Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

С 10 по 24 сентября пройдут первые гастроли Иркутского театра им. Н.П. Охлопкова на сцене Русского драматического театра

Версия для печатиВерсия для печати

Созданный 160 лет назад, этот театр всегда поддерживался как обычными иркутскими зрителями, так и администрацией области. Путем частной подписки и при содействии генерал-губернаторов с середины XVIII века отстраивались сгоревшие деревянные здания театра, а в 1897 году было создано первое и единственное каменное здание, в котором театр располагается и поныне.

В 1999 году, после масштабной реконструкции, проведенной также на средства областного бюджета, появилась Камерная сцена. В связи с этим значительно расширился и репертуар: теперь именно здесь идут самые серьезные, психологически глубокие постановки, требующие разговора со зрителем «глаза в глаза». Кроме того, благодаря поддержке местных властей, театр имеет возможность поднимать престиж области и за ее пределами.

На сцене Иркутского академического театра спектакли по классическим произведениям соседствуют с качественной современной драматургией. Театр всегда стремился познакомить своих зрителей с творчеством сибирских авторов. Так, были поставлены спектакли «По соседству мы живем» и «Семейный портрет с посторонним» по пьесам нашего земляка, драматурга Степана Лобозерова.

В своем творчестве Иркутский академический театр старается рассказывать зрителям о современных авторах, работающих в лучших традициях мировой литературной школы. Не случайно именно в его стенах раз в два года проходит Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им А.В. Вампилова. За четырнадцать лет работы Фестиваля в нем принимали участие и Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева, и Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», и Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева.

Сам Иркутский академический театр принимал участие во множестве различных фестивалей, таких как «Мелиховская весна» (Украина), «Варненское лето» (Болгария), «Сибирский Транзит», «Поколение Next о войне», «Чехов – XXI век» (Монголия), «Кузбасский Ковчег», Театральный Фестиваль Постиндустриальных Городов «PostSoc Festiwal» (Польша). Под патронатом Иркутского академического театра просвещением юношества, привлечением его в творческую жизнь области занимается Молодежное театральное движение, ежегодно проходит областной Фестиваль любительских театров «Алые паруса».

Но главное в деятельности театра – это, конечно, спектакли. «В своих работах я только задаю вопросы, – говорит художественный руководитель Геннадий Шапошников, – на ответы смотреть скучно: кто может сказать каждому из нас, как ему жить?». Основная тема спектаклей театра – это разговор-размышление о духовной жизни человека: о его одиночестве, надеждах, разочарованиях, растерянности перед окружающим миром. Об этом театр говорил со зрителями множества российских городов. Эти вопросы задавал на гастролях в Узбекистане, Болгарии, США, Германии, Украине, Польше.

На эти темы Иркутский академический драматический театр им.Н.П. Охлопкова приглашает поговорить и улан-удэнских зрителей. С 10 по 25 сентября иркутские гости покажут семь лучших своих спектаклей: «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Сны Ермолая Лопахина» – по «Вишневому саду» А.Чехова, «Последний срок» В. Распутина, «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, комедию «Дорогая Памела, или Как пришить старушку» Дж. Патрика.

«Гамлет» в постановке Иркутского театра интересен молодёжи. Судьба Гамлета, которого играет ровесник молодого зрителя, переживается зрительным залом искренне, со всей силой чувств. И сейчас, и в шекспировские времена с особой пронзительностью звучала тема страшного противостояния молодого человека, на которого обрушивается вся фальшь и лицемерие взрослого мира, да так, что и верить-то после этого уже не во что. Даже в любовь… Музыкальный лейтмотив спектакля – песня «Show must go on» группы «Queen», где есть строки: «Сердце разбито, грим испорчен, но продолжаю улыбаться…», – здесь также попадает в точку. Но постановка «берёт» не только темой, но и особой энергетикой, буквально завораживающей молодого зрителя. Ещё один спектакль по Шекспиру – «Ромео и Джульетта». Вот что говорит о нём Г. Шапошников: «Каждое время диктует свое видение. Главная наша задача состоит том, чтобы не переделать на новый лад уже созданное, а лишь найти адекватное прочтение произведения, сохранить пласт древней культуры и в то же время привнести что-то новое. За основу постановки был взят литературный перевод пьесы в интерпретации Бориса Пастернака. В итоге получилась стильная история, которая будет интересна не только молодежи – за счет привнесения современных музыкальных ритмов, танцев и оформительских решений, но и более зрелому поколению. Ведь классика всегда современна и интересна, тем более в новом прочтении. Нам хотелось донести до зрителя мысль о том, что жизнь – это главная ценность для каждого из нас. Не стоит обрывать ее течения даже ради любви, а стоит задуматься о чувствах родителей, которые всю свою оставшуюся жизнь будут оплакивать так безвременно и бессмысленно ушедших детей».

В театре постоянно ставятся произведения Валентина Распутина. Для спектакля «Последний срок» автор сам написал инсценировку. В результате вдохновенного сотворчества писателя, постановщика и актеров, уже сейчас можно говорить об этой работе, как о легендарном спектакле Иркутского академического театра.

Постановщик Геннадий Шапошников и режиссёр Александр Ищенко в спектакле «Последний срок» сумели воссоздать безыскусную и простую историю, в которой В.Г. Распутиным передано великое вечное таинство самого сокровенного: «...Но тут приходит Нечто и говорит нам, что мы давно живём этой единственной жизнью и скоро подводить итог ей...» Они очень бережно и точно подошли к прозе, сохранив многогранность и богатство этой удивительной по своей чистоте и ясности повести. Из уст героев пьесы звучит забытая «неправильная» сибирская речь, которая держит нить времени, навсегда связывая каждого из нас с тем, на чём держатся самобытные народные сказки, услышанные в детстве от наших бабушек и прабабушек.

«Жизнь умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Она справедлива и милосердна. Героев она заставит усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит». Эти слова вкладывает в уста Сарафанова, героя «Старшего сына», Александр Вампилов (кстати, все его пьесы есть в репертуаре театра).

А вера в добро Памелы Кронки, героини спектакля по пьесе Дж. Патрика «Дорогая Памела, или Как пришить старушку», да и само добро, которое она несет в этот мир, побеждает любые горести и неприятности.

Хочется надеяться, что герои этих спектаклей помогут зрителям найти ответы на волнующие их вопросы, ещё раз пережить страдания Гамлета, по-другому взглянуть на тех, кто рядом и просто насладиться театральным искусством.

08.09.2010