Будь в курсе
событий театра

Ария №1893

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

От вертепа до профессионального театра – экскурсию по причудливой истории лицедейства для иркутян провёл в августе Игорь Щеглов, руководитель молодёжного театрального движения. На «Прогулке по старому Иркутску» в сквере у драматического театра имени Н.П. Охлопкова побывал корреспондент «Сибирского энергетика».
Театральная история в Иркутске восходит к началу XVIII века, рассказал Игорь Щеглов. Сначала это были песни и игры скоморохов, затем кукольные спектакли с Петрушкой. С юга страны пришёл в Сибирь кукольный театр вертеп, в котором разыгрывались представления на религиозные темы.

Конец XVIII – начало XIX века – время появления светского любительского театра в Иркутске. 24 января 1787 года в доме местного чиновника Троепольского открылся первый любительский театр. Есть свидетельства, что хозяин и сам был актёром, а режиссёром и главной актрисой была его жена Мария Ивановна. Участвовали в постановках губернские чиновники, солдаты местного гарнизона и ссыльные поселенцы. Ставили в основном классические драмы, часто трагедии Сумарокова.

 

Дореволюционная история иркутского театра интересна горожанам и сегодня

В 1803 году купеческий сын Солдатов учреждает уже постоянный театр «для всей публики».

 

– Театр помещается в длинном одноэтажном доме на Заморской улице (теперь улица Ленина. – «СЭ»), – рассказал гид. – Можно говорить о том, что именно здесь зарождаются традиции провинциального театра. Спектакли давали по праздниками – «на Святках и Святой неделе». Играются очень популярные в то время пьесы, оперы «Сбитенщик» Княжнина, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова, «Кузнец» Вяземитинова. Театр Солдатова вызвал достаточно большой резонанс в иркутском обществе. Им заинтересовались ценители, которые знали театральную жизнь в столице.
 

В 1805 году ссыльные князь Горчаков и бывший гвардейский офицер Шубин составили в Иркутске небольшую труппу, игравшую, однако, «так недурно, что хоть бы на всероссийском губернском театре».
 

– Третьим в этой театральной команде стал гарнизонный офицер Яковлев. В доме на Луговой, теперь это улица Марата, появляется ещё один театр, где основная часть актёрского состава – офицеры и чиновники. Здание специально оборудовано:  выкопана яма, в которой была сцена, устроен партер, ложи расположены в три яруса, то есть это уже был настоящий театр, как мы его себе представляем. Билеты стоили по тем временам достаточно дорого: за кресло платили 2,5 рубля, стул – 1 рубль, ложу – 5 рублей, амфитеатр стоил 50 копеек, а раёк – 25. Даже раёк по тем временам был достаточно дорогим удовольствием, не говоря уже о партере. Репертуар составляли в основном комедии, водевили, оперы. Театр был очень популярен, но его закрыли, когда в Иркутск с какой-то оказией приехал военный начальник с проверкой и нашёл, что военная служба и театр несовместимы, запретив играть в театре солдатам и унтер-офицерам. Так театр лишился своей труппы.
 

Примерно в это же время казачий урядник Клепиков и мещанин Кондратьев открыли на рынке «театр для любителей базара».
 

– 1805 – 1809 годы – время «театрального» всплеска в Иркутске. Представления давались два раза в неделю. Однако после закрытия театра на Луговой театральная жизнь на время, можно сказать, умерла. Представления шли в гимназии, спектакли играли студенты, но это было эпизодически. В 1844 году купец Лев Сухоруков пытается создать уже профессиональный театр, деятельность его носит достаточно продолжительный и серьёзный характер. Есть свидетельства, что Сухоруков заключает с актерами договоры, которые составлены очень профессионально, – в этом видна его заинтересованность, чтобы театр существовал. Купец собирает более тысячи рублей, устанавливает огромное по тем временам жалованье актёрам, но театр, к сожалению, просуществовал всего лишь один сезон. Спектакли не давали сборов, и, несмотря на то что Сухоруков даже уезжает на прииски, где пытается собрать денег, у него не получается продвинуться дальше.
 

Однако город уже готов к появлению профессионального театра. Как раз в это время приезжает в Иркутск Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, с именем которого и связывается возникновение нашего первого профессионального театра.

 

Театр остаётся местом, которое объединяет мыслящих и
культурных людей , уверен Игорь Щеглов

Первым антрепренёром профессионального театра в Иркутске стал Иосиф Маркевич. Он имел достаточно большой опыт театральной деятельности, был странствующим актёром, в 1840-е годы со своей труппой дважды бывал в Иркутске и в итоге решил остаться.
 

В 1850 году петербургская газета «Северная пчела» писала: «15 ноября. Наконец открылся в Иркутске постоянный театр. До приезда содержателя онаго, г-на Маркевича, открыт был абонемент на 15 представлений: цена кресла назначена была 22 рубля 50 копеек, а места за креслами – 15 рублей. Первые представления состояли из пьес «Любовный напиток» Ленского, «Комедия с дядюшкой», «Андрей Степанович Бука», «Жених нарасхват» и других. Первое представление было дано в зале Благородного собрания, потому что здание театра (деревянное) ещё не выстроено. На первом представлении театр совершенно был полон, и все остались в восхищении от прекрасных декораций и костюмов. Состав труппы совершенно удовлетворительный; особое внимание заслужили актрисы Санковская и Романовская».
 

