Он предложил свои идеи реформы театра, а сам Пушкин рекомендовал учиться у него…
Разработка сайта:ALS-studio
12 апреля отмечается день рождения великого русского писателя и драматурга Александра Островского, работы которого внесли неоценимый вклад в развитие национального театра России.
Александр Островский является одним из создателей в литературе образа простого русского человека – именно в этом он видел одну из главных своих заслуг перед отечественной культурой. За богатую творческую жизнь – почти сорок лет работы – им было создано по одним источникам 49 пьес, по другим – 54 пьесы. В своих произведениях Александр Николаевич ярко, жизненно, правдиво показывал те стороны русской жизни, которые не решались затрагивать другие. Красочный, поистине народный язык его пьес настолько соответствовал речи московского купечества, что сам Пушкин советовал русским писателям поучиться у Островского.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цифры и факты
Принято считать, что Александр Островский создал:
- 47 оригинальных пьес;
- 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами;
- 22 пьесы он перевел с итальянского, испанского, французского, латинского языков. Ему принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони;
- В пьесах Островского 728 персонажей, не считая персонажей «без речи».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Та же простота и реалистичность отличает театр Александра
Золотая редакция «Современника». Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский |
Николаевича. Неоднократно драматург писал «проекты» и «записки» о необходимости реформ русского театра в различные правительственные учреждения. В 1885 году он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Островский говорил о том, что на сцене нужно показывать не только в экстремальные ситуации, но и обычных людей в обычной жизни, их психологические переживания и драмы. Именно с театра Островского принято вести отсчет русского театра в его современном понимании.
Основные идеи Александра Островского, предлагаемые для реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актеров);
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
- ставка не на одного актера;
- «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу – ее можно и прочитать».
Ярым противником предлагаемых нововведений был один из основоположников русской актерской школы Михаил Щепкин. Драматургия Островского требовала от актера отрешенности от своей личности, чего артист не делал. Однажды Михаил Семенович даже покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы. Тем не менее, театр Островского получил свое развитие, позже его идеи были доведены до логического конца Константином Станиславским и Михаилом Булгаковым.
Пьесы Александра Николаевича не сходят со сцен театров всего мира.
Многие его произведения послужили основой создания кино- и телесценариев и были полностью экранизированы, например популярная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли или «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы Александра Николаевича «Бесприданница».
Иркутский драматический театр обращается к пьесам Александра Николаевича с 1857 года: именно здесь впервые в России сыграна комедия Александра Островского «Свои люди - сочтемся!» в оригинальном варианте. Пьеса написана в 1850 году, но сразу же была запрещена к представлению на сцене: цензура не позволяла говорить об этом произведении Островского и в печати. Потому тотчас после премьеры иркутский генерал-губернатор послал запрос в Министерство внутренних дел, в ответ на который последовало строжайшее запрещение. В следующий раз в России «Свои люди – сочтемся» были поставлены в 1861 году, с переделанным окончанием. С 1864 года на иркутской сцене идут «Доходное место», «Гроза», «Бедность не порок» Островского. Иркутскому театру принадлежит честь впервые в стране осуществить постановку пьесы «Красавец-мужчина», написанного Островским в 1883 году.
Совсем недавно иркутяне могли видеть на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова спектакли по произведениям Александра Островского: «Шутники» в постановке режиссера Геннадия Гущина, заслуженного артиста России, «Правда – хорошо, а счастье лучше!» - работа Александра Ищенко, заслуженного деятеля искусств России, «Не так? Живем, как хочется!» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Горячее сердце» в постановке главного режиссера театра Геннадия Шапошникова.
Сегодня зрителей на сцене нашего театра ждут такие постановки по произведениям великого драматурга, как «Волки и овцы» (режиссер-постановщик Геннадий Шапошников) и «Гроза» (режиссер-постановщик Владимир Поглазов, заслуженный деятель искусств России).
С 8 по 14 апреля, в официальной группе Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Вконтакте прошла акция, посвященная писателю.
Победителем акции стала Анастасия Старцева, она получает контрамарку на двоих на спектакль «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского.
Поздравляем победителя акции! И еще раз поздравляем всех театралов с днем рождения выдающегося драматурга!
«Не так? Живем, как хочется!» | «Правда – хорошо, а счастье лучше!» | «Шутники» | «Волки и овцы» |
Засл. арт. России Татьяна Двинская, засл. арт. России Николай Дубаков, нар. арт. России Наталия Королева, арт. Милена Антипина | Засл. арт. России Тамара Панасюк, нар. арт. России Тамара Олейник | Арт. Марина Елина, засл. арт. России Николай Дубаков, арт. Милена Антипина | Арт. Евгения Гайдукова, нар. арт. России Наталия Королева |