Будь в курсе
событий театра

Театральная осень

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
В продрогшем воздухе сонно вальсирует пожелтевшая листва, а солнце все реже одаривает нас своими теплыми объятиями. В Иркутск пришла осень. Но не время хандрить, ведь уже на этой неделе, с 17 по 24 сентября, в столице Приангарья пройдет яркое событие — XI Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. В этом году участие в нем примут 19 театров — коллективы из России, Италии, Франции, Кореи, Японии и Монголии. С иркутских подмостков они покажут свои спектакли по произведениям Василия Шукшина, Владимира Гуркина, Валентина Распутина, Евгения Замятина, Флорида Булякова, Андрея Платонова и, конечно же, Александра Вампилова. По его произведениям зрители увидят семь постановок в исполнении российских и зарубежных театров. И мероприятие это поистине долгожданное, ведь билетов в кассах практически не осталось.
 
Такой разный Вампилов
 
За что режиссеры всего мира любят Александра Вампилова, что значит современная драматургия и каким должен быть спектакль, чтобы попасть в репертуар фестиваля, мы узнали у директора Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова, директора Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова Анатолия Стрельцова.
 
— Анатолий Андреевич, какая ваша любимая пьеса Александра Вампилова?
 
— Мне очень нравится «Дом окнами в поле». Это небольшая история о том, как два человека любят друг друга, но им что-то мешает. Однажды режиссер Анатолий Баскаков привез этот спектакль на наш фестиваль. Его играли сразу в трех вариациях, получилось три мини-спектакля в одном: сначала она была к нему равнодушна, он ее сильно любил; затем он холоден, она его любит; и наконец, у них обоих что-то не получается. Этакий захватывающий эксперимент, в котором невероятно много чувств. Вообще отношения между людьми, которые складываются или не складываются, очень интересны зрителю, а цель Вампиловского фестиваля — показать именно эти хрупкие взаимоотношения.
 
— Фестиваль имени Вампилова, но в репертуаре пьесы разных авторов?
 
— Было бы неправильно делать фестиваль только из спектаклей по драматургии Александра Вампилова, поэтому мы отбираем что-то новое, необычное, интересное, но в то же время близкое нам из репертуара других театров. Несмотря на то что фестиваль проходит раз в два года, подготовка к нему идет практически постоянно. Да и сам процесс отбора спектаклей довольно сложный, в нем нам помогают эксперты, люди, вкусу которых мы доверяем. Это литературоведы, филологи, театральные деятели из Москвы и Иркутска. Например, в этом году нам пришло больше 70 заявок на участие, в итоге после тщательного отбора и анализа их осталось 19. Они и вошли в репертуар фестиваля. Вампилова покажут семь театров: это постановки «Старшего сына» театра «Тэмужин» из Монголии, театра «Бумажный кораблик» из Франции и Московского драматического театра «Сфера»; «Прошлым летом в Чулимске» — Государственного академического театра имени Комиссаржевской из Санкт-Петербурга; «Провинциальные анекдоты» — академического театра Узбекистана; драма «Любовь не перестает…» по мотивам произведений «Дом окнами в поле»  Иркутского отделения Союза театральных деятелей РФ и «Листок из альбома» — экспериментальной актерской школы из Италии.
 
— То есть драматургию Вампилова любят не только в России?
 
— У Вампилова тонкая драматургия, которая не имеет национальности. Те отношения, которые выстроены в его пьесах, не имеют привязки ни к городу, ни к стране, ни ко времени. Каждому человеку хочется любви, семьи, чего очень хотел Сарафанов в «Старшем сыне». Иностранцы отмечают, что у Вампилова много трогательности, теплоты, присущей человеку любой национальности. И он очень популярен во Франции, Польше, Японии. Многие коллективы, кто привозит спектакли по Вампилову на этот фестиваль, познакомились с его произведениями на прошлых встречах и влюбились, теперь ставят его у себя на родине.
 
— Как думаете, в чем секрет его популярности?
 
— Вампилов дает актеру фантазировать, создавать свой неповторимый образ. Важно и ценно, когда артисту есть что играть, есть воздух вокруг роли, когда есть судьба героя. Текст — это текст, но помимо него есть еще шлейф события, биография образа. Для настоящего артиста это очень ценно. Я видел 20 театров со «Старшим сыном» и каждый раз поражаюсь тому, насколько самобытен исходный материал. Поэтому Вампилов востребован везде.
 
— А какие пьесы Вампилова чаще всего ставят иностранные режиссеры?
 
— Например, в прошлом году в афише было сразу несколько постановок «Утиной охоты», в этом году три «Старших сына» и два «Дома окнами в поле». Но что удивительно, несмотря на повторы, смотрятся спектакли совершенно по-разному, каждый коллектив ставит пьесу уникально, по-своему. Вообще драматургия Вампилова для каждого театра открывает новые возможности.
 
