Покаяние перед женщиной
Разработка сайта:ALS-studio
Если верить пословице — в любви, как на войне, все средства хороши. Однако при таком подходе не избежать сердечных ран. Поразмышлять на эту тему предлагает в спектакле «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана режиссер Сергей Тищенко. Премьера состоялась 5 мая на камерной сцене драмтеатра.
— Я так много горя принес женщинам, что мне захотелось сделать для них что-нибудь хорошее, — признался журналистам Сергей Тищенко. — Ведь мы, мужчины, обижаем их со дня рождения: только она прижала нас к груди — мы ее кусаем. Потом детские болезни, переживания о подросшем сыне, забота о муже и так далее. По сути, всю свою жизнь женщина отдает нам, а мы в большинстве своем живем для себя. К сожалению, осознание этого зачастую приходит под старость, да и то не у всех. Мужчине не провозглашать свое гендерное превосходство нужно, а любить и заботиться о женщине.
Режиссер подчеркнул, что его спектакль нужно смотреть молодым мужчинам, чтобы они поняли, что такое женщина и почему перед ней нужно преклоняться. Наверное, поэтому он и омолодил героев пьесы более чем на 10 лет, и определил жанр спектакля как «эссе о женщине», сделав акцент именно на Ее истории.
Действие спектакля разворачивается на фоне аскетичных декораций, которые создал главный художник театра Александр Плинт. На сцене две скамейки, урна и фонарный столб с телефоном. Здесь, в сумерках центрального парка, как бы случайно, сталкиваются Он (актеры Дмитрий Акимов, Алексей Лобанов) и Она (Инна Королева, Надежда Савина). Но оказывается, что они уже были знакомы, только Он забыл об этом и даже не узнал ее при встрече.
А Она не простила обиду и решила разыскать его, чтобы понять: зачем он так с ней поступил? За час с небольшим мы узнаем не только Ее грустную историю, но и Его жизненную трагедию, которая сделала его равнодушным.
— Этот спектакль — довольно сложная работа на актерскую выносливость, — считает Дмитрий Акимов. — Нужно постоянно держать связь с партнером и зрителем. С другой стороны — это история про двух хороших людей, которые попадают в сложные обстоятельства, и зрителям предоставляется шанс познать себя через сострадание.
Финал спектакля — открытый. Герой вдруг начинает видеть в Ней не просто очередную героиню своего случайного увлечения, а ту самую женщину, которая поймет и примет его таким, какой он есть. Режиссер убрал из пьесы все приметы времени и вложил в уста героев молитву «Отче наш», которую они вместе произносят, стоя на коленях. А потом героиня, как нечто самое ценное и сокровенное, достает из-за пазухи ключ от своей квартиры и вручает Ему.
И в этот момент почему-то вспоминаются слова из песни группы «Аквариум»: «И она не спросила, кто я такой, и с чем я стучался к ней; Она сказала: «Возьми с собой ключи от моих дверей». Ведь этот жест в спектакле также является своеобразным символом самоотречения, на которое способна только любящая женщина.