Евгений Попов: Это – мой театр...
Разработка сайта:ALS-studio
Евгений Попов - человек не публичный, скромный. «Я не люблю интервью. Мне кажется, каждый человек на своем месте должен доказывать что-то делом, а не слова говорить», - считает Евгений Иванович. И доказывает.
Весь день его проходит в трудах: утром - на прогоне, днем - за швейной машинкой в декораторском цехе, вечером - на спектакле. Но 24 июля ассистент режиссера Евгений Попов отложит все свои дела и пригласит друзей на праздничный юбилейный вечер.
Вся жизнь Евгения Ивановича, как и у большинства давних работников театра, с детства связана с искусством.
- Родом я из Усолья – Сибирского. Когда учился в школе, активно занимался самодеятельностью во Дворце культуры. Помню, мы играли сказку «Аленький цветочек», где я был Кикиморой. Конечно, перед премьерой очень волновался, только о роли и думал. И вот идет спектакль, а из зала внезапно доносится крик ребенка: «Смотрите, смотрите, у Кикиморы часы на руках!» Забыл снять! - смеется он. В 1975 году, после восьмого класса, безумная любовь к театру привела Женю Попова в Иркутское театральное училище, где курс набирали легендарные Борис Самойлович Райкин и Людмила Александровна Темиряева.
-Училище для нас было дружной семьей, - рассказывает Евгений Иванович. - Мы окончили его в 1979 году, после чего большую группу однокурсников взяли на работу в Иркутский драматический театр имени Н.П.Охлопкова. Двое из них и сейчас работают в нашем театре - актер Александр Ильин и заслуженная артистка России Татьяна Двинская. Меня же пригласили в Иркутский ТЮЗ. Конечно, поначалу было трудно начинать свою актерскую деятельность без привычной поддержки друзей, но радовало то, что сразу дали одну из главных ролей в спектакле по повести Геннадия Михасенко «Милый Эп». Моим партнером был великолепный актер Олег Мокшанов - сейчас он живет и работает во Франции.
Настоящие жизненные «университеты», как считает Евгений Иванович, для него начались с армии:
- Служил в Читинской области. Первые полгода учили водить танк, но так как в технике я совершенно не разбираюсь, ничего не вышло... Потом меня отправили в деревню под Улан-Удэ, где сразу (актер ведь!) забрали в духовой оркестр. Учился играть на альте, потом на барабане, но, видимо, музыкантом мне тоже не суждено было стать - оставили в качестве ведущего. Под конец службы меня перевели в Читу, в ансамбль песни и пляски Забайкальского округа - петь в хоре. Мы постоянно выезжали на гастроли по воинским частям - так что служба у меня получилась очень своеобразной.
Однажды Евгений познакомился с помощником режиссера Читинского драмтеатра, и вскоре главный режиссер Александр Славуцкий уговорил молодого артиста поработать здесь. В 1981 году, по окончании срока службы в армии, Евгений Попов оставляет Иркутск и уезжает в Читу.
- Мне дали роль Труффальдино в спектакле «Любовь к трем апельсинам», - вспоминает Евгений Иванович. - Постановка была очень экстремальной: нужно было жонглировать, ходить на ходулях, и это при том, что цирковыми талантами я не обладал. Сейчас смотришь - молодые артисты и крутятся, и вертятся, кажется, все что угодно сделать могут. Мы в то время были немного другими. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что в артистах нашего поколения больше воспитывалась внутренняя актерская культура, сегодня же много внимания уделяется внешней, физической форме, а от этого уходит духовная глубина...
Он был активно занят в репертуаре, но отношения с главным режиссером складывались не самые удачные. Человек характера необычайно теплого, мягкого и уютного, Евгений Иванович тяжело переживал грубость:
- Я по натуре неконфликтный и не люблю ругаться, а когда меня оскорбляют, ухожу в себя, замыкаюсь. Мне кажется, что от этого можно и умереть. Наверное, с людьми чувствительными так и происходит.
На гастролях в 1982 году Евгений Иванович впервые побывал во Владивостоке - город понравился безумно! Недолго думая, уволился и уехал во Владивостокский театр Ленинского комсомола, где артисту устроили грандиозный просмотр: и читал, и пел, и на гитаре играл. В труппу взяли, но из-за проблем с жильем из Владивостока тоже пришлось уехать.
