их в спектаклях «Пигмалион» Б. Шоу (постановщик – Л. Крицберг), «Весенний смотр» В. Шкваркина (постановщик – народный артист РСФСР В.О.Топорков), где одну из главных ролей играл сам В.Я. Хенкин, «Мелкие козыри» В. Ардова (постановщик – заслуженный артист РСФСР М.М. Яншин), «Таланты» и «Сашка» К. Финна (постановщик – заслуженный артист РСФСР Р.Г. Корф).
 

Естественно, все перечисленные спектакли пользовались у зрителей неизменным успехом. Ну а Иркутский драматический театр продолжал свою плановую работу в центре Восточно-Сибирского каменноугольного бассейна – Черемхово. Актёры играли спектакли для шахтёров, репетировали пьесы, выступали с концертами на так называемых раскомандировках перед пуском в шахту, а также в красных уголках и на клубных площадках.
 

Находясь в Черемхове в декабре 1941 года, актёры и подготовили упомянутый выше второй «Боевой теа-сборник», где учли все недостатки первого и прежде всего разнообразили репертуар, включили в него не только произведения героики, но и юмористические рассказы, а также лирические песни и частушки на местные темы. «Теа-сборник» состоял из десяти номеров. Актёры играли одноактные пьесы Саянского («Кафе Адольфия»), Ардова («Девушка с характером»), Бородина («Он приказал»), Динина («Ценное изобретение»), пели «песню Максима» Хипкинса, исполняли частушки Яковлева из журнала «Крокодил» и на местные темы, читали стихи П. Маркина «Красной Армии поступь тверда». В конце программы звучали стихи, написанные заведующим литературой частью театра драматургом П.Г. Маляревским.
 

Процитируем из них лишь одно четверостишие:

Ты работаешь в тёмном забое,

Чёрный уголь дробишь в глубине,

Помни – ты не рабочий, а воин.

Ты не в шахте, а на войне.
 

Эти незатейливые строки трогали сердца шахтёров, уходящих в забой, вселяли в них веру, что их труд вносил весомую частичку в общую победу. Артистам театра приходилось выступать с концертами не только перед шахтёрами. Они выезжали и на предприятия соседнего городка Свирска, в ближайшие колхозы, в госпитали, которых в Черемхове располагалось тоже немало.
 

Актриса А.Ф. Перегонец работала в иркутском театре в сезон 1927/28 гг. Во время войны участвовала в подпольной борьбе в Симферополе. Вместе с группой артистов была расстреляна
 

В свой выходной день (понедельник) артисты обычно проводили шефские встречи. К примеру, в январе 1942 года состоялся литературный вечер памяти Л.Н. Толстого, где исполнялись сцены из «Анны Карениной», причём сбор от этого выступления был перечислен в фонд эскадрильи «Советский артист». В этот же фонд перечислялись сборы и от других концертов и выступлений, которые актёры организовывали и в другие свои выходные дни. А уж выступать перед ранеными бойцами и командирами в понедельники считалось само собой разумеющимся делом.
 

Большое количество внеплановых концертов, требование свежести, злободневности и оригинальности исполняемых произведений породили другую проблему – нехватку литературных источников. Театром совместно с отделом искусств перед авторами, работающими в Иркутской области, была поставлена задача создания произведений малых форм, которые могли бы исполняться как на хорошо оснащённых, так и на необорудованных площадках. В результате было выписано несколько литературно-художественных «монтажей», посвящённых Великой Отечественной войне, а также составлено несколько программ на эту же тему.
 

На стихи иркутских авторов Анатолия Ольхона и Константина Седых было написано несколько песен. Публицист и драматург Павел Маляревский постоянно писал стихи для эстрадных выступлений и был автором многих литературно-художественных монтажей.
 

Иркутское отделение Всероссийского театрального общества через свою библиотеку продолжило начатую в первые дни войны работу по подбору репертуара для актёрских бригад, обслуживающих воинские части и госпитали, из газет и журналов, из книг и репертуарных сборников, изданных КОГИЗом и другими издательствами страны. Одновременно с этим подбирался свежий репертуар для концертных бригад, обслуживающих уборочные кампании. В театре было десять таких бригад. В порядке шефской помощи проводились беседы, консультации, подбор репертуара для красногвардейской самодеятельности. Для них же проходили занятия на тему «Практические задачи самодеятельных коллективов в военное время».
 

