Артисты беседовали с детьми о «Детях»
Разработка сайта:ALS-studio
В Шелеховском лицее в рамках проекта «Диалог: Театр-Школа» прошла творческая встреча охлопковцев с учениками восьмых, девятых и десятых классов. Беседовали о спектакле Андрея Шляпина «Дети» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Объёмный, притягательный, волнующий спектакль по классическому произведению вызвал у лицеистов много мыслей и впечатлений. Они захотели обсудить его с исполнителями ролей. На встрече были артисты Екатерина Константинова, сыгравшая Катю Локтеву, Николай Стрельченко, воплотивший образ Базарова, и Сергей Дубянский, занятый в массовых сценах.
Традиционно в начале диалога ученики задавали общие вопросы: про актёрскую профессию, как обращаться с текстом, как работать над ролью, что нужно знать при поступлении в театральный вуз, какое расписание у артиста, о взаимоотношениях в коллективе, как часто случаются импровизации. Артисты щедро поделились своим опытом, знаниями и секретами.
Постепенно беседа подошла к осмыслению самой постановки. Охлопковцы отметили, что режиссёр выбрал название «Дети», отказавшись от «отцов», подразумевая, что все мы дети, в том числе и наши родители. Все люди критически оценивают опыт предшественников, испытывают трудности в личностном росте, борются со своими страхами и проблемами. Сам роман при переносе на сцену, образно говоря, претерпел хорошую встряску. Андрей Шляпин местами осовременил текст, чтобы сегодняшнему зрителю было легче усваивать реплики героев. Ребята увлечённо задавали вопросы о символах и образах в спектакле. Им было интересно, в частности, как понимать камни и траву в чемодане главного героя?
- «Видишь, что я делаю? В чемодане осталось пустое место, и я набиваю его камнями. Так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набивали, лишь бы пустоты не было», - процитировал слова своего персонажа Николай Стрельченко. – Режиссёр ввёл работу с чемоданами между сценами. По ходу действия идёт беспрерывное заполнение этого чемодана событиями, эмоциями, чувствами. Это символика. В финале в чемодане вдруг появляется трава. Это режиссёрская придумка, у автора этого нет. Образ зелёной травы - крохотная надежда для моего героя на пороге вечности.
Спросили, почему героиня Екатерины Константиновой впервые вбегает на четвереньках? Актриса рассказала, что в процессе репетиций решили соединить два образа. Катя Локтева в тексте романа постоянно окружена борзыми. И в глазах Одинцовой она не более значима, чем породистая собака. Анна постоянно командует и помыкает ею. Образ «два в одном» - Кати и четвероногого питомца – подсказка о неуютных отношениях между сёстрами.
Старшеклассников впечатлила сложная механика декораций, крутящийся круг и движущиеся вверх и вниз огромные кубы. Динамичный конструктор сценографии, яркая актёрская игра сотворили чудо: для юных зрителей три с половиной часа насыщенного зрелища пролетели незаметно. Актёры рассказали, что режиссёр требовал от них глубокого погружения в текст, понимания его тончайших нюансов и ключевых акцентов. Николаю, исполнителю роли Базарова, пришлось серьёзно исследовать нигилизм как философию и широкое общественное движение в России конца XIX века.
Узнали ребята много интересного и о других постановках Иркутского академического, ощутили отчасти аромат закулисной кухни. К спектаклю «Идиот» по Ф. Достоевскому шла долгая концентрированная работа над текстом, «Холстомер» по Л. Толстому потребовал нескольких месяцев изнурительных разминок, работы над пластикой тела. А на вопрос, почему был выбран к постановке роман И. Тургенева, ответ был простой: он актуален.
- Для меня серьёзный показатель воздействия спектакля, когда после постановки тишина. Это говорит о том, что зритель ещё осмысливает увиденное, - делится мыслями учитель русского языка и литературы Татьяна Дикун. - После «Детей» мы молчали. На следующий день на уроке долго обсуждали постановку. Ребята восприняли богатую символику и бережность к узловым моментам произведения, ключевым цитатам и репликам героев.
Встреча подарила лицеистам удивительные открытия. О том, к примеру, что в недрах Охлопковского театра есть гостиничные номера, буфет, бассейн, тренажёрный зал, а главное, что сидящие перед ними артисты – такие же люди, как и они, которые шутят, размышляют, сомневаются и беззаветно любят театр.
Особенно драгоценным стал диалог для участников театральной студии при лицее. Екатерина Константинова сформулировала своё напутствие тем, кто мечтает стать актёром:
- При всей романтизации профессии, нужно помнить, что это работа, которая требует крепких нервов. У тебя может случиться личная трагедия или катастрофа, но вечером - спектакль. И нужно на два с половиной часа оставить за кулисами всё, что происходит у тебя в жизни. Эта профессия учит тебя с достоинством принимать удары судьбы и двигаться дальше.