Будь в курсе
событий театра

И снова чувства посреди войны (Аргументы недели)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На ка­мер­ной сцене ир­кут­ско­го драм­те­ат­ра по­ста­ви­ли еще одну ис­то­рию, в ко­то­рой на пер­вой ли­нии не толь­ко Он и Она. Еще вой­на. Свою «фан­та­зию», опи­ра­ю­щу­ю­ся на ро­ман Эр­не­ста Хе­мин­гу­эя, пред­ста­вил пуб­ли­ке ак­тер Иван Гу­щин, он экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет как ре­жис­сер. Мы по­бы­ва­ли на пред­про­смот­ре спек­так­ля «По ком зво­нит ко­ло­кол». На фоне ис­пан­ско­го сю­же­та вспом­ни­ли о про­шло­год­ней пре­мье­ре «Живи и пом­ни», где вой­на отыг­ры­ва­ет свою раз­ру­ши­тель­ную роль в судь­бе рус­ской жен­щи­ны.
 

О «са­мом глав­ном, что мог­ло слу­чить­ся»

Сра­зу ска­жем, не жди­те от спек­так­ля хе­мин­гу­эев­ско­го мас­шта­ба. Со­бы­тия мая 1937 года в Ис­па­нии рас­кры­ва­ют­ся че­рез фан­та­зии маль­чиш­ки. Он, юный Эр­не­сто в фак­тур­ном сви­те­ре, от­сы­ла­ю­щем к про­шлым эпо­хам, в ка­би­не­те с ви­дав­шим виды пись­мен­ным сто­лом, ре­кон­стру­и­ру­ет пар­ти­зан­ские вы­лаз­ки, про­иг­ры­ва­ет в сво­ем во­об­ра­же­нии сце­ны про­ти­во­сто­я­ния фа­ши­стам и ро­ман­ти­че­ские мо­мен­ты. Да, лю­бовь име­ет свой­ство вспы­хи­вать и в са­мых су­ро­вых усло­ви­ях, ко­гда за два дня ста­ра­ешь­ся про­жить и про­чув­ство­вать всё, на что в мир­ное вре­мя у счаст­ли­вых ро­ман­ти­ков есть годы.
 

«Для меня эта ис­то­рия не толь­ко о войне, — про­ком­мен­ти­ро­вал Иван Гу­щин. — Лю­бовь, друж­ба, че­ло­веч­ность. Обо всем этом тоже хо­чет­ся рас­ска­зы­вать, и это даже важ­нее. На­де­юсь, эмо­ции зри­те­ля сов­па­дут с мо­и­ми по­сле того, как впер­вые про­чи­тал ро­ман. А было это 10 лет на­зад. То­гда и по­яви­лась меч­та сде­лать по­ста­нов­ку на ос­но­ве кни­ги, став­шей од­ной из моих лю­би­мых. И я на­чал «пор­тить» ро­ман — со­кра­щать, еще со­кра­щать, умень­шать ко­ли­че­ство пер­со­на­жей, вы­во­дить глав­ную ли­нию. Про­цесс дли­тель­ный, но на­сту­пил мо­мент, ко­гда я уже не мог от­кла­ды­вать. И мы по­ста­ви­ли «По ком зво­нит ко­ло­кол». По моим ощу­ще­ни­ям, спек­такль по­лу­чил­ся чуть свет­лее ори­ги­наль­но­го про­из­ве­де­ния. Я все­гда ста­ра­юсь оста­вить в фи­на­ле на­деж­ду, несмот­ря на все тя­гост­ные пе­ре­жи­ва­ния. И с по­яв­ле­ни­ем но­во­го ге­роя — маль­чи­ка, ко­то­ро­го нет у Хе­мин­гу­эя — в ис­то­рии по­яв­ля­ет­ся эта свет­лая нота».
 

Юный ис­пол­ни­тель роли маль­чи­ка, вос­пи­тан­ник те­ат­раль­ной сту­дии «DRAMA» Сер­гей Алек­се­ен­ко, со сво­ей ак­тёр­ской за­да­чей справ­ля­ет­ся до­воль­но убе­ди­тель­но. Удач­ный ход — ожи­вить ис­то­рию че­рез про­стые вещи в ру­ках па­рень­ка: кни­ги и дос­ка для шах­мат пре­вра­ща­ют­ся в мост, ко­то­рый необ­хо­ди­мо взо­рвать ди­на­мит­чи­ку Ро­бер­ту Джор­да­ну (его иг­ра­ет сам Гу­щин, го­во­рит, все­гда хо­тел), пресс-па­пье си­лой фан­та­зии пе­ре­во­пло­ща­ет­ся в танк, а ку­ри­тель­ная труб­ка пар­ти­зан­ско­го ли­де­ра вдруг сып­лет пеп­лом, уди­ви­тель­но по­хо­жим на снег, осо­бен­но в све­те сце­ни­че­ских фо­на­рей.
 