Теперь, спустя многие десятилетия, просматривая материалы с конференции, записи воспоминаний, служебные театральные дневники режиссёра-администратора, докладные помощников режиссёров тех военных лет, поражаешься удивительной работоспособности актёров и всего театрального персонала. Ежедневный десяти-, а то и двенадцатичасовой рабочий день! Для подтверждения сказанного приведём расписание обычных двух рабочих и одного выходного дня актёров.
 

25 января 1942 года. г.Черемхово

С 10 час. утра до 13 час. – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад».

С 15 час. до 17 час. – зрительская конференция с показом концертных номеров из «Боевого теа-сборника №2».

Затем выезд на два концерта в госпитали.

19 час. 45 мин. – приход на вечерний спектакль (за 45 мин. до начала. – В.С.).

20 час. 30 мин. – 24 час. – спектакль Ф.Шиллера «Разбойники».

26 января 1942 года, понедельник (день отдыха артистов)

Концертное выступление в фонд эскадрильи «Советский артист».

Программа: художественное чтение, юмористические сценки, отрывки из спектаклей («Он прикован…», «Рыбачка с побережья», «В провинции», «Утка с грибами» и т.д.).

27 января 1942 года

10 час. – 14 час. – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад».

Затем выезд на два концерта в госпитали.

С 19 час. 45 мин. – приход на спектакль.

20 час. 30 мин. – 24 час. – вечерний спектакль М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

В спектакле были заняты все актёры.
 

После 24 часов, ночью, нужно было разгримироваться, снять костюм и добраться до квартиры или гостиницы, приготовить ужин, немного успокоить нервную систему, подучить текст нового спектакля, а утром приехать к 10 часам на репетицию со знанием этого текста и в полной энергетической форме для работы над новым образом.
 

Надо ещё учитывать, что в труппе было достаточно пожилых актёров (многие по здоровью не были мобилизованы в армию). Но люди трудились, не обращая внимания на недуги, недосыпания, недоедания. Война вселила в них неистребимую волю к жизни, силу духа и величайшую ответственность за судьбу своей Родины, своего народа.
 

4 февраля 1942 года Иркутский драматический театр возвратился в родной город. На его сцене доигрывал свои последние спектакли Театр сатиры. 15 февраля состоялось официальное закрытие гастролей москвичей. После трёхдневного отдыха иркутская труппа приступила к репетициям готовящихся премьерных спектаклей. Свободные от репетиций актёры почти ежедневно выезжали с концертами в госпитали и в подшефные войсковые части. Но при всей интенсивности концертной деятельности и занятости артистов в вечерних и выездных спектаклях сроки выпуска новых спектаклей не нарушались.
 

Уже 21 февраля состоялась первая после возвращения театра премьера «Батальон идёт на запад» Г. Мдивани, 20 марта зрители увидели «Без вины виноватые» А.Н. Островского, 6 апреля – «Крушение» Д. Слепяна, 20 мая – «Урок жизни» В. Головчинера, 28 мая – «Русские люди» К. Симонова, 15 сентября – «Давным-давно» А. Гладкова.
 

После короткого отпуска 4 октября 1942 года театр показал спектакль по инсценировке романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», 3 ноября – «Фронт» А. Корнейчука, а 23 декабря – «Нашествие» Л. Леонова. Кроме того, не были забыты постановки прошлых лет:
 

«Любовь Яровая» К. Тренёва, «Бешеные деньги», «Последняя жертва» А. Островского, «Живой труп» Л. Толстого, «Фландрия» В. Сарду.
 

Вся труппа была задействована в этих спектаклях и интенсивно работала, но в то же время при прокате репертуара можно было варьировать актёрским составом и освобождать тех или иных артистов для выездов с концертами в войсковые части и госпитали.
 

В августе 1942 года перед Иркутским драматическим театром была поставлена задача организовать концертные бригады для обслуживания отдалённых районов области в период сельскохозяйственных уборочных работ. Фронту был нужен хлеб, и артистам следовало помочь жителям села создать нужное настроение, вселить в них уверенность в том, что ударный труд колхозников на уборке урожая – это их весомый вклад в дело победы над вероломным врагом. Четыре бригады актёров по восемь–десять человек в каждой разъехались по специально разработанным местными властями маршрутам.
 

