Будь в курсе
событий театра

Вспоминая Виталия Венгера

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

О годах дружбы с великим артистом «Пятнице» рассказывает заслуженная артистка России Тамара Панасюк.
 

Виталия Константиновича Венгера не стало 20 октября. В минувший понедельник в театре имени Охлопкова иркутяне простились с любимым актером. «Невозможно забыть короля Лира... Он играл его на разрыв аорты», «А Тевье-молочника из «Поминальной молитвы»?» — негромко переговаривались между собой горожане, пришедшие на панихиду. Действительно, многим посчастливилось видеть эту судьбоносную роль гениального артиста: на протяжении трехчасового действа Венгер, впрягшись в телегу, возил по сцене свою театральную семью — актеров драмы, занятых в спектакле. Упираясь ногами в деревянный пол, чудовищно напрягая все жилы, он тащил ее с упрямством рабочего вола. С каждым годом все медленнее, с каждым шагом все тяжелее, но он вез ее вперед! Так и жил Виталий Константинович Венгер — с упрямством рабочей лошади он тянул свой воз в театре, писал книги, готовил актеров в театральном училище. Сегодня мы вспоминаем Виталия Венгера вместе с его партнершей по сцене, заслуженной артисткой России Тамарой Панасюк.
 

Как комары спать ушли

— Мы с Виталием Константиновичем дружили с 1962 года, с момента моего приезда в Иркутск. Виталий Константинович много лет был другом моего мужа Виктора Егунова. Мы сыграли с Венгером 98 спектаклей по пьесе «Бульварный роман». И тогда не думали: великое сделали дело или нет. Знаете, в театре иногда не хватает творческого удовлетворения. Не всегда есть роли для тебя, а ждать годами не хочется. Вот Виталий Константинович и принес мне «Бульварный роман». Это пьеса на двоих. Я прочитала и удивилась: а что тут играть-то? Сидят двое на скамеечке и разговаривают. Весь спектакль! Никакого физического движения. Поставил спектакль Вячеслав Кокорин — блистательный режиссер. Анатолий Андреевич Стрельцов  выписал нам командировки. И мы поехали! Боже мой, по каким буеракам! И никогда, ни разу, не слышала от Виталия Константиновича: «Как я устал! Как мне все надоело!» Нет! Ездили везде: в Качуг, Ангу, Усть-Илимск, в поселок Магистральный на БАМе. И всюду нас встречали с такой искренней радостью! На БАМе прямо с поезда повезли на пикник. Посадили на трактор и доставили на остров посреди реки. Костер разожгли, но все равно комары нас едят поедом, а местные ребята говорят: «Не волнуйтесь, в девять часов комары уйдут спать!» И правда — ровно в девять часов комаров как ветром сдуло!
 

Он обо мне позаботился

— Мы много времени провели с Венгером вместе, я хорошо знаю его как человека. Вот, например, в шесть утра мы садимся в машину и едем в Братск. Пятьсот километров преодолеваем с юмором. Часа в три мы в городе, заходим в кафе, пьем чай (перед спектаклем есть нельзя, надо быть налегке!). И сразу идем в театр, поднимаемся на сцену, делаем выгородку (декорации — одна скамейка), ставим свет, звук. Сами себе делаем грим, гладим костюмы, помогаем друг другу — сами себе одевальщики. Играем спектакль два часа. Принимают нас прекрасно! Зал аплодирует стоя, многие плачут... Надо бы отдохнуть, ведь мы 500 км проехали... Но нет, после спектакля нас ждут друзья из Братского театра, мы много лет с ними дружим, они давно нас ждали. В гостиницу к нам обязательно приходят гости, накрывают стол. Сидим, сидим, я уже хочу домой, отдохнуть: «Виля, пойдем!» Но Виля шутит: «Посмотрите на нее! Она меня сейчас ненавидит! Но где мы еще можем так посидеть с друзьями?» Я засыпаю в кресле. Рано утром, где-то в восемь, я просыпаюсь в своем номере: возле меня на столике горячий чай, два бутерброда. Он уже сходил в буфет, все принес... Уже обо мне побеспокоился... Знаете, он в дороге старался все для меня делать. Ему казалось, что я больше него устаю, потому что я женщина... Такого человека, такого партнера у меня уже больше нет и никогда не будет!
 

Ручка для миллионера

— Что сказать о Виталии Константиновиче? Характер, правда, у него был несладкий. Он был очень требовательным к себе и другим. Попробуй не выучи свою роль или отнесись к репетиции спустя рукава. Он этого не прощал... Если к спектаклю что-то не готово — лучше к нему не подходить! И под горячую руку не попадаться. Он любил, чтобы все было идеально! А как он относился к реквизиту! Вот, например, он играет современного миллионера. Ему нужен сотовый — он делает своими руками сотовый телефон со всякими примочками, с какой-то немыслимой зарядкой, в Японии нет таких! Или ему в этой же пьесе нужна ручка. Это же целый процесс! Господи, какую ручку он выточил из куска какой-то пластмассы, раскрасил ее в золотистый цвет, приклеил к ней какие-то немыслимые стразы... Это была единственная в мире такая ручка! И ты веришь: да, вот это действительно ручка миллионера.
 

Случай в больнице

— Я его ученица, мне в театральном училище он преподавал сцендвижение. Виталий Венгер — это же «Щука», это Москва!.. И дружили мы всю жизнь. Как-то раз у меня случился сердечный приступ и меня увезли в областную больницу. Первым, кто прибежал ко мне в палату, был Виталий Константинович. Говорит с юмором: «На вот тебе зефир! Я знаю, что ты любишь сладкую жизнь...» А когда я стала приходить в себя понемногу, он сказал: «Знаешь, я хочу отблагодарить врачей. И уже придумал как!» Он предложил... сыграть для них наш спектакль! Я была в ужасе: «Ты что, Виля, с ума сошел? У меня такой страшный приступ был!.. А вдруг мне станет плохо прямо во время спектакля?» «Да нет, — успокоил он меня. — Плохо с сердцем не будет. На сцене можно только умереть, а заболеть нельзя!» И мы сыграли для врачей в актовом зале областной больницы «Бульварный роман». Нас так здорово приняли, нам так аплодировали!
 

И вот однажды в театре он упал в оркестровую яму и раздробил себе пятку. Сразу же его отвезли в Институт травматологии и ортопедии, сделали операцию. Первой, конечно, пришла к нему я. Он рассказывал, как его заморозили чудесно: до половины все чувствует, а нижняя половина немая. Как он наблюдал за ходом операции. Потом, через пару недель, он встал на ноги и начал делать робкие шаги. Я его спрашиваю: «Виля, неужели ты пошел?» — «Как видишь!» — «Знаешь что? А давай здесь сыграем наш спектакль?» Все медики собрались в небольшом актовом зале Института травматологии. От нас до зрителя было метра полтора всего. Играли мы с ним легко и радостно!
 

Одного за другим теряя старых друзей — Михаила Ульянова, Виктора Егунова, Бориса Деркача, растрачивая здоровье, становясь старым для главных ролей, он все равно упрямо двигался вперед, боясь остановиться и умереть на месте от непосильного груза. С каждым шагом все медленнее, с каждым годом все труднее. И теперь все мы стоя аплодируем любимому артисту! Все мы, внезапно осиротевшие зрители, навсегда простившиеся со своим главным героем...

Автор: 
Оксана Гордеева
28.10.2016