Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Иван Гущин: В каждом образе есть частичка меня

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова актер Иван Гущин служит с 2014 года. На сцене иркутской драмы он предстает в образе то грустного клоуна, то идейного неудачника-еврея, то героя-любовника. Иван, безусловно, яркий артист. В антракте и после спектаклей часто люди восторженно интересуются им. Для зрителей этот актер — загадка: его персонажи очень разные, и везде он оказывается убедительным. Какой же в жизни Иван Гущин? На кого из своих героев он похож? Об этом и многом другом — в нашем интервью.
 

— Расскажите, в какой момент Вы поняли, что хотите стать артистом?

— Такая мысль появилась после школы, когда речь зашла о поступлении. Я хотел поступать в театральное училище, но из-за финансовых трудностей не смог попасть на подготовительные курсы, поэтому решил пойти учиться по экономической специальности. Позже, во время практики в администрации родного Барнаула, понял, что не смогу работать в этой сфере. И тогда я вернулся к прежней мечте — стать артистом. Поехал в ближайший город, где есть театральное училище, и поступил.
 

— О чем Вы мечтали, когда думали о поступлении в театральное училище?

— В отличие от многих других людей, которые поступают в театральное училище, думая, что станут великими актерами, и мечтая, что их имена будут всегда у всех на слуху, у меня не было таких мыслей. Так же, как не было и сильного желания покорить большой город и стать великим киноактером. Мне, конечно, был интересен опыт работы в хорошем кино. Но больше всего хотелось и хочется, чтобы мой труд был важным и нужным для окружающих людей. Перекладывание бумаг в администрации, мне кажется, не принесет никому пользы. В театре же я могу подарить человеку улыбку, и, значит, моя служба здесь не напрасна.
 

— Актерская профессия — это творчество в чистом виде или доля ремесла в ней все-таки есть?

— Мне кажется, что деятельность артиста творчеством в чистом виде назвать нельзя. Это в любом случае ремесло, но ремесло творческое. Здесь и заучивание текста, запоминание мизансцен, вечный поиск образов для своих героев. Мне нужно много времени, чтобы познакомиться со своим персонажем, проникнуть в его суть. Но не стоит забывать, что в нашей работе часто бывают и срочные вводы в спектакли, где за короткий промежуток времени тебе приходится узнавать того или иного персонажа с нуля, поэтому пользуешься актерскими заготовками и штампами, которые уже наработал за определенный период.
 

— Что помогает Вам развиваться творчески?

— В театре имени Охлопкова много работы, и для артиста, я считаю, это очень важно. Потому что именно работа помогает искать в себе что-то новое и открывать ранее неизвестное. Я люблю театр за душевную, семейную атмосферу. Мне кажется, в его стенах есть особая атмосфера дружбы, как с молодыми актерами, так и со старшим поколением артистов, которая помогает в развитии. Мне, например, важно, если я играю с человеком родственника, чтобы и за кулисами мы были с ним как родные. Это тонкие вещи, без которых не получится хороший спектакль.
 

— Вы — разноплановый артист, с множеством образов в актерской копилке. Как быстро удается переключиться с одного персонажа на другой?

— Трудно сказать, что я быстро переключаюсь. Все мои персонажи очень долго создавались и продумывались. У меня нет конкретного амплуа, и мне это нравится, потому что каждый раз ищешь в себе что-то схожее с тем или иным героем, что, собственно, и помогает находить «рычаги переключения», если так можно сказать.
 

— 165-й театральный сезон завершил спектакль «Александр Невский в Срединном мире», где Вы играете Князя Новгородского. 166-й сезон закрылся спектаклем «Макбет», где главный герой тоже ваш персонаж. Чувствовалась ли особая ответственность, играть под занавес сезона?

— В такие моменты не думаешь, что играешь в спектакле, который завершает сезон. Думаешь, если честно, только о работе. На премьеру «Александра Невского» в Иркутск приехала моя мама, и для меня это было очень волнительно. Всегда, когда находится мама в зале, я переживаю, потому что она для меня — самый главный зритель. Когда-то она была против того, чтобы я связывал свою жизнь с театром, но со временем смирилась и сейчас гордится мной.
 

 — Из всего разнообразия персонажей, с каким из них Вы чувствуете наибольшее сходство?

— В каждом персонаже, в каждом образе есть частичка меня. Можно даже сказать, что это и есть я, просто в каких-то определенных ситуациях. Я благодарен своему Александру Невскому. Готовясь к этой непростой роли, я еще больше стал интересоваться историей нашего государства и очень многое узнал. До этого спектакля я нейтрально относился к религии, а сейчас в моем сердце поселилась вера. Ведь, играя Александра Невского, надо хоть чуть-чуть верить в Бога, потому что он был не только великим правителем, но и глубоко верующим человеком.
 

— Бывало ли, что, играя какую-то роль, Вы узнаёте своего героя с новой стороны?

— Я считаю, плохо, если этого не происходит. Бывают такие спектакли, когда ты играешь и знаешь, что если сделаешь так, то люди засмеются. А если по-другому, то загрустят. Этим, безусловно, пользуешься, потому что это рисунок роли. Сам ты удовольствия от игры в такие моменты получаешь мало. Но, когда что-то новое открываешь в персонаже, ты будто приподнимаешься на крыльях над сценой.
 

— В некоторых спектаклях вы удивляете зрителей своими акробатическими способностями. Как долго Вы развивали такую гибкость?

— Раньше я был «деревянным». Гибкость начал развивать только во время учебы в театральном училище. Иногда даже задумывался о хореографическом образовании. Сегодня в свободное время я хожу в театральное училище на занятия по танцам, чтобы держать себя в форме и постигать новые стороны мастерства.
 

— Что бы Вы хотели сказать своему зрителю?

— Мне бы хотелось, чтобы после спектаклей зрителям было о чем задуматься. Чтобы мысли, возникающие в головах после посещения театра, побуждали их к действию. И конечно, чтобы люди любили театр и ходили к нам чаще.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ольга Харнутова
26.12.2016