В феврале 1944 года в актёрскую студию при Иркутском драмтеатре был зачислен Леонид Гайдай, ставший впоследствии известнейшим комедиографом
 

Программы концертов включали в себя не только художественное чтение, небольшие сценки, юмористические рассказы, но и исполнение популярных песен, для чего в бригаду включали баяниста. Перед началом выступления обычно читалась короткая лекция о текущих делах или о международном положении. После концерта председатель колхоза или другой руководитель писал отзыв в специальный журнал бригады. Отмечалось количество зрителей, иногда указывалась сумма денежной выручки, кратко оценивалось выступление артистов, и высказывались пожелания на будущие встречи. Всё заверялось подписью и печатью. Журнал этот считался отчётным документом бригады перед дирекцией театра.
 

Вот один из этих отзывов, записанный в журнале бригады в 1942 году.

«18/VIII и 19/VIII в аймачном центре Бохан был дан концерт труппы областного драматического театра в количестве 8 человек (руководитель Белопольский). Вся острота программы концерта направлена на успешное проведение уборки военного урожая 1942 года – на борьбу с фашистскими извергами.

И вступительное слово актёра Прокофьева, а также исполнение каждого номера участниками концерта воодушевило зрителя на ещё больший ударный труд, ещё больше разожгло ненависть к врагу. Зрители остались довольны каждым номером концерта и их исполнителями. Вся программа прошла с большим успехом. Особенно большое внимание зритель уделил исполнению номеров актрисой Крамовой, солисткой Булгаковой, баянисткой Аней Гуревич и комическим номерам актёра Прокофьева.

20 августа вся труппа актёров выезжает в колхозы аймака для проведения концертов.

Советские партийные организации уверены, что эти концерты будут проходить также с большим успехом, правильно воспримутся колхозной массой и мобилизуют её на ещё больший успешный самоотверженный труд на уборке урожая и заготовке сельхозпродуктов.

Секретарь Боханского АК ВЛКСМ Маркин».
 

Можно цитировать и другие отзывы, записанные на этих сшитых чёрными нитками желтоватых страницах из толстой обёрточной бумаги. Они бесхитростны и просты, но в них частичка той благодарности, которую получали артисты за свой, впрочем, нелёгкий труд.
 

Только в 1943 году в колхозы Усольского, Черемховского, Зиминского районов во время уборочных работ выезжали десять бригад артистов, давших для сельских жителей более ста концертов.
 

7 ноября 1942 года в Иркутском драматическом театре состоялось торжественное собрание, на которое были приглашены передовики производства. Но концерт для стахановцев давали… артисты Киевского государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
 

Многие иркутяне посчитали, что украинские артисты приехали на гастроли. Они ещё не знали, что после года работы в Башкирии, в городе Уфе, по решению Всесоюзного комитета по делам искусств Киевский оперный театр перебазирован в г. Иркутск и работать ему предстоит в одном здании с местным драматическим театром.
 

Партийные, советские организации города окружили украинских артистов поистине сибирской заботой и вниманием, старались предоставить им все условия для успешной деятельности. 4 декабря 1942 года киевляне открыли свой театральный сезон оперой С.С. Гулак-Артёмовского «Запорожец за Дунаем», а на другой день давали уже оперу М. Глинки «Иван Сусанин». В дальнейшем, кроме произведений украинских композиторов, труппа показала бессмертное произведение П.И. Чайковского «Евгений Онегин», а также несколько опер мировой классики.
 

Балетный коллектив поставил четыре новых спектакля: «Коппелия» Л. Делиба, «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева, «Шахеразада» Н. Римского-Корсакова и «Bicoda Hir» В. Иориша – Н. Смолича. Успех последнего балета определила музыка, построенная на широком использовании народных песенных мотивов.
 

За полтора года работы в Иркутске Киевский оперный театр поставил двенадцать новых спектаклей. И, несмотря на большую загрузку оперных и балетных актёров на стационарной сцене, они сумели дать 800 шефских концертов, провести фестивали русской и концертной музыки.
 

