Будь в курсе
событий театра

«Оптимистки мне ближе и понятнее». Актриса Иркутского драмтеатра Марина Елина — о сыгранных ролях и ценностях актерской профессии (газета «Иркутск»)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Гертруда в «Гамлете», Надя в «Любовь и голуби», Софья Омирова в «Колчаке», Ольга в «Земле Эльзы», Люська в «Беге»… Очень разные героини, у каждой из которых своя жизненная драма. Но все они благодаря актерскому таланту Марины Елиной неизменно вызывают у зрителя чувство сопереживания. «Нельзя проходить мимо чужой боли, нельзя не помочь в чужой беде», — уверена актриса. Эта способность быть глубоко и искренне сопричастной судьбам других людей, которую психологи называют эмпатией, главная особенность творческого почерка Марины Елиной. В сентябре Марина Викторовна отметила 50-летний юбилей. Почти 30 лет в ее жизни отдано сцене Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова.
 

В детстве она мечтала стать врачом. Но все изменилось, когда в 4-м классе в родном Ангарске Марина пришла в Дом пионеров и записалась в драмкружок. С тех пор уже не мыслила себя вне сцены. Первые три попытки поступить в театральное училище оказались неудачными — в Иркутске после 8-го класса, затем после 10-го в Москве и Екатеринбурге. Но неудачи не испугали, напротив, укрепили желание доказать самой себе, что выбранная цель обязательно будет достигнута. Два года проработала оператором ЭВМ на заводе в Ангарске, не забывая ни на минуту о своей мечте. И в 1992-м поступила в Иркутское театральное училище на курс Валентины Дуловой, а уже на третьем курсе дебютировала в главной роли на сцене Иркутской драмы в спектакле «История любви».
 

— В вашем послужном списке десятки ролей женщин, которые «коня на скаку остановят и в горящую избу войдут». В жизни вы тоже такая?

— С возрастом воевать, что-то отстаивать, по большому счету, уже не очень хочется. Я всегда считалась характерной актрисой, и действительно мне нравятся образы ярких, неординарных женщин, но все же наибольшее наслаждение доставляют героини легкие, юморные, такие, знаете, оптимистки по жизни. Они мне ближе и понятнее. Одной из самых сложных для меня была роль Люськи — походной жены генерала Чарноты в булгаковском «Беге». Она небольшая, всего четыре эпизода, но этот внутренний слом, который переживает героиня, на меня так воздействовал, что после каждого спектакля было ощущение, будто вагон разгрузила. Мне нравится, когда в пьесе, в постановке есть не та реальность, которую человек знает и видит, а та, которую он ждет, о которой мечтает. Мне очень важно видеть свет в конце тоннеля и нести его зрителям. И когда люди уходят со спектакля счастливыми, с улыбкой на лице, я чувствую, что не зря пришла в эту профессию.
 

— Но в русской литературе, в драматургии и киноклассике очень мало произведений с хеппи-эндом. Герой обязательно должен страдать и, как идеальный вариант, в финале умереть. Как вы думаете, почему?

— Есть такое высказывание — легкие времена рождают слабых людей, а тяжелые времена — сильных. Видимо, в нашем национальном характере есть потребность постоянно испытывать себя на силу духа, на способность преодолевать трудности. Но мне все-таки импонируют истории с позитивным, жизнеутверждающим финалом.
 

— Вы заняты в спектаклях по пьесам, которые ранее были экранизированы и их знают миллионы зрителей. К примеру, «Любовь и голуби». Вам это помогает в освоении роли или мешает?

— Фильм, снятый Владимиром Меньшовым, думаю, видели все без исключения. Я сама его смотрела раз десять. И конечно, когда мы сделали спектакль «Любовь и голуби», мне на премьере было очень страшно, как зрители отреагируют. Показательной для меня была реакция моей подруги. Она после спектакля сказала: «Я ни на секунду не задумалась о фильме!» У нас эта история более драматична, в ней по-иному расставлены акценты.
 

