Будь в курсе
событий театра

В ожидании премьер от иркутского драмтеатра

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова в только что начавшемся феврале запланировал выпуск сразу двух новых спектаклей на главной сцене. Один из них — «Наваждение Катерины» — в постановке главного режиссера Минусинского драматического театра Алексея Песегова зрители увидят уже в эту субботу, 9 февраля. Второй — «Прыжок по-итальянски» — по пьесе малоизвестного автора Паоло Каппеллони 22 февраля выпустит штатный режиссер иркутской драмы, заслуженный артист РФ Геннадий Гущин. Корреспондент ВФ Антон Кокин встретился с постановщиками, чтобы узнать подробности об их новых спектаклях.

 

Спектакль как предупреждение

 

На большой сцене Иркутского драматического театра идут последние репетиции перед премьерой спектакля «Наваждение Катерины» по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Постановку по заказу руководства иркутской драмы делает заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов, который уже ставил этот материал около десяти лет назад на сцене родного для себя Минусинского драматического театра. По словам режиссера, он не сразу решился на этот шаг, поскольку обычно не делает «переносов», то есть не ставит один и тот же спектакль на двух разных сценах. Впрочем, как говорит Алексей Песегов, повтора не будет — новая постановка с иркутской труппой будет сильно отличаться от первоначального варианта.

Мрачная история о сильном и страстном женском характере, как называл ее сам Лесков, повесть «Леди Макбет Мценского уезда» была написана в 1864 году в жанре очерка и должна была стать началом цикла о русских женщинах. Серия так и не была продолжена, а вот Катерина Львовна Измайлова вошла в историю русской литературы под именем Леди Макбет как один из наиболее ярких и загадочных женских характеров. Пожалуй, в классической русской прозе вовсе нет таких сюжетов, где было бы столько страшных убийств, совершенных женщиной.

Однако Алексей Песегов ставит свой спектакль так, что все эти страшные события происходят лишь в воображении главной героини. Именно поэтому сама постановка получила название «Наваждение Катерины», а в программке также присутствует приписка «Возможные события в 2-х действиях».

— Это спектакль-предупреждение, мы пытаемся предупредить зрителя, что это может произойти на самом деле: если даешь обет перед Богом и начинаешь грешить, рано или поздно тебя настигнет расплата, — рассказывает режиссер. — Эпизод, когда Катерина приходит в церковь и видит там Сергея, является ключевым в спектакле. На самом деле она понимает, что одним только взглядом или мыслью уже изменила мужу. Поэтому дальнейшее происходит в ее воображении, героиня представляет, к чему ее может привести эта измена. То есть, по сути, все, что творится на сцене, происходит в ее воображении.

Минусинский режиссер впервые работает с труппой Иркутского драматического театра, хотя сам театр знает давно. «Это определенный бренд, хорошо известный в театральной среде, — говорит Алексей Песегов. — Конечно, я ехал сюда с определенным трепетом и волнением. Но это всегда происходит, когда начинаешь работать с новым коллективом». Однако, отсмотрев несколько спектаклей и определившись с исполнителями ролей, режиссер не пожалел о своем выборе. Первый этап постановки состоялся еще в прошлом году, сейчас спектакль дорабатывается к премьере. «Огромная доля успеха постановки зависит от правильного распределения ролей. Но я убежден, что я не ошибся в выборе артистов. Думаю, что спектакль будет удачным».

В главных ролях «Наваждения Катерины» заняты ведущие артисты иркутской труппы. Катерину Измайлову играет Анастасия Пушилина, удостоенная самых больших режиссерских похвал; роль любовника главной героини Сергея досталась Дмитрию Акимову. Также в спектакле заняты Алексей Орлов, Виталий Сидорченко, Евгения Гайдукова, Виктория Инадворская, Анастасия Шинкаренко, Александр Дулов, Игорь Чирва, Алексей Лобанов, Олег Матэрн, Андрей Винокуров.

 

С детективной интригой

 

22 февраля здесь же, на главной сцене, состоится премьера комедии «Прыжок по-итальянски» по пьесе Паоло Каппеллони «То вижу его, то не вижу», которую ставит штатный режиссер иркутской драмы Геннадий Гущин. По его словам, он случайно наткнулся на этот материал в одной из электронных театральных библиотек. Ничего не зная о драматурге, он решил поставить эту комедию на иркутской сцене. «У меня есть теория, что пьесы находят режиссеров, а не наоборот. Насколько я знаю, это произведение не ставилось в России, поэтому, может быть, мы вообще являемся первооткрывателями этого автора», — говорит режиссер.

Эта история о том, как две добрые незамужние женщины спасают от самоубийства мужчину предпенсионного возраста, который отчаялся из-за собственного развода и кучи долгов. Геннадий Гущин решительно отказывается пересказывать сюжет, ссылаясь на то, что в оригинальной пьесе есть детективный оттенок, а потому раньше времени узнавать, чем разрешится интрига, не стоит. Для итальянской комедии всегда были характерны невероятные сюжетные повороты, а потому ее интереснее смотреть, не зная заранее, чем она кончится.

— Конечно, это не просто комедия — там есть моменты для сопереживания героям, и кое-что мы даже усилили, чтобы эта история была более понятна нашему зрителю. Ведь наша задача не в том, чтобы просто просмеять этих героев. Мы хотим понять, на что готов пойти человек ради любви, чем он способен пожертвовать, — рассказывает Геннадий Гущин. — Зрителю всегда интересен материал, который соотносится с тем, что происходит в его жизни, поэтому пьесы о любви, измене и одиночестве будут смотреться всегда. А то, что все это дано в комедийном плане, тоже очень хорошо, потому что человек может посмотреть на свои проблемы со стороны и посмеяться над ними.

В небольшой пьесе всего пять героев, роли которых достались любимым артистам Геннадия Гущина — Елене Мазуренко, Николаю Дубакову, Евгению Солонинкину, Марине Елиной и Милене Гуровой.

КТО ЕСТЬ КТО 

Алексей Песегов родился в 1953 году в селе Дубинино Шарыповского района Красноярского края. С 1974 года работает в Минусинском драматическом театре. За 30 лет прошел путь от монтировщика сцены до художественного руководителя театра. Его театр вошел в десятку лучших российских театров и приобрел статус «Особо ценный объект культурного наследия». Лауреат премии «Золотая маска», заслуженный деятель искусств РФ. Спектакли Алексея Песегова — постоянные участники и неоднократные лауреаты многих престижных театральных фестивалей, в числе которых «Золотая маска», «Сибирский транзит», «Реальный театр», Международный Рождественский фестиваль искусств, «Фестиваль малых городов России», «Театральная весна». Спектакли в постановке Алексея Песегова идут на сценах театров Абакана, Барнаула, Нижнего Тагила, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Красноярска.

 


 

Автор: 
Антон Кокин
05.02.2013