Будь в курсе
событий театра

Кое-что о полетах на Марс и не только

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Отличается ли «то самое» для детей и для взрослых? Режиссер из Набережных Челнов Андрей Шляпин вместе с артистами Иркутского драматического театра выяснили, что, по большому счету, не очень сильно. За тем лишь исключением, что, взрослея, люди теряют веру в чудо. Постановка на камерной сцене «Кое-что о том самом и не только» по пьесе драматурга Дмитрия Калинина на краткий миг возвращает зрителям эту способность. Правда, артистам ради этого приходится впасть в детство и даже совершить путешествие на Марс.
 

Когда я прочитал пьесу, то даже немного иначе стал смотреть на людей, потому что понял, что все мы родом из детства, и в нашей жизни, по сути, мало что изменилось, – рассказал Андрей Шляпин. – Все ситуации – любовь, предательство, дружба – до сих пор актуальны. С одним, пожалуй, исключением – в детстве была вера, благодаря которой мы могли мечтать и превратить старую кровать в космический корабль. А еще мы легко прощали друг друга. Я смотрю на сына, он сейчас проходит те же этапы. Все страхи, желание быть замеченным или чтобы меня два дня никто не трогал или мысли: вот я умру, и вы поймете, кого потеряли, – это было и будет у детей всех поколений.
 

Напомним, наш земляк, выпускник Иркутского театрального училища Андрей Шляпин поставил эскиз спектакля «Кое-что о том самом и не только» в рамках Лаборатории современной драматургии, которая проходила в Иркутском драмтеатре в сентябре. Тогда его работа очень понравилась руководству театра, артистам и зрителям, и было принято решение ставить спектакль. Это первая постановка Андрея Шляпина на родине. В 2010 году он окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС. Ставил спектакли в московских театрах. Сейчас – главный режиссер Русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах.
 

Действие спектакля начинается в офисе, пространство которого создал главный художник театра Александр Плинт. На сцене: три одинаковых серых двери, столы, компьютерные кресла на колесах. Герои одеты в деловом стиле. Везде атмосфера рабочей суеты, и вдруг один из офисных сотрудников Дмитрий (заслуженный артист РФ Александр Братенков) говорит зрителям: «Вы не обращайте на меня внимания. Просто мне что-то с вами поговорить захотелось. О том, что надо. Не кое о чем, а именно о том самом. Неожиданно обнаружилось, что я вырос. Нет, не только в росте. Просто стал взрослым. Так долго хотел побыстрее вырасти и вдруг, раз, и сразу вырос. Детство как-то неожиданно кончилось. Я думал, что это то самое, что я хочу, а оказалось, что я кое-чего до сих пор не понимаю. Вот был у меня друг в старом дворе. Он самый настоящий ботаник, каких в анекдотах описывают. Вовка».
 

Дмитрий начинает вспоминать, и на сцене появляется тот самый Вовка (заслуженный артист РФ Игорь Чирва), который строит ракету из старой кровати и постоянно подбивает героя выносить из дома бытовые приборы. И вдруг, как по волшебству, все офисные служащие перевоплощаются в персонажей из детства. Коллеги по работе становятся: первой любовью Галей (Анастасия Шинкаренко), дворовым хулиганом Серегой (Андрей Винокуров), соперником Ярославом (Александр Дулов), начальница – бабой Любой (Виктория Инадворская). Перед зрителями одно за другим возникают воспоминания из детства героя. Артисты играют детей, но по сути решают вполне взрослые проблемы.
 

Ребенка нельзя играть, нужно просто убрать свой опыт, который образовался, как в чайнике накипь, – считает режиссер. – Если ты слой за слоем его убираешь, то ты можешь в какой-то момент почувствовать себя ребенком.
 

Это было довольно сложно, потому что текст очень взрослый, и я не мог понять, как это соединить с детскостью моего образа, но в одну из бессонных ночей ко мне пришло озарение, как это сыграть, – рассказал Игорь Чирва. – Кстати, я в свой образ многое взял от друга детства Эдика, который все время ходил с такими заклеенными очками, потому что он их регулярно разбивал. Помню, мы с ним тоже постоянно что-то конструировали, изобретали.
 

Интересно, что один из самых старших артистов труппы – Валерий Жуков (в другом составе – заслуженный артист РФ Александр Булдаков) пронзительно сыграл роль малыша Куки. Именно он напоминает уже подросшему герою, что нужно иметь смелость извиниться, если не прав, и признаться самому важному для него человеку в любви.
 

Это вполне оправданно, ведь старый, что малый, – отметил Андрей Шляпин. – Если люди среднего возраста еще очень крепко застряли в материальном мире – есть работа, обязанности, то у людей старшего поколения вертикаль восстанавливается, и материальный мир их потихоньку отпускает. Точно также, пока у ребенка не зарос родничок, он еще не от мира сего.
 

В спектакле очень много смешных и трогательных моментов, когда слезы буквально наворачиваются на глаза. Есть даже трюки, например, когда Дмитрий парит над сценой, подглядывая за свиданием Гали и Ярослава. А финал, кажется, способен растопить сердце любого циника, ведь героям все-таки удается попасть на Марс, волшебное пространство которого создал в глубине сцены Александр Плинт.
 

– Нам всем иногда нужно «летать на Марс» и возвращать веру в чудо, ведь по ней нам и воздастся, – считает режиссер. – Можно делать это через своих детей, встречу со школьными друзьями или еще каким-то способом, потому что даже воспоминание о детстве чистит нашу душу, ведь раньше мы были немного наивнее и добрее.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Елена Орлова
23.12.2021