Что-что, а вот та­кие «при­е­мы» в этой по­ста­нов­ке от­лич­но спо­соб­ству­ют со­зда­нию нуж­ной ат­мо­сфе­ры. Осо­бен­но в со­че­та­нии с ис­пан­ски­ми мо­ти­ва­ми. Они в спек­так­ле охва­ты­ва­ют це­лую гам­му на­стро­е­ний — здесь и страст­но-дра­ма­тич­ное фла­мен­ко, и за­во­ра­жи­ва­ю­щие ка­ста­нье­ты, и пат­ри­о­тич­но-мар­ше­вые мо­ти­вы, и зву­ча­ние кор­ри­ды, и ги­тар­ная ли­ри­ка. Кста­ти, юный ак­тер спе­ци­аль­но для по­ста­нов­ки ра­зу­чил на ги­та­ре ис­пан­ские ме­ло­дии. Его по­рой роб­кие ак­кор­ды зву­чат очень тро­га­тель­но.
 

Сен­ти­мен­таль­ный зри­тель в несколь­ких сце­нах рис­ку­ет рас­пла­кать­ся. В фи­на­ле ре­а­ли­стич­ные сле­зы счи­ты­ва­ют­ся и в гла­зах глав­ной ге­ро­и­ни. Оль­га Га­ра­гу­ля во­пло­ти­ла на сцене об­раз Ма­рии, хруп­кой, несу­раз­ной ис­пан­ской де­вуш­ки, воз­люб­лен­ной бри­тан­ца Ро­бер­та. На­сколь­ко судь­ба этой пары, где чув­ства пе­ре­пле­лись с во­ен­ной мис­си­ей, впе­чат­лит ис­ку­шен­ную те­ат­раль­ную пуб­ли­ку, слож­но про­гно­зи­ро­вать. На­кал и саспенс — на­вер­ное, мог­ли быть по­вы­ра­зи­тель­нее. Ре­жис­сер спек­так­ля и сам при­зна­ет: «Не ду­маю, что я всё умею, всё знаю. Ду­маю, по­лу­чить спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние». Од­на­ко ро­ман­тич­ные сце­ны, на наш субъ­ек­тив­ный взгляд, вы­шли очень неж­ны­ми. На­ив­но? Воз­мож­но. Но по­рой так не хва­та­ет имен­но та­кой про­сто­ты и на­ив­ной чи­сто­ты.
 

И пом­ни­те, как там у Хэмин­гу­эя? «Ни­ко­гда не по­те­шай­ся над лю­бо­вью. Про­сто есть люди, ко­то­рым так ни­ко­гда и не вы­па­да­ет сча­стья узнать, что это та­кое. (…) все рав­но, про­длит­ся ли это пол­то­ра дня или мно­гие годы, оста­нет­ся са­мым глав­ным, что толь­ко мо­жет слу­чить­ся в жиз­ни че­ло­ве­ка. Все­гда бу­дут люди, ко­то­рые утвер­жда­ют, что это­го нет, по­то­му что им не при­ш­лось ис­пы­тать что-ли­бо по­доб­ное. Но (…) это су­ще­ству­ет (…) и в этом твое сча­стье, даже если тебе при­дет­ся уме­реть зав­тра».
 

«Слад­ко жить. Страш­но жить. Стыд­но жить»

А это уже сло­ва дру­гой ге­ро­и­ни, тоже с ка­мер­ной сце­ны ир­кут­ской дра­мы. На­сте­на из по­ста­нов­ки «Живи и пом­ни» по Ва­лен­ти­ну Рас­пу­ти­ну — ха­рак­тер со­вер­шен­но дру­гой по силе, от­лич­ный от ис­пан­ки-Ма­рии. И спек­такль у «охлоп­ков­цев» по­лу­чил­ся на­пря­жен­ный, вы­ра­зи­тель­ный. Его пре­мье­ра со­сто­я­лась осе­нью про­шло­го года.
 