Одновременно при поддержке губернатора Муравьёва-Амурского строится деревянное здание театра, которое было торжественно открыто 22 октября 1851 года.
 

– Надо сказать, что аудитория театра была достаточно большой, – заметил Игорь Щеглов, – и она не менялась, поэтому было необходимо постоянно обновлять репертуар. Если сегодня спектакли идут несколько лет, то в то время это было невозможно.
 

С приездом нового генерал-губернатора Восточной Сибири Синельникова летом 1871 года начинается строительство нового театра, на месте которого ныне находится театр Охлопкова.
 

– Цена билетов была очень высока: ложи бенуара – 8-9 рублей, бельэтаж – 7-8 рублей, третий ярус – 4,5-5 рублей, а самые дешёвые места стоили 40 копеек. При этом разрыв между самой высокой и самой низкой ценой получается 20 раз, теперь такого не бывает, – отметил гид. – Кстати, нужно сказать, сейчас сидячие места есть и на галёрке, а до XX века в райке люди могли только стоять. Забавный факт: пуд мяса в то время стоил 4-5 рублей, то есть билет в бенуар стоил как 32 килограмма мяса.
 

Этот театр устоял в большом иркутском пожаре 1879 года, но в 1890-м сгорел дотла.
 

– В газетах писали: «Деревянный, выстоявшй на ангарском ветру почти два десятка лет, взметнулся он в утреннее небо гигантским костром такой силы, что уже через полчаса к нему невозможно было приблизиться. Примчавшиеся конные пожарные с бочками если и могли что сделать, так это отстоять небольшие одноэтажные флигеля, стоявшие по обеим сторонам театра». В этих флигелях обычно селились приезжие артисты с семьями. Вновь труппа, лишённая возможности репетировать и выступать на сцене, разбивается, часть актёров уезжает. В это время все – иркутская общественность, руководство губернии – понимают, что Иркутск без театра уже не может существовать.
 

На строительство нового здания собираются пожертвования, причём достаточно успешно. Есть такие свидетельства: купец Немчинов пожертвовал 35 тысяч рублей, Базановы – 25 тысяч, Трапезников – 3 тысячи, – продолжает гид. Большие деньги вносили коммерческие фирмы, например, Общество Николаевского железоделательного завода отправило на строительство нового театра 5 тысяч рублей. Вскоре пожертвования составили 141 тысячу 600 рублей, просто баснословную сумму. Активно обсуждался вопрос о выборе места. Первоначально было предложено возвести театр на Тихвинской площади против Пестеревской улицы (ныне Российская), но оно было отвергнуто, потому что на площади строились собор и Тихвинская церковь. В конце концов было принято решение каменный театр возвести там, где уже существовало два здания театра.

 

Иркутяне очень хотели, чтобы в городе появился театр.

Теперь нужен был проект. Иркутяне обратились за помощью в Петербургское общество архитекторов. 18 июня 1892 года из Петербурга пришла телеграмма. «Архитекторы охотно принимают ваше предложение», – говорилось в ней. Было решено провести конкурс на лучший проект, городской голова Сукачёв лично отправился на переговоры в Петербург. 

По условиям конкурса театр должен был иметь четыре яруса, вмещать не менее тысячи человек и стоить 200 тысяч рублей. Несмотря на тщательный отбор, среди имеющихся проектов такого не нашлось, поэтому для иркутского театра был разработан новый. Конкурс заканчивается в 1893 году, лучшей была признана работа Виктора Шретера.

– Каждый из проектов носил определённое название-«девиз», например «Мельпомена», «Шестнадцать», «Иркутск», – говорит лектор. – Победивший проект назывался «Ария № 1893». Театр был построен в неимоверно короткие сроки: с 1894 по 1896 год. 

Ещё один забавный факт: после лекции обратите внимание на даты на фасаде, там написано «1894» и «1897» – здание было построено в 1896 году, а открыто уже в следующем. Вполне в духе русского характера: несмотря на заранее составленную смету, денег хватило лишь на то, чтобы возвести здание, а на оборудование уже не осталось. Поэтому в течение года театр доводили до ума, чтобы можно было принимать актёров и зрителей. Когда подсчитали все затраты, они превысили 308 тысяч рублей. 

30 августа 1897 года состоялось открытие театра. В этот день в праздничном настроении был весь город: был совершён молебен, из Харлампиевского храма специально были принесены иконы, с особой речью выступил генерал-губернатор Горемыкин. Открытие первого театрального сезона состоялось тремя днями позже, когда была сыграна пьеса Гоголя «Ревизор».

– Основной темой речи генерал-губернатора была мысль о том, что театр носит высокое образовательное и воспитательное значение, что, к сожалению, сегодня у нас забывается, – заметил Игорь Щеглов. – Театр становится местом развлечения, а не институтом воспитания духа, души и нравственности человека. Драматический театр всегда был хранителем лучших традиций. Уникальный случай: в иркутском театре шла запрещённая пьеса Островского «Свои люди – сочтёмся». Театр до сих пор остаётся, на мой взгляд, местом, которое объединяет общественность, ищущих, мыслящих и культурно образованных людей. Это такая площадка, которая позволяет нам, будучи занятыми разными делами, встретиться и подумать о чём-то добром, разумном, вечном. 

Фото: Мария Ковальская

Автор: 
Алёна Махнёва
07.09.2012