Будь в курсе
событий театра

Москва «Матёре» верит

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Постановка Иркутского драмтеатра по удивительно человечной, проникновенно драматичной повести Валентина Распутина задела столичного зрителя за живое. 16 октября на сцене Малого театра «охлопковцы» показали «Прощание с Матерой». Спектакль, посвященный 80-летию сибирского писателя, впервые был представлен в Иркутске в марте, а осенью достойно завершил Дни Иркутской области в Москве.
 
Труппа Иркутского академического театра имени Н.П. Охлопкова уже блистала на сцене Малого театра — правда, в далёком 1978 году. Тогда гастроли сопровождались аншлагами, и зрители каждую постановку встречали громкими овациями. После перерыва длиною почти в 40 лет артисты драмтеатра (его негласно называют сибирским МХАТом) вновь встретились со столичными зрителями и критиками. Они приехали в Москву, чтобы подарить ей одну из своих лучших работ. Режиссёр спектакля Геннадий Шапошников вместе с Распутиным и актерами заставляет зрителя задуматься о важном.
 
 «Повесть Распутина, на мой взгляд, не о затоплении отдельных деревень. А гораздо о большем. О затопленной памяти, о прерванном родстве, о трагедии человека, выброшенного в огромный, стремительно меняющийся мир, где рушатся все устоявшиеся связи, искажается само мироощущение. Что происходит в это время с человеком? Может ли он жить без корней? И возможно ли при этом оставаться человеком?» — задается вопросами исполнитель роли Павла в спектакле «Прощание с Матерой», заслуженный артист России Степан Догадин.
 
То, что «Мастеру» показали в Москве, на сцене прославленного Малого театра, известный иркутский искусствовед Арнольд Беркович назвал «закономерностью». «И Малый театр, и Иркутский академический театр имени Н.П. Охлопкова отличаются высокой сценической культурой, трогательным и уважительным отношением к классике и ее представителям, — отметил критик. — Для обоих театров правда и честность художника являются величайшим мерилом их театральной и гражданственной значимости. Этим высоким качествам, на мой взгляд, и отвечает новая сценическая редакция драматической повести великого писателя «Прощание с Матерой».
 
Надо сказать, что к показу спектакля в Москве готовились не только артисты Иркутской драмы, его с нетерпением ждала и театральная общественность столицы, известные деятели культуры и искусства. Постановка оставила глубокое впечатление.
 
«В спектакле «Прощание с Матерой» мы видим распутинские образы: кричащие, серьёзные, драматические. Валентин Григорьевич сквозь призму своих впечатлений и переживаний показал страну в целом, — отметил на премьерном показе спектакля заслуженный художник России Никас Сафронов. — Актёры Иркутского академического театра воплотили замысел писателя. Они создают ту же энергию, которая питала Распутина. В спектакле есть места, которые щипали за душу, пытаясь пробить слезу. В зале были земляки Распутина. Я смотрел на них и замечал, как они переживают. Я наблюдал, по сути, тех самых людей, о которых идет речь в произведении. И для меня это типажи для портретов». Художник также отметил, что в спектакле очень продуманная, профессиональная и «столичная» сценография.
 
А писатель и кинодраматург Михаил Кураев оценил характеры героев и игру актёров: «Герои, которых мы видим на сцене благодаря артистам драмтеатра, — это подлинные и настоящие судьбы людей. Когда видишь прекрасный женский ансамбль, то временами становится неловко от того, что ты словно подслушиваешь, о чем они говорят за вечерним чаем. И то, как они существуют на сцене, отлично проверяется реакцией зала. Это или полная тишина, где даже не слышен шелест программок. Или же та тишина, где слышно, как толкут слезы».
 
Автор: 
Олег Усов
29.12.2017