Блестки истории
Разработка сайта:ALS-studio
Возвращая забытые имена
Александра Федоровна Перегонец происходила из обедневшего дворянского рода. Родители ее родом из Украины, но покинули ее задолго до рождения Шурочки. Родилась она в г. Кузнецке 15 ноября 1895 года, выросла в Калуге, там и начала играть на любительской сцене. Казалось бы, это было совершенно противопоказано робкой, тихонькой девочке. Ее талант разглядел подвижник театра, местный просветитель Федор Павлович Наттер. Посоветовал учиться. И Шура училась в частной драматической школе Петровского в Петербурге.
Там же она стала актрисой театра миниатюр. После был Московский театр того же профиля «Кривой Джимми». С ним на гастрольных путях-дорогах встретилась с мхатовской группой, руководимой В.И.Качаловым. Ее стали настоятельно приглашать в эту группу. Не пошла — не захотела подводить свой театр, где вела репертуар. Ее не раз приглашали столичные театры. Какое-то время она играла в Петроградском БДТ. В Москве получала приглашение во вновь организуемый Театр сатиры. Последним было приглашение летом 1940 года от Ю.А.Завадского. Он звал Перегонец и Добкевича к себе, в театр имени Моссовета...
Вряд ли стоит пересказывать и дальше факты из книги С.Ландау. Книгу попросту стоит прочесть всем, кто интересуется театром. Это выдающийся театроведческий труд. Нам же не обойти сейчас еще одного факта.
Ландау встречалась и переписывалась со многими сослуживцами Александры Федоровны. Нам особенно интересны высказывания о ней народного артиста СССР Михаила Алексеевича Куликовского, главного режиссера Иркутского драматического театра в 50-е годы прошлого века. Перед войной он служил на симферопольской сцене в качестве режиссера и актера. Тогда еще очень много играл. Часто его партнершей была Перегонец — в спектаклях «Стакан воды» Скриба, в «Собаке на сене» Лопе де Вега, в «Коварстве и любви» Шиллера и других. Вот строчки одного из его писем к Ландау: «...И хотя коллектив в Симферополе был профессиональным и культурным, именно лидер, каким являлась Александра Федоровна, цементировал его и создавал ансамбль, единство его тона и манеры игры».
Куликовский уехал из Симферополя перед войной в Оренбург, где ему был предложен пост главного режиссера театра.
Вот так происходят на театре встречи и совпадения! Они продолжаются и сегодня. Два года назад коллектив Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова был на гастролях в Крыму. Охлопковцы играли на сцене Крымского краевого академического театра имени М.Горького. Вероятно, обратили внимание и на мемориальную доску на фасаде театра, где среди других значится фамилия «Перегонец». Возможно, кто-то из иркутян поинтересовался и историей группы «Сокол». Но видимо, никто не знал, что фамилия Перегонец когда-то украшала афишу одного из театральных праздников в Иркутске.
Тогда, в конце 20-х, она играла на иркутской сцене кроме Марии Антоновны в «Ревизоре» Элизу в «Пигмалионе», Софью в «Горе от ума», Полиньку в «Доходном месте», Луизу в «Коварстве и любви», центральную роль — в «Принцессе Турандот»...
Что еще? Мы знаем, что поклонники-иркутяне ласково называли ее Шурочкой. Какой же она была, актриса Перегонец, сыгравшая, считая миниатюры, более 330 ролей?
По характеру дарования ее сравнивали с Верой Федоровной Комиссаржевской... Но сравнения, даже с великими, — односторонняя натяжка. Перегонец была актрисой самобытного глубокого дарования. Светлым человеком с тонкой поэтичной душой.
Удивительно, но и сегодня мы можем увидеть ее — живую! Не пропустите при случае, если по поводу какого-нибудь юбилея на телеэкране появится знаменитый первый советский приключенческий «боевик» «Аэлита» — кинолента Якова Протазанова, снятая еще в 1924 году! В титрах пестрят знаменитые актерские имена: К.Эккерт, И.Толченов. Н.Баталов, Ю.Завадский, Н.Церетелли, И.Ильинский, П.Поль, Ю.Солнцева. А рядом — актриса Московского театра Корша Александра Перегонец в роли рабыни Ихошки...
В 1927 году она писала брату из Иркутска:
«15 ноября 1927 г.
...Погода в Иркутске дивная, воздух чистый. Сухо и много солнца. Снега еще нет. Тепло. Очень хорошо. Ангара прозрачная-прозрачная, видно дно. Да и сам город хорош. Очень много цветов, что меня поражает, — точно на юге...»
«8 апреля 1928 года.
...Стоят дивные жаркие дни, полные солнца и цветов. Ангара тронулась и понеслась как бешеная. Как я люблю весну! Хочется что-то сделать большое. Куда-то лететь и любить всех и каждого...»
2. «Мощный актер!..»
