Будь в курсе
событий театра

Итоги года от Анатолия Стрельцова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Мы не делаем из театра музей»
 

В чем задача современного театра, какими должны быть спектакли, чтобы воспитывать зрителя, и кто станет новым худруком иркутской драмы? На эти вопросы «Иркутской области» ответил директор Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. Он убежден, что будущее — за русским психологическим театром, построенном на принципах Станиславского.
 

Анатолий Стельцов: «У нас есть четкая позиция: театр должен воспитывать в человеке нравственное начало»
 

— Анатолий Андреевич, ваш театр в этом сезоне бьет все рекорды по количеству премьер. Такое ощущение, что вы их выпускали каждые две недели. Какие спектакли больше всего вам понравились в новом сезоне?
 

— Разве я могу сказать, что мне что-то не понравилось? Тем более что во мне сидят сразу три человека: в одной стороны, обычный зритель, с другой — директор, с третьей — театровед. Скажу по секрету, что в нашей профессии сложнее всего смотреть спектакли своего театра. Каждый раз думаешь о потраченных деньгах. Поэтому я не могу объективно говорить о спектаклях.
 

— Ну а если судить не только с директорской точки зрения?
 

— Если отключить директора и простого зрителя, с точки зрения театроведения очень хорошим получился «Идиот» (постановка Геннадия Шапошникова) — с блистательной работой Сережи Дубянского в роли князя Мышкина. Это хороший спектакль, который не стыдно показать где бы то ни было. С точки зрения зрительских симпатий, мы очень правильно сделали, что поставили «Прощание в июне» Вампилова (постановка Геннадия Гущина). Это наш город, наша ностальгия по тому времени. Для женской аудитории, да и для мужской тоже, хорошо, что мы поставили «Скамейку» Александра Гельмана. Я, как и режиссер этого спектакля Сергей Тищенко, тоже считаю, что мы должны женщинам отдать долги.
 

Еще один спектакль, который порадовал в этом сезоне, «Брат Иван» — его молодые ребята сделали самостоятельно. Достоевского вообще сложно ставить, потому что в нем много второго плана, скрытого смысла. И очень хорошо, что они подняли эту тему — как безбожный человек погибает в атмосфере безнравственности. Режиссер Дима Акимов очень серьезно готовился, консультировался со специалистами по Достоевскому. Мне вообще очень нравится, что люди в нашем коллективе настроены на познание чего-то нового и хотят делать серьезные спектакли, а не заниматься антрепризным ширпотребом. Точно так же мне очень нравится, что мы сделали спектакль «Король умирает» по Ионеско. Потому что абсурд дает большое поле для режиссерской фантазии.
 

— До конца сезона, как я знаю, у вас еще ожидается премьера шеспировского «Макбета». Расскажите о ней.
 

— Когда мы решили ставить «Макбета», мы никак не могли предположить, что за этот материал возьмутся чуть ли не по всей стране. Может быть, мы уловили дух времени. Шекспир писал: «Непрочно то, что строишь на крови, чужая смерть для жизни не спасенье». «Макбет» является подтверждением этой мысли. Любая власть, которая строится на крови, временна и не приносит пользы. Спектакль ставит серьезный режиссер — лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор, заслуженный деятель искусств Беларуси Валерий Анисенко. Он этот же материал делал со своим театром и даже участвовал с этим спектаклем в фестивале шекспировских пьес в Англии. У нас, конечно, будет другой спектакль. И закрывать сезон мы будем именно им. Премьера состоится 13 июля.
 

— В прошлом году по осени всех взбудоражила новость о том, что художественный руководитель и главный режиссер вашего театра Геннадий Шапошников меняет место работы и уезжает в Москву руководить Театром на Покровке. Тогда всех заверили, что он продолжит работу в Иркутске, но по всему видно, что он все больше в столице.
 

— Да, это так. Следующий театральный сезон мы будем открывать уже без него. В ближайшее время в Москве у меня состоится ряд встреч, на которых будет обсуждаться кандидатура на эту должность в нашем театре. 14 лет назад я точно так же нашел в Москве Геннадия Шапошникова. У меня есть ряд людей, мнению которых я доверяю, вот с ними я и буду советоваться. Очень хотелось бы, чтобы этот вопрос решился до начала следующего сезона. Хотя это очень непросто. Поставить хороший спектакль не так сложно, как суметь поставить коллектив, найти с ним общий язык и взаимодействие. Главный режиссер — это особая профессия. Как правило, хороших режиссеров много, а вот главных режиссеров — единицы.
 

— Но вы при этом хотели бы найти такого человека, который бы продолжил принятую в вашем театре линию?
 

— Сегодня существует масса мнений, каким должен быть современный театр. И самое сложное в этой не всегда этичной дискуссии отстаивать классический русский психологический театр. У нас есть четкая позиция: театр должен воспитывать в человеке нравственное начало. И мне приятно, что коллектив нашего театра сохраняет эти традиции. Мы поставили в этом сезоне два спектакля по Достоевскому, что вообще редко можно встретить в провинциальных театрах. Мне нравится, что мы бережно относимся к классическим произведениям. Это не значит, что мы делаем из театра музей. Проблемы, которые рассматриваются в классических произведениях, не зависят от социальной составляющей сегодняшнего дня — они вечны. И нам очень хочется художественными средствами донести до зрителя то, что хотел сказать автор, а не то, что придумал режиссер для собственного самоутверждения. Это вопрос бережного отношения к своему творчеству и законам Станиславского: «Не я в искусстве, а искусство во мне». Это великая фраза, она определяет все. Хорошо бы нам найти такого человека, который сумел бы мягко вписаться в это положение вещей.
 

— Судя по тому, что у вас каждый вечер полные залы, иркутская публика полностью поддерживает выбранное вами направление.
 

— Я могу сказать с полной уверенностью: Иркутск — интеллигентный и воспитанный город. В нем живут разные люди: кто-то любит оперетту, кто-то — ночные клубы и шоу «Пусть говорят», но та ниша, которую занимает Иркутский академический драматический театр, заполнена интеллигентной публикой. К нам приходят особые люди, и, судя по наполняемости зрительного зала, им интересно то, что мы делаем.
 

У нас в театре двери для творчества открыты всем. Здесь и молодежное движение каждый день проводит встречи и играет спектакли, и конкурс чтецов «Звучащее слово» проводится каждый год, и фестиваль любительских театров «Алые паруса» мы поддерживаем много лет — если хочешь проявиться, пожалуйста! Но мы смотрим и задаем вопрос: зачем ты занимаешься творчеством — себя показать или открыть что-то в себе и во мне как в зрителе? Мне очень нравится, что в этом году мы разработали несколько программ с молодежным движением, в которых рассказываем школьникам о героических людях Сибири. Освоение БАМа, подвиги жителей нашего региона в Великой Отечественной войне, строительство ГЭС на Ангаре, Иркутский авиазавод — подрастающее поколение должно знать о своей истории и гордиться ею. Патриотическое воспитание молодежи — это тоже задача театра.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
15.07.2016