Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Любовь не картошка — не выбросишь в окошко, или Пирком да за свадебку

Версия для печатиВерсия для печати

В драмтеатре поставили спектакль «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова.
 

Весна началась с громкой театральной премьеры – в Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П. Охлопкова поставили спектакль «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова. Чем интересна постановка и в чем ее отличие от других, связанных со свадебной тематикой?
 

От свадьбы к свадьбе

Пьесу Виктора Розова, написанную в 1963-м, тепло приняли советские театры, и уже спустя год ее можно было увидеть в театрах столицы — взять хотя бы постановку Анатолия Эфроса в московском государственном театре имени Ленинского комсомола (1964) или Олега Ефремова с Галиной Волчек в государственном драматическом театре «Современник» (1964). Через четыре года «В день свадьбе» экранизировали. А затем последовало затишье, когда к этой пьесе не обращались как материалу для сценической работы.
 

И вот спустя 50 лет интерес к драме Виктора Розова возродился, и вновь история о любви, разуме и чувствах, страсти и нравственном долге получила свое продолжение. Так, «В день свадьбы» показали в 2016 на сценах петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке и Драматического театра «Комедианты». А в 2018 году пьеса Розова предстала и для иркутского зрителя.


Любовный треугольник

Сюжет пьесы прост и понятен каждому: в преддверии свадьбы с Нюрой Саловой Михаил Заболотный встречает свою первую любовь — Клаву Камаеву — и понимает, что его прежние чувства не угасли. Нюра, в свою очередь, не желает отпускать своего жениха, но в то же время горечь от ужасающей правды, открывшейся ей, тяжелым грузом давит на плечи. Действие концентрируется вокруг любовного треугольника, в котором героям предстоит найти ответы на вопросы: что есть настоящая любовь? что есть долг? как построить собственное счастье, не разрушив при этом счастье другого?
 

Свадьбе – быть!

В Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П. Охлопкова «В день свадьбы» поставил заслуженный артист России Геннадий Гущин. Пять лет назад, в 2014, он выступил в роли режиссера и для другого спектакля, связанного с розовским темой свадьбы, обманутых ожиданий, одиночества  и борьбы за любовь – «Комнаты невесты» по пьесе Валентина Красногорова.
 

И, надо отдать должное мастерству и глубокому вчувствованию в философию  каждого из произведений: спектакль «В день свадьбы», несмотря на близость тематики и проблематики, не повторяет эту постановку. Если в «Комнате невесты» действие по эмоциональной составляющей движется от драматизма к благополучному разрешению конфликта, зрителю даруют надежду, виден свет в финале, то «В день свадьбы» драматизм оказывается неизбывен, он, словно Дамоклов меч, появляется с самых первых минут спектакля и лишь усиливается по мере развития. В результате свадьба становится по своему накалу страстей и чувственной доминанте чем-то роковым, мрачным, в котором угадывается нечто темное, затаенное, страдающее. Горечь, ревность, самопожертвование, борьба любви как физического и духовного аспекта в человеке заполняет собой все пространство и вызывает ощущение тревоги, смутного предчувствия краха человеческих отношений.
 

Предсвадебные хлопоты: ансамбль

Благодаря ансамблевой работе режиссера, художника-постановщика и артистов драмтеатра удалось воплотить на сцене настоящую драму, в которой бушуют страсти, а поднимающиеся вопросы о справедливости, правде и самопожертвовании заставляют зрителей забыть о времени, делах, выпасть из действительности и полностью погрузиться в атмосферу спектакля.


Предсвадебные хлопоты: артисты

Актеры в постановке — органичны и эмоциональны. Так, Анастасия Шинкаренко (Нюра), Антон Залетин (Михаил), Дарья Горбунова (Клава) в главных ролях спектакля представляют удивительную актерскую работу, за которой виден каждодневный труд, поиск определенных оттенков характера, способствующих созданию целостного образа. Органичность чувствуется и в сценической подаче, и в своеобразном вживании в душевное начало персонажей, благодаря которым поиск самого себя, саморефлексия и борьба чувств находят отклик в сердцах у каждого зрителя.
 

Стоит также отметить игру артистов:  заслуженного артиста России Николая Дубакова (Салов Илья Григорьевич, отец Нюры и Жени), соединившего комизм и драматизм в единое целое; Сергея Дубянского, в исполнении которого Женя, брат Нюры, получился чрезвычайно милым, добрым, приносящим свет и радость; Алексея Орлова (I) (Василий Заболотный) и Екатерины Константиновой (Майя Мухина), сцены, с участием которых подарили зрителям искрометный юмор, яркие и запоминающиеся образы и показали, как может выглядеть страсть.
 

Предсвадебные хлопоты: сценография, музыка и костюмы

Сценографическая работа заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта – это отдельный повод для радости. Каждый раз не устаешь восхищаться, как может преобразиться сцена, как пространство (в данном случае – двора с калитками, сенями, рукомойником, скамейками) удивительным образом влияет на атмосферу всего спектакля. Рассматривать декорации интересно так же, как и следить за игрой артистов на сцене. Прибавьте к этому музыкальное оформление Андрея Волченкова и костюмы художника по костюмам Оксаны Готовской – всё это вместе создает невероятное по своей силе художественное целое и погружает в давно ушедшее, которое представлено с любовью, теплотой и уважением к советскому человеку.
 

Совет да любовь

«В день свадьбы» — это как раз тот самый случай, когда постановка превосходит ожидания, когда после просмотра появляется множество вопросов для размышления, а работа режиссера и всей труппы восхищает и остается только воскликнуть: «Браво!». Спектакль удался!
 

Кроме того, это спектакль ни на один раз: к нему хочется вернуться через некоторое время, чтобы попытаться найти ответы  и вновь погрузиться в особую атмосферу. Действительно, любовь не картошка – не выбросишь в окошко: это невероятно хрупкое и вместе с тем крепкое чувство, которое способно подарить радость или горе, надежду или отчаяние – все зависит от того, как поступит человек. Будет ли он руководствоваться голосом разума? Сердца? Насколько силен в нем импульс нравственного начала? Это то, над чем предстоит подумать каждому.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Шевченко
05.03.2019