- Я родился под знаком Льва, в год Крысы. Может, потому и в жизни у меня наблюдаются такие виражи: то Я в театре работаю, то в ресторане. Вроде бы совершенно разная деятельность, но меня все время тянуло либо туда, либо сюда.
В 1983 году Евгений Попов решил завершить актерскую карьеру и уйти в ресторанный бизнес. Полтора года Евгений Иванович проработал официантом - в «Интуристе», в «Аэрофлоте», в кафе «Алмаз». Для творческого развития, как ни странно, возможностей и тут было немало. Актер - тот же психолог, он изучает душу человека. И он не только обслуживал, но и наблюдал, проводил своеобразный эксперимент: в этой работе все собственные амбиции нужно было спрятать подальше, а при таком общении с клиентом сразу можно было почувствовать, что человек собой представляет.
В 1985 году началась антиалкогольная кампания, и рестораны стали закрываться. Однажды к Евгению Попову зашел однокурсник Александр Ильин и рассказал, что в Иркутском драматическом театре есть вакансия помощника режиссера. Так с 1986 года жизнь Евгения Попова оказалась прочно связана с творчеством Иркутского драматического театра имени Н.П.Охлопкова.
Нельзя сказать, чтобы и здесь все было гладко. Однажды при разговоре Попова с директором театра Анатолием Андреевичем Стрельцовым присутствовала его заместитель по производственной части Людмила Кардашова, между прочим, заслуженный работник культуры. Она и говорит: «Вот если бы ты, Женя, умел шить...». А шить он как раз умел: мама была портнихой и эти навыки еще в детстве передала сыну. С тех пор Евгений Попов с удовольствием шьет мягкие декорации для сцены. Это занятие ему нравится - и взбадривает, и придает жизненный тонус.
- Мама у меня была понимающей и требовательной, именно от нее пошла эта закваска - трудиться, трудиться, трудиться. Потому, когда шью, от меня уходит все плохое. За четырнадцать лет работы швеей-мотористкой, это я сам себя так зову, - столько было поставлено спектаклей и столько всего для них придумано! Самое интересное в этой технической работе, что она тоже предполагает творчество. Иногда художник придумает такое, что мы за голову хватаемся, не зная, как это все реализовать: нужны и особые выкройки, и чертежи, и шитье. Но, слава богу, как-то выходим из положения, и сам процесс всегда очень интересен. Хочу выразить благодарность Людмиле Васильевне Кардашовой, у нас с ней сложился хороший технически-творческий союз. Очень признателен Анатолию Андреевичу Стрельцову, не зря мы все зовем его «папой»: и в горе, и в радости бежим к нему. Это человек, который много отдает людям и во всем помогает.
Сейчас Евгений Попов снова работает ассистентом режиссера и иногда играет небольшие роли в спектаклях «Гамлет», «Трое на качелях», «Наш господин Чичиков», «Соловьиная ночь»:
- Я счастлив, что есть такая возможность, правда, в последнее время на тексты памяти не хватает, поэтому прошу роли без слов. В «Гамлете» я играю Озрика, у которого, слава Богу, текста почти нет. Вообще, здесь я счастлив, дай Бог сил и здоровья, чтобы и дальше мог работать только в моем театре.
Евгений Иванович ни о чем не жалеет и очень рад, что все было так, как было, зато он общался с интересными людьми, бывал в красивых городах, играл в таких разных театрах. Во время нашего разговора от него ни разу не прозвучало обвинение, не проявилась старая обида или хоть какое-нибудь неуважение к людям, с которыми работал, общался... Этот человек умеет быть благодарным буквально за все, ценить свое прошлое, помнить дорогих сердцу людей и говорить спасибо - качества, в наше время практически утраченные.
- Смысл жизни для меня сейчас заключается в моем сыне Антоне: хочется, чтобы у него все сложилось хорошо, - делится своими мыслями Евгений Иванович. - А еще хотелось бы, чтобы люди больше любили друг друга. В нашем жестоком мире все решают деньги, но они не должны быть основой отношений, основой творчества. По больше бы душевной теплоты между людьми, заботы, уважения - тогда и жить было бы легче...
Говорят, накануне дня рождения желания людей сбываются. Надеемся, что и это ваше желание, Евгений Иванович, обязательно исполнится! Здоровья вам, энергии, удач!