— Вы ведь вместе со своим мужем — актером Степаном Догадиным исполняете в этой постановке главные роли. Не возникает конфликта — это надо играть не так, а эдак?

— Нет, напротив, мы помогаем друг другу лучше понять своих героев. Ни в жизни, ни в работе у нас нет соперничества. Я вообще командный игрок. Мне нравится в глаза людям на сцене смотреть. Нравится, когда партнер хороший. Это самое главное, я считаю. Находиться на одной сцене с такими актерами, как Виталий Венгер, Виктор Егунов, было великим счастьем. У нас был великолепный дуэт с Викторией Инадворской в «Ужине по-французски». Сейчас — с Дашей Горбуновой в спектакле «Дура и дурочка».
 

— Есть такие актеры, которые обретают славу, играя в эпизодах. На заре театральной карьеры образы, созданные вами в спектакле «Гарольд и Мод», были признаны лучшими ролями второго плана. Для вас принципиально важно быть на первых ролях?

— Люблю, когда роль хорошо прописана. Возьмем спектакль «Вечно живые», у меня там небольшая роль довольно неприятной особы Нюры, буквально один эпизод. Но я получаю удовольствие и от материала, и от того, какие артисты рядом со мной. Мне сам процесс приносит удовлетворение. Когда это есть, готова просто стул на сцену вынести, сесть и молчать… А есть главные роли, к которым не лежит душа. Например, мне не близка героиня спектакля «Лев зимой» Эленора Аквитанская. В этой пьесе женщина в борьбе за власть готова пойти на все. Не могу ее принять, не понимаю.
 

— В одной популярной песне есть слова про то, что день рождения — грустный праздник. Вы к нему как относитесь?

— Откровенно говоря, этот рубеж — полвека — меня настроил на философский лад. Перед юбилеем ощутила какой-то переломный момент: кажется, совсем недавно в театр пришла, совсем недавно дети были маленькие — и вот уже взрослые. Сын — актер, работает на Камчатке в театре. Дочь — музыкант. Начала анализировать, что успела сделать, критически осмысливать прожитое. Но вот юбилей прошел, начались спектакли… На следующий день играли «Любовь и голуби», потом «Ромео и Джульетту». Все встало на свои места. Но вообще, праздники я люблю. Очень люблю дарить подарки и каждый раз радуюсь такой возможности.
 

В спектакле «Вечно живые» Марина Елина играет спекулянтку Нюрку. Несмотря на то, что роль эпизодическая, актриса говорит, что получает от этой работы большое удовольствие. «Когда интересный, хорошо прописанный материал и рядом замечательные партнеры, я готова просто стул на сцену вынести, сесть и молчать», — поделилась Марина Елина.
 

В спектакле «Гамлет» Марина Елина играет Гертруду. При внешней холодности и невозмутимости внутри нее бушуют страсти. В каких-то сценах буря эмоций прорывается наружу, но тут же силой воли усмиряется. Актриса выстраивает этот сложный образ, вкладывая в него накопленное мастерство и энергию.
 

«Комната невест» — мелодрама, где есть место юмору, иронии, сопереживанию… Действие происходит во Дворце бракосочетания. Прекрасный актерский дуэт — Марина Елина (на фото слева) и Виктория Инадворская — раскрывает перед зрителем занавес семейных историй своих героинь, чьи дети решили пожениться. Но перед самой регистрацией куда-то пропал жених. Эта интрига тут же позволила разыграться женскому воображению…
 

В спектакле «Любовь и голуби» Василия и Надю Кузякиных играет семейная пара артистов — Степан Догадин и Марина Елина. Это придает постановке особый колорит, а отношениям героев на сцене — большую достоверность. В отличие от фильма, где много комедийных моментов, иркутская постановка предлагает зрителям взглянуть на семейную драму более вдумчиво и серьезно.

Фото: 
Анастасия Токарская, Анатолий Булдаков
Автор: 
Нина Воронина
16.10.2023