Со­зда­те­ли пре­зен­то­ва­ли ее как «ис­то­рию Муж­чи­ны и Жен­щи­ны на по­ро­ге кон­ца вре­мён. Пе­ред ли­цом веч­но­сти. Же­сто­кий ро­манс о влюб­лён­ных. Ис­то­рия ду­шев­ных стра­да­ний и ду­хов­но­го вос­хож­де­ния». Еще один сю­жет, где «бес­че­ло­веч­ная раз­луч­ни­ца вой­на вста­ла меж­ду ними, обо­жгла, обез­до­ли­ла, ото­рва­ла друг от дру­га» и в то же вре­мя «сбли­зи­ла, срод­ни­ла, дала ощу­тить неви­дан­ный внут­рен­ний свет».
 

Ре­жис­сер «Живи и пом­ни» Ста­ни­слав Маль­цев ста­рал­ся при­дер­жи­вать­ся ко­ор­ди­нат, ко­то­рые обо­зна­чил ав­тор ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния Ва­лен­тин Рас­пу­тин. Хотя, ко­неч­но, охва­тить в двух­ча­со­вой по­ста­нов­ке все ли­нии по­ве­сти невоз­мож­но. Пи­са­тель же го­во­рил: «Эта кни­га пре­жде все­го о жен­щине, о пре­крас­ном, чи­стом рус­ском ха­рак­те­ре, го­то­вом к са­мо­по­жерт­во­ва­нию, ис­пол­нен­ном добра, са­мо­от­вер­жен­но­сти, ис­крен­но­сти, от­вет­ствен­но­сти за близ­ко­го че­ло­ве­ка». И спек­такль, где оста­лось все­го че­ты­ре ак­те­ра, точ­но о том же.
 

«Ва­лен­тин Гри­го­рье­вич опе­ри­ро­вал та­ки­ми мощ­ны­ми ве­ща­ми как жизнь и смерть, лю­бовь, веч­ность… Мне за­хо­те­лось очи­стить эту ис­то­рию от су­е­ты, — по­яс­нял ре­жис­сёр­скую идею Ста­ни­слав Маль­цев. — Что­бы это были толь­ко два лю­бя­щих друг дру­га че­ло­ве­ка, ока­зав­ши­е­ся во вре­мен­ной и лич­ной ка­та­стро­фе — вой­на и то, как они про­жи­ва­ют это вре­мя. И ещё двое пер­со­на­жей — маль­чик и де­воч­ка — как бы про­дол­же­ние со­бы­тий. Это не дети глав­ных ге­ро­ев, но дети, ко­то­рые ста­ли сви­де­те­ля­ми их жиз­ни и судь­бы. Их гла­за­ми мы пы­та­лись смот­реть на про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия. Их вос­по­ми­на­ния, а где-то фан­та­зия и во­об­ра­же­ние, ра­бо­та­ют для зри­те­ля про­вод­ни­ка­ми».
 

Вло­жи­лись со­зда­те­ли по­ста­нов­ки и в оформ­ле­ние. «Вода, де­ре­во, ве­тер, снег — это ор­га­нич­но для Рас­пу­ти­на. Он пи­сал о на­сто­я­щей при­ро­де. И нам не хо­те­лось врать, — при­зна­вал­ся Ста­ни­слав Маль­цев. — Мы с ху­дож­ни­ком Алек­сан­дром Плин­том со­зда­ва­ли ту сре­ду, в ко­то­рой было бы пра­виль­но ста­вить Рас­пу­ти­на».
 

И на наш взгляд, дей­стви­тель­но «пра­виль­ная» по­ста­нов­ка по­лу­чи­лась. «Живи и пом­ни» — несо­мнен­но силь­ная вещь. И кни­га, и ее во­пло­ще­ние на ир­кут­ской сцене.
 

Кста­ти, спек­такль во­шел в про­грам­му Вто­ро­го все­рос­сий­ско­го те­ат­раль­но­го фе­сти­ва­ля име­ни Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на. На пра­вах ор­га­ни­за­то­ра ме­ро­при­я­тия Ир­кут­ский ака­де­ми­че­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр им. Н. П. Охлоп­ко­ва пред­ста­вит три по­ста­нов­ки. Кро­ме «Живи и пом­ни» зри­тель уви­дит наши «Уро­ки фран­цуз­ско­го» (тоже с юным та­лан­том Сер­ге­ем Алек­се­ен­ко) и «Дом» по про­из­ве­де­ни­ям Фё­до­ра Аб­ра­мо­ва.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Ольга Брайт
15.02.2024