Киевские артисты часто участвовали в совместных концертах с иркутскими коллегами. А солистка оперы А.А. Павловская даже ездила в течение двух недель в августе 1943 года с бригадой драматического театра в колхозы Усть-Удинского района, и её пение всегда очень тепло принималось благодарными зрителями.
 

Как и иркутяне, украинские артисты сформировали специальные группы, которые выехали с концертами в госпитали для раненых бойцов. Если там отсутствовало фортепиано, оперные солисты пели в сопровождении инструментального ансамбля или даже баяна.
 

Периодически, по очереди с драматическим театром, опера давала для раненых и утренние спектакли. 17 октября 1943 года киевляне провели специальный День культурного обслуживания раненого бойца и командира, когда в один день артисты участвовали в 102 концертах, а технические работники театра починили в госпиталях более 700 единиц белья. Вскоре эту инициативу украинских артистов подхватили многие театральные коллективы страны.
 

Киевский оперный, как и многие другие театры, принял участие в сборе средств для постройки танковой колонны. Его вклад – более полумиллиона рублей и ещё 300 тысяч рублей в фонд помощи семьям фронтовиков.
 

По словам украинских артистов, Иркутск в эти полтора года стал для них близким и родным городом. Покидая его в майский день 1944 года, они, кроме благодарных слов всем жителям города, выражали уверенность, что дружба двух театров, двух братских народов, скреплённая военными невзгодами, станет ещё крепче, ещё надёжнее. Тогда в этом никто не сомневался.
 

В марте–апреле 1943 года, уступив сцену украинским артистам, Иркутский драматический театр всем коллективом выехал для обслуживания частей и гарнизонов Забайкальского фронта. О том, как работали иркутяне у военных, подробно написал в благодарственном письме на имя административного и общественного руководства театра начальник политического управления Забайкальского фронта генерал-майор Шманенко.
 

«Коллектив Иркутского драматического театра во время своего месячного пребывания в Читинском гарнизоне провёл большую работу по культурно-художественному обслуживанию красноармейцев, командиров и политработников Забайкальского фронта.
 

За этот короткий период театром было дано 46 спектаклей и концертов (из них 15 шефских), которые прошли на высокохудожественном уровне и пользовались заслуженным успехом у армейского зрителя.
 

Особенно следует отметить, что коллектив театра в условиях Отечественной войны советского народа против озверелых немецко-фашистских захватчиков сумел поставить ряд волнующих правдивых патриотических спектаклей («Давным-давно» Гладкова, «Нашествие» Леонова, «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука и др.), завоевавших большую популярность у командиров и политработников Забайкальского фронта. Этому способствовала и замечательная игра талантливых артистов театра: Б.А. Ситко, Л.П. Деримарко, М.М. Каплун, К.А. Прокофьева, Г.А. Крамовой, В.Н. Бурдина, Е.Е. Барановой и других, которые пользовались исключительной любовью и большим успехом у зрителей также и в других спектаклях, поставленных театром за время своего пребывания в г. Чите («Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Без вины виноватые» и «Последняя жертва» А. Островского).
 

Прибытие Иркутского областного драматического театра в Читу явилось культурным событием, а итоги проведённой им работы свидетельствуют о ещё более тесной дружбе работников искусства города Иркутска с бойцами и командирами, политработниками Забайкальского фронта.
 

Мы желаем театру новых успехов в плодотворной творческой работе над созданием патриотических спектаклей, воспитывающих советских людей и мобилизующих их на окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков и изгнание их из пределов нашей великой Родины».
 

За эти гастроли политическое управление объявило благодарность всему коллективу театра, а также персональную благодарность директору театра О.А. Волину, художественному руководителю театра Н.А. Медведеву и ведущим артистам.
 

На иркутской сцене – опера «Запорожец за Дунаем» Киевского театра оперы и балета. Одарка – М.И. Литвиненко-Вольгемут, Карась – И.С. Паторжинский
 

Опыт работы с воинскими частями на Забайкальском фронте очень пригодился театру в гастрольной поездке на Дальневосточный фронт в 1944-1945 годах. База театра располагалась в городе Хабаровске в помещении клуба УНК ВД, где 30 июня 1944 года состоялось открытие гастролей и где иркутским артистам предстояло работать в течение двух месяцев.
 

