Кое-что о полетах на Марс и не только
Разработка сайта:ALS-studio
Отличается ли «то самое» для детей и для взрослых? Режиссер из Набережных Челнов Андрей Шляпин вместе с артистами Иркутского драматического театра выяснили, что, по большому счету, не очень сильно. За тем лишь исключением, что, взрослея, люди теряют веру в чудо. Постановка на камерной сцене «Кое-что о том самом и не только» по пьесе драматурга Дмитрия Калинина на краткий миг возвращает зрителям эту способность. Правда, артистам ради этого приходится впасть в детство и даже совершить путешествие на Марс.
– Когда я прочитал пьесу, то даже немного иначе стал смотреть на людей, потому что понял, что все мы родом из детства, и в нашей жизни, по сути, мало что изменилось, – рассказал Андрей Шляпин. – Все ситуации – любовь, предательство, дружба – до сих пор актуальны. С одним, пожалуй, исключением – в детстве была вера, благодаря которой мы могли мечтать и превратить старую кровать в космический корабль. А еще мы легко прощали друг друга. Я смотрю на сына, он сейчас проходит те же этапы. Все страхи, желание быть замеченным или чтобы меня два дня никто не трогал или мысли: вот я умру, и вы поймете, кого потеряли, – это было и будет у детей всех поколений.
Напомним, наш земляк, выпускник Иркутского театрального училища Андрей Шляпин поставил эскиз спектакля «Кое-что о том самом и не только» в рамках Лаборатории современной драматургии, которая проходила в Иркутском драмтеатре в сентябре. Тогда его работа очень понравилась руководству театра, артистам и зрителям, и было принято решение ставить спектакль. Это первая постановка Андрея Шляпина на родине. В 2010 году он окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС. Ставил спектакли в московских театрах. Сейчас – главный режиссер Русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах.
Действие спектакля начинается в офисе, пространство которого создал главный художник театра Александр Плинт. На сцене: три одинаковых серых двери, столы, компьютерные кресла на колесах. Герои одеты в деловом стиле. Везде атмосфера рабочей суеты, и вдруг один из офисных сотрудников Дмитрий (заслуженный артист РФ Александр Братенков) говорит зрителям: «Вы не обращайте на меня внимания. Просто мне что-то с вами поговорить захотелось. О том, что надо. Не кое о чем, а именно о том самом. Неожиданно обнаружилось, что я вырос. Нет, не только в росте. Просто стал взрослым. Так долго хотел побыстрее вырасти и вдруг, раз, и сразу вырос. Детство как-то неожиданно кончилось. Я думал, что это то самое, что я хочу, а оказалось, что я кое-чего до сих пор не понимаю. Вот был у меня друг в старом дворе. Он самый настоящий ботаник, каких в анекдотах описывают. Вовка».
Дмитрий начинает вспоминать, и на сцене появляется тот самый Вовка (заслуженный артист РФ Игорь Чирва), который строит ракету из старой кровати и постоянно подбивает героя выносить из дома бытовые приборы. И вдруг, как по волшебству, все офисные служащие перевоплощаются в персонажей из детства. Коллеги по работе становятся: первой любовью Галей (Анастасия Шинкаренко), дворовым хулиганом Серегой (Андрей Винокуров), соперником Ярославом (Александр Дулов), начальница – бабой Любой (Виктория Инадворская). Перед зрителями одно за другим возникают воспоминания из детства героя. Артисты играют детей, но по сути решают вполне взрослые проблемы.
– Ребенка нельзя играть, нужно просто убрать свой опыт, который образовался, как в чайнике накипь, – считает режиссер. – Если ты слой за слоем его убираешь, то ты можешь в какой-то момент почувствовать себя ребенком.
– Это было довольно сложно, потому что текст очень взрослый, и я не мог понять, как это соединить с детскостью моего образа, но в одну из бессонных ночей ко мне пришло озарение, как это сыграть, – рассказал Игорь Чирва. – Кстати, я в свой образ многое взял от друга детства Эдика, который все время ходил с такими заклеенными очками, потому что он их регулярно разбивал. Помню, мы с ним тоже постоянно что-то конструировали, изобретали.
Интересно, что один из самых старших артистов труппы – Валерий Жуков (в другом составе – заслуженный артист РФ Александр Булдаков) пронзительно сыграл роль малыша Куки. Именно он напоминает уже подросшему герою, что нужно иметь смелость извиниться, если не прав, и признаться самому важному для него человеку в любви.
– Это вполне оправданно, ведь старый, что малый, – отметил Андрей Шляпин. – Если люди среднего возраста еще очень крепко застряли в материальном мире – есть работа, обязанности, то у людей старшего поколения вертикаль восстанавливается, и материальный мир их потихоньку отпускает. Точно также, пока у ребенка не зарос родничок, он еще не от мира сего.
В спектакле очень много смешных и трогательных моментов, когда слезы буквально наворачиваются на глаза. Есть даже трюки, например, когда Дмитрий парит над сценой, подглядывая за свиданием Гали и Ярослава. А финал, кажется, способен растопить сердце любого циника, ведь героям все-таки удается попасть на Марс, волшебное пространство которого создал в глубине сцены Александр Плинт.
– Нам всем иногда нужно «летать на Марс» и возвращать веру в чудо, ведь по ней нам и воздастся, – считает режиссер. – Можно делать это через своих детей, встречу со школьными друзьями или еще каким-то способом, потому что даже воспоминание о детстве чистит нашу душу, ведь раньше мы были немного наивнее и добрее.