Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Дневник фестиваля: день Второй

Версия для печатиВерсия для печати

Марк Твен и Шукшин, Тургенев и Володин - спектакли для всех возрастов.
 

Продолжается Областной фестиваль «Театральное Приангарье». Продуктивно прошел Второй день. Мастер-класс, круглый и стол и пять очень разных спектаклей составили его программу.
 

Учёба и дискуссии
 

Рано поутру в репетиционном зале Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова актёр-охлопковец Иван Гущин преподал часовой урок сценического движения для всех желающих. Желающими оказались Усть-Илимский театр драмы и комедии, театр-студия «Иллюзион» из г. Зимы и образцовый детский коллектив музыкальный театр «Трубадур» из Братска. И взрослые профессионалы, и юные артисты-любители с удовольствием выполнили задания разминки, а потом с азартом включились в тренинги «оправдывающих жестов». Были найдены варианты невербального выражения полярных психологических состояний - любви и ненависти. Артисты выполняли пластические упражнения соло и в дуэтах. Работа получилась очень интересной и практически полезной.
 

Круглый стол с архисерьёзным названием «Социально-культурный аспект в деятельности театров – миссия или компромисс?» модерировала театральный критик, генеральный директор ТКЦ «ТЕАТР-ИНФОРМ», продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Ольга Сенаторова. По мнению театроведа, с тех пор, как  театр был вынужден встать на коммерческие рельсы и бороться за зрителя всеми мыслимыми и немыслимыми средствами, он порой стал забывать о  социальной ответственности. Забывать о том глубинном влиянии, которое оказывает на людей. О влиянии, которое только театр, как никто другой, в состоянии оказывать, так как ближе всего может подобраться к сердцу зрителя, к его сознанию, его эмоциональной ауре. Понятие «миссия театра» за последнюю четверть века практически ушло из лексикона театральных деятелей. И это печально. Ведь в условиях отсутствия так и не сформированной до сих пор общей национальной идеи именно театр должен вспомнить о своей роли властителя дум и высоко нести глубинные смыслы, сберегать духовно-нравственные ценности отечества. На то, чтобы только веселить, забавить публику, только выражать себя и свои художественные амбиции, у театра сегодня нет морального права. С такой высокой планкой требований к театру можно и поспорить, что и сделали некоторые участники круглого стола. Театральный критик из Санкт-Петербурга Андрей Пронин не торопился бы возлагать на театр миссию национального спасителя. Тем более – единственного. Театр не может «задирать нос» и пускаться в назидания взрослым людям, не может и не должен становиться проповедником, забывая свои природные – художественные задачи.
 

Аплодисменты в залах
 

Во второй день театрального праздника ТЮЗ им. А.В. Вампилова сыграл свой спектакль «Приключения Тома Сойера» по любимой многими поколениями подростков повести Марка Твена, поставленный актёром театра Дмитрием Ивановым.
 

– Это весёлый, задорный детский спектакль, – делится впечатлениями театровед Андрей Прониин. – Он изобилует массовыми сценами, богат музыкальными украшениями. Использование рэпа вполне в духе американской темы. Отмечу яркие работы молодых артистов, особенно удачный ансамбль Тома и Гека – Павла Матушевича и Александра Карпенко. Много изобретательных комических сцен. Не перегруженный смысловыми откровениями, лёгкий спектакль, построенный как парад-алле живых и сочных номеров, очень хорошо воспринимается молодёжью в зале.
 

– Я посмотрела прекрасный спектакль народного театра «Чудак» из Ангарска «Страсти по Торчалову», – говорит иркутский театровед  Лора Тирон. – Автора пьесы Никиту Воронова этот коллектив для меня просто открыл. Удивительно глубокая пьеса и не менее глубокий, мощный по содержанию спектакль. Главная его тема – зачем мы приходим в этот мир, и что останется после нас. Главный герой размышляет над этими вопросами, находясь в чистилище, уже после смерти. Оказывается для того, чтобы погрузиться в эту проблему смысла бытия, осознать, как мы жили, нам почему-то необходимо умереть. Отчего же мы так беспечны и легкомысленны, пока живы? Актёрские работы в спектакле просто великолепны. Все участники постановки несут свою задачу, несут характеры, у всех точные живые реакции. Они прекрасно осознают, для чего вышли на сцену,  все на зависть энергетически наполнены. Остаётся только удивляться, как это удаётся любительскому театру, бесспорно, одному из лучших в регионе, который первым в Иркутской области заслужил звание народного.
 

Постановка режиссёра Александра Гречмана в ТЮЗе «Сураз» по произведениям Василия Шукшина  – работа сложная и по проблематике, и по способам сценического воплощения, по стилистике. Рассказ о судьбе деревенского парня, живущего стихийными чувствами, не признающего над собой никаких авторитетов, человека, лишённого внутреннего «компаса» и не сумевшего вписаться в жёсткий, несентиментальный мир, окрашен красками порой комическими, порой фантастическими, порой  откровенно трагическими. Неровная, сложно зашифрованная работа автора спектакля отличается высоким эмоциональным градусом и неподдельной искренностью, ставит перед зрителем острые вопросы, не предлагая ответов.
 

Театр «Пристань» группы компаний «Янта» представил зрителям свою постановку по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне». Прикосновение к высокой классике, к тонкому, акварельному отражению аристократической жизни XIX века было определённым риском для любительской труппы и её руководителя Александра Лобыгина. Однако, самодеятельной труппе удалось добиться в этом опыте и точечных актёрских удач, и серьёзности проживания предложенных любовных коллизий.
 

Триумф черемховцев
 

Самым ярким событием вечера, завершающего этот день, несомненно, стала премьера Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина «Пять вечеров» по пьесе А. Володина в постановке главного режиссёра театра Дмитрия Акимова. По мнению Ольги Сенаторовой, театру удалось рассказать собственную версию этой истории, уйти от традиционного прочтения образов, добиться жанрового своеобразия и уникальной тональности постановки. Черемховцы развернули и углубили тему биографии главного героя Ильина, который не просто долгие годы провёл на севере и почему-то осел в далёкой Воркуте. Так лирический персонаж превратился в социальный тип, разделивший горькую судьбу многих советских людей, надломленных системой подавления и надзора, изверившихся в жизни. От этого становится понятной и оправданной его настороженность перед нахлынувшим из прошлого чувством, боязнь довериться волнам тепла, поднимающимся со дна души.
 

– В финале слеза этого героя в исполнении артиста Алексея Рычкова, всё действие существовавшего так скупо, сдержанно, драматически напряжённо, эта слеза дорогого стоит, – подытоживает Ольга Сенаторова.
 

Театровед отметила также другие актёрские удачи спектакля, особенно подчеркнула оригинальность формы, представляющей собой осознанный жанровый микс, оказавшийся на удивление органичным и действенным.
 

Главные адресаты чудес на нашем фестивале – зрители в залах – очень отзывчиво и сердечно реагировали на творчество всех артистов, и титулованных, и начинающих, и самодеятельных. Праздник уравнял всех в любви к театральному искусству.

Автор: 
Марина Рыбак
18.03.2019