— В названии фестиваля есть словосочетание «современная драматургия», но среди постановок, которые покажут, новых спектаклей наперечет. Почему?
 
— Сначала нужно разобраться с понятием — а что есть современная драматургия? Та, которая написана сегодня, или та, которая поднимает современные проблемы? Например, мы ставим на сцене «Доходное место» Островского. О том, как все хотят стать чиновниками, чтобы брать взятки. Это современно? На мой взгляд, да. Поэтому современная драматургия — не та, которая написана сегодня, а та, что задает очень современные вопросы, затрагивает вечные темы: любви, чести, достоинства, ненависти, измены. Поэтому помимо спектаклей по пьесам Вампилова мы всегда пытаемся найти что-то новое и в то же время близкое нам по нравственно-эстетическому восприятию жизни и познакомить с этим зрителя. Девиз нашего фестиваля — чистота побуждений, ведь мы работаем по вектору духовного обогащения людей.
 
— Но ведь каждый фестиваль, каждый спектакль духовно обогащает. Чем Вампиловский принципиально отличается от других? И почему он назван именем Александра Вампилова, а не Валентина Распутина, например?
 
— Каждый фестиваль имеет свое лицо. Наш фестиваль оригинальный и самобытный, так же как «Театральный Олимп», «Золотые ворота» в Вологде, «Золотой Витязь» и сотни других. Но у каждого свой путь, свои отличия. Что же до названия, то я очень люблю Валентина Григорьевича Распутина и его произведения, но он не драматург. А Вампилов — великий драматург, кроме того, его произведения всегда стояли особняком, они крепко связаны с менталитетом русского человека, его стремлением копаться в своей душе. Нас не интересует драматургия, где говорят о низменных вещах, мы говорим о чистоте человека при всех его заблуждениях. Хотелось бы, чтобы современная драматургия поворачивалась в эту сторону, но она, к сожалению, больше пересказательная, одномоментная. Успокаивает то, что так же было и во времена Шекспира и Чехова. Была та же нравственная грязь и моральное разложение, но почему-то Шекспир написал «Ромео и Джульетту», Чехов — «Дядю Ваню», «Трех сестер». Каждый человек видит в жизни то, что считает для себя главным. Это классика, которая навсегда останется с нами, и страсти, переживания, которые испытывают герои пьес, присущи всем и каждому по сей день. И Вампилов — это классика, а назвав его именем фестиваль, хотелось еще раз обратить на него внимание и почтить его память.
 
Цена вопроса
 
Количество билетов на спектакли XI Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова можно пересчитать по пальцам. Заядлые иркутские театралы выкупили места еще несколько месяцев назад. Сегодня места есть лишь на несколько постановок.
 
«Шуры-муры» по рассказам Василия Шукшина в исполнении питерского Театра эстрады имени Аркадия Райкина. Осталось несколько билетов во втором ярусе по цене от 200 до 300 рублей.
 
«Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова в исполнении Государственного академического театра имени В.Ф.Комиссаржевской, Санкт-Петербург. Остались места во втором ярусе по цене от 200 до 600 рублей.
«Саня, Ваня, с ними Римас» («На Чусовой реке») по пьесе Владимира Гуркина в исполнении Камчатского театра драмы и комедии. Остались места во втором ярусе по цене от 100 до 200 рублей.
 
Спектакль «Колыбельная для Софьи» по повести Евгения Замятина «Наводнение» привезет Минусинский драматический театр. Партер обойдется от 300 до 500 рублей, ложа первого яруса — 300, ложа бенуара — 300, первый ярус — 150, второй ярус — от 100 до 200.
 
Посещение постановки «Энергичные люди» по повести Василия Шукшина от Московского государственного театра на Покровке обойдется в 300 рублей за место в первом ярусе и 200 — за место во втором ярусе.
 
С удовольствием ходили бы чаще
 
Сегодня мы спросили у иркутян: «А вы давно были в театре?»
 
Диана:
 
— Года два назад ходила в наш драматический театр на «Ромео и Джульетту», и мне постановка очень понравилась. А сейчас я учусь, и, к сожалению, свободного времени очень мало остается.
 
Маргарита Николаевна:
 
— На Международный вампиловский фестиваль тоже уже купила билеты. В понедельник вместе с подругой пойду на постановку питерского Театра эстрады имени Райкина «Шуры-Муры».
 
Елена:
 
— В театре в последний раз была примерно год назад. Ходила с ребенком на детский спектакль. Как-то на театр все времени не хватает.
 
Наталья:
 
— В Иркутске я проездом. В последний раз была в прошлом году у нас в Нижнеудинске на спектакле «Марьино поле» Черемховского драматического театра.
 
Дарья:
 
— Театр я люблю и с удовольствием ходила бы чаще на взрослые постановки, но пока нет возможности. Зато в Театре юного зрителя имени Вампилова вместе с ребенком исхожен весь репертуар.
Фото: 
Ольга Романова
Автор: 
Ольга Романова
15.09.2017