Всего в Хабаровске театр показал 77 спектаклей, которые посмотрели 65 тысяч человек.
 

В победном 1945 году с 16 июня по 23 сентября театр вновь выезжал на гастроли в Хабаровск и опять получил очень высокую оценку своего труда от общественных организаций и простых зрителей. В эту вторую поездку театр особенно широко развернул военно-шефскую работу в частях и гарнизонах Дальневосточного фронта.
 

Об этом в октябре 1945 года писала «Восточно-Сибирская правда». Но особенно много материалов было опубликовано в военной газете «Тревога». Сами заголовки корреспонденций и статей говорили об организации широкой и массовой работы театра с бойцами и командирами Дальневосточного фронта: «100 шеф-ских концертов для воинов нашего фронта», «Артисты у лётчиков», «Коллектив иркутского театра помогает красноармейской самодеятельности», «Иркутскому театру наше армейское спасибо» и т.д. Не случайно группа актёров, работающая в действующей армии, была награждена медалями «За победу над Японией».
 

Говоря о заслугах театра и его вкладе в общую победу над врагом, нельзя не вспомнить об актёрах, воевавших в действующей армии, в партизанах, в тылу врага, и актрису А.Ф. Перегонец, которая работала в Иркутском драматическом театре в сезон 1927-1928 годов. Во время Великой Отечественной войны она, будучи актрисой Симферопольского театра, участвовала в подпольной борьбе против немецких захватчиков. Вместе с группой других актёров А.Ф. Перегонец была расстреляна фашистами.
 

Воевали на фронте лауреаты Государственной премии В.В. Лещев, А.Н. Благовестов, заслуженные артисты РСФСР И.Н. Климов, А.З. Берман.
 

За годы войны коллектив иркутского театра выполнял не только свои прямые профессиональные обязанности. Он активно участвовал в подписке на займы, в сборе тёплых вещей для бойцов Красной Армии, отчислял денежные средства в Фонд обороны, о чём свидетельствует благодарственная телеграмма в адрес иркутского театра от Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета обороны И.В. Сталина:
 

«Телеграмма.

Иркутск. Директору драматического театра товарищу Волину, художественному руководителю товарищу Медведеву, председателю месткома товарищу Тальмо.

Прошу передать сотрудникам Иркутского драматического театра благодарность за внесение 250000 рублей в Фонд обороны СССР. Мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Сталин».
 

Великая Отечественная война близилась к концу. Актёры работали, не считаясь со временем, со своим здоровьем, с накопившейся усталостью. Некоторые, ранее приехавшие из западных областей, подумывали о переезде в родные края, да и возрастной предел поджимал. Назрела острая необходимость омолодить актёрский состав, влить в труппу новые силы.
 

В соответствии с решением Совнаркома РСФСР и распоряжением Управления искусств при СНК РСФСР 1 февраля 1944 года при Иркутском областном драматическом театре от-крылась актёрская студия. Со всех уголков Сибири в театр стали приходить письма от множества желающих «учиться на артиста». В короткий срок было получено 250 заявлений о приёме, однако к первому туру экзаменов было допущено 126 человек. После второго тура и окончательного отбора в студию поступили только 16 абитуриентов.
 

Среди них приказом от 2 февраля 1944 года в студию был зачислен Леонид Гайдай, впоследствии – известнейший комедиограф, а в октябре 1944-го дополнительным набором в студию приняли другого известного иркутского актёра – Виктора Егунова, будущего народного артиста РСФСР. Выпускниками первой студии были актриса Иркутского ТЮЗа Тамара Иванченко и преподаватель Иркутского университета, кандидат наук Надежда Ковригина.
 

Студийцы все три года – а выпускались они в сентябре 1947 года – участвовали в спектаклях театра. Леонид Гайдай был в числе самых успешных студентов, и после окончания обучения его оставили в театре в должности артиста второй категории.
 

Первые студийцы в течение двух лет разделяли все трудности и невзгоды военного времени, выпавшие на долю актёров иркутского театра. Ну а театр, точнее, его актёры, работники технических цехов, администрация с достоинством и честью выполняли свой профессиональный долг в суровые годы Великой Отечественной войны.

Они выдержали проверку боевым временем.

 

09.05.2016