Когда я упомянула имя Виктора Семеновича Ростовцева, Геннадий Иванович Марченко, теперь уже ветеран театра, а в те давние годы начинающий артист, выпускник театрального училища, отреагировал мгновенно: «Мощный был актер!..» Когда же о репетициях Ростовцева заговорил народный артист России Виталий Константинович Венгер, стало понятно: об актере Ростовцеве следует вспомнить!
Три сезона, с 1963 по 1967 год, служил он на иркутской сцене. Оставил след не только в памяти зрителей и в репертуаре театра, но и в памяти коллег-актеров.
Виталий Венгер, посвятивший жизнь иркутской сцене, имеющий столичное театральное образование, считает, что истинный актер-художник обязан учиться всю жизнь, иначе будешь не творцом — ремесленником. И он учился у жизни, у драматургов, у режиссеров, у партнеров. Так вышло, что он не сталкивался впрямую, как непосредственный партнер, с Виктором Ростовцевым, но наблюдал за его репетиционной работой с большим интересом и до сих пор помнит подробности.
— Понимаешь, он мог вдруг остановиться посреди сцены, которую, казалось бы, вел блестяще, и, несмотря на просьбы режиссера продолжать, выяснить какую-то подробность после, говорил: «Нет. Не могу! Передо мной стена».
Он не мог действовать, не ощутив внутреннего посыла. Не мог существовать в образе формально. Он был из тех актеров-самородков, которые безудержно тратились в каждой роли, щедро расходуя свои нервные клетки. Из тех, кто никогда не притворялся, не фальшивил. Не изображал, но был!..
...Виктор Семенович Ростовцев родился 23 марта 1923 года в г. Советская Гавань, Хабаровского края, в рабочей семье. Рано лишился отца, воспитывался отчимом, поляком по происхождению, Станиславом Малиновским, человеком благородным, трудолюбивым. В 1930 году за отказ вступить в рыбколхоз семья была репрессирована, сослана в Читинскую область на лесозаготовки. Детство и юность Виктора прошли в лагерных условиях. Школу он закончил в поселке Сиваки. В марте 1941 года был призван в армию. Принимал участие в военных событиях на востоке, потом на западе... Ветеран Великой Отечественной. После войны служил в Читинском драмтеатре. Закончил при том же театре студию.
К сожалению, не знаю, когда и как потянуло к сцене молодого человека, театра в детстве не видевшего. А могла бы знать! Но мы ленивы и нелюбопытны... Еще с тех иркутских времен Виктор Семенович стал другом Василия Васильевича Лещева, одного из ведущих иркутских актеров. После они вместе служили в драмтеатре города Твери. Виделись мы почти ежедневно — жили через дорогу. Но ведь не приходило в голову расспросить, что и как привело Виктора Семеновича на сцену... Знаю, что Ростовцев служил в театрах Улан-Удэ, Якутска, Благовещенска, Хабаровска. Играл ведущие роли. Ставил спектакли как режиссер. Его работы на хабаровской сцене видели и вспоминают как интересные и значительные театровед Виталий Нарожный и его супруга актриса Людмила Нарожная.
К директору иркутского театра О.А.Волину с просьбой принять его в труппу Ростовцев обратился сам. Мечтал попасть в театр знаменитый, прославленный, имевший репутацию Сибирского МХАТа. К тому времени Ростовцев был признанным мастером, заслуженным артистом РСФСР, переигравшим массу ведущих ролей, среди которых были Саня Григорьев в «Двух капитанах» Каверина, Бахирев в «Битве в пути» Николаевой, Вожак в «Оптимистической трагедии» Вишневского, шекспировский Гамлет и множество других. Обширен и список спектаклей, постановку которых осуществил Ростовцев-режиссер.
О первой иркутской роли Виктора Ростовцева у нас с Виталием Константиновичем Венгером воспоминания совершенно идентичные. Видно, велика в них доля истины! Это было явление довольно редкое на театре, когда двое исполнителей одной и той же роли, не копируя друг друга, шли разными, казалось бы, отрицающими один другого путями, но приходили при этом к одному результату — победе героя над косностью, равнодушием, а порой и невежеством в сражении за подлинную науку.
В спектакле, поставленном главным режиссером И.Б.Колтынюком, роль директора НИИ Мартьянова играли Виктор Ростовцев и Борис Райкин. Один — чуть старше, другой моложе. Один замкнут, упорен, резковат... Другой — обаятелен, более мягок в обращении, но за этим — убежденность в своей правоте. Это было как фокус! Смотришь спектакль с одним исполнителем — и целиком веришь: кажется, он только таким и может быть. На другой день играет дублер — и снова убеждает тебя полностью.
Я тогда сделала телепередачу на эту тему. В ней чередовались одни и те же сцены с разными исполнителями. Это был редкостный театральный урок на тему «актерская индивидуальность». А именно индивидуальности и коллекционировал иркутский театр, получив тогда в свою труппу личность богатую и разностороннюю.
Фото из личного архива автора