Будь в курсе
событий театра

Тургенев и «Дети»: почему стоит увидеть новый спектакль в иркутском драмтеатре? (Геометрия)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Премьеру по известнейшему роману Ивана Тургенева «Отцы и дети» зрители Иркутского драматического ждали с нетерпением. Больше года назад Андрей Шляпин уже заворожил иркутян спектаклем «Кое-что о том самом и не только...» и публике не терпелось увидеть новую работу режиссёра. Постановка «Дети» идёт на большой сцене. И впечатление производит тоже большое.
 

Спектакль наполнен тонкими, интересными, загадочными деталями. Увидеть их мало, нужно попробовать прочитать и разгадать. И это не мучительный мыслительный процесс, а захватывающий и увлекательный вызов зрителю: подумай, вспомни, порассуждай. Так, с первых минут спектакля увлекает само пространство сцены, решённое как конструктор, в котором домики то складываются в разные формы, то разъезжаются в стороны, освобождая место для жарких споров тургеневских персонажей. А платформа, где выстроен их мир, – постоянно вращающийся круг, из которого сложно выйти.
 

Трудно не заметить, как из-под ног людей клубами вздымается пыль, потому что ходят они не по полу, а по песку и камням. Может, потому что на сцене и не дома вовсе, а сам мир – постоянно меняющийся, стремительный, но сохранивший пыль веков, заметную при каждом движении? Или эта пыль под ногами – напоминание, что любой земной путь когда-то заканчивается? Этим же песком и камнями Базаров и Кирсанов на протяжении всего спектакля наполняют свои чемоданы. Режиссёр, виртуозно расставивший метафоры по спектаклю, объяснять их не спешит.
 

- Метафора создаётся, чтобы каждый человек увидел что-то своё. Мы, конечно, тоже закладывали определённый смысл, но не будем его раскрывать, – говорит Андрей Шляпин.
 

В спектакле чётко выверена каждая сцена, отточено каждое движение, удивительно гармонично сочетаются цвета костюмов, идеально продуман свет. А значит, за плечами коллектива театра – колоссальная работа. Но что по-настоящему можно назвать искусством, так это возможность сделать классику настолько доступной, понятной и нескучной – такой, какая смотрится буквально на одном дыхании.
 

Сюжет романа «Отцы и дети» почти всем знаком со школы. Главный герой Евгений Базаров – нигилист, студент-лекарь, отрицающий любые авторитеты и старые истины, включая любовь, человек с небрежными манерами и тягой к изучению всего живого. И вдруг этот, казалось, непробиваемый бунтарь влюбляется в утончённую, полную достоинства молодую вдову Анну Одинцову, живущую в уединении и спокойствии. Любовь и становится переломным, даже фатальным моментом в жизни Базарова.
 

Литературный текст филигранно и с живым воображением перенесён на театральную сцену. Это не просто читка художественной литературы, а полноценное самостоятельное произведение театрального искусства, полное оригинальных решений и творческих находок.
 

- Мы читали сцену, мы разговаривали, про что она, мы пытались найти, через что это можно проявить. Очень радовались, когда 8-страничный диалог Базарова и Одинцовой перевели просто в сцену с яблоком, – вспоминает режиссёр Андрей Шляпин.
 

Базаров в «Детях» – определённо лучшая на сегодня роль молодого артиста охлопковского театра Николая Стрельченко. Его попадание в образ особенно пронзительно заметно в финале постановки.
 

- Многие называют Базарова злым. На самом деле это обычный человек, который просто живёт по другим правилам. Изначально я тоже думал о нём как о грубом человеке, который может послать кого угодно, вести себя как захочется. Ведь нигилизм – это субкультура, молодые люди старались выделятся одеждой, голосом. Грубость и резкость им была нужна, чтобы люди внимательнее слушали. Но сейчас я искренне уверен, что Базаров – очень хороший человек. Он честный. И чтобы быть таким, нужна огромная внутренняя сила, – говорит о своём герое Николай.
 

Ещё одна загадка спектакля: почему от тургеневского «Отцы и дети» в театре оставили только вторую часть названия?
 

- Я надеялся, что зрители, не обнаружив отцов в названии спектакля, начнут искать их в самом спектакле и, дай бог, найдут, – объяснил режиссёр Андрей Шляпин.
 

Искать, сопереживать, слушать, разгадывать и меняться вместе с героями Тургенева зрители уже начали. С марта 2023 года спектакль «дети» в репертуаре Иркутского драматического театра. Приобрести билет можно в том числе по «Пушкинской карте».

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Марина Миникаева
30.06.2023