Будь в курсе
событий театра

Счастливый карнавал / Марина Елина (Страстной бульвар,10)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Свой юбилей артистка Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Марина Елина встречала на сцене. В этот вечер давали «Любовь и голуби», где она играет главную героиню Надежду. Театр был полон, впрочем, это для охлопковцев обычное дело. Но примечательно, что зрители знали: у актрисы праздник - многие принесли цветы, чтобы поздравить любимицу. Когда вслед за счастливым финалом началась импровизированная интермедия поздравления именинницы, никто из публики не поспешил домой. Поклонники с энтузиастом поддержали шутливые славословия в честь юбиляра, горячо присоединились к похвалам и пожеланиям, выразив это бурными овациями.
 

Да и когда еще им случилось бы побывать «в приюте комедиантов», стать свидетелями актерских шуток и экспромтов? Лишь только прозвучал официальный поздравительный адрес от регионального минкульта, лидер областного Союза театральных деятелей, а заодно и товарищ по сцене заслуженный артист России Владимир Орехов произнес в честь именинницы шутливый спич и презентовал ей НЗ уморительного дяди Мити из гуркинской комедии. Это сработало, как сигнал к наступлению: на сцену хлынула охлопковская молодежь с наградной путевкой для Нади Кузякиной на морской курорт, которая в сюжете про любовь и голубей досталась только ее мужу Василию. Сцена мгновенно была превращена в солнечное побережье и пляж, где началась вакхическая свистопляска под перелицованный хит Рикки Мартина: «Елина Марина в сердце моем глубоко...» Не успела умолкнуть эта залихватская песенка, как на сцену выползла делегация от профсоюза. Почему выползла? Да потому что закадычные подружки Марины Татьяна Фролова и Виктория Инадворская, муж Степан Догадин со своим «сиамским близнецом» Евгением Солонинкиным предстали дряхлыми пенсионерами, что едва-едва передвигают ноги, плохо видят, почти ничего не слышат и никак не могут собрать себя в «могучую кучку», чтобы связно пожелать коллеге всего наилучшего. Неожиданно проказники сорвали с себя стариковские рубища и, оказавшись нарядными красавцами, стройно и с чувством исполнили для новорожденной «Как прекрасен этот мир!» Давида Тухманова времен ее лучезарного детства. Директор театра Анатолий Стрельцов явился в разгар веселья с огромным букетом роз, а приглашенный мужем известный трубач Кирилл Мархаев, по совместительству сосед супругов, исполнил для Марины Елиной лирическую композицию.
 

Восторгу зала не было предела. Как и радости самой артистки. Встретить юбилей на любимой сцене, с дорогими друзьями и коллегами, с милым сердечным избранником, в театре, переполненном зрителями, ликующими вместе с ней, - что может быть прекрасней для актрисы по призванию?
 

А то, что Марина - актриса Божьим промыслом, давно подтверждено ее без малого 30-летним служением в охлопковской труппе, куда она пришла еще студенткой Иркутского театрального училища - и сразу на главную роль Дженнифер в мюзикле «История любви» по всемирно популярной повести американца Эрика Сигала. Музыкальная, подвижная, очень хорошенькая, она прекрасно справилась с дебютом. И роли в драмтеатре посыпались одна за другой. С дипломом ее приняли в штат уже официально. К тому моменту резвая девушка успела выйти замуж, а вскоре родился и сын. Малышу было всего два месяца, когда востребованная молодая артистка вернулась играть спектакли. Не стоит думать, что моя героиня - беспечная «кукушка». Она - уютная домашняя берегиня, увлеченная дачница, успевает даже вышивать, ухаживать за домашними животными, собакой Кексом и попугаихой Моней. Когда любишь, для всего найдутся время и силы. Но, как в песне, «рампы свет манит сильней». Приоритетом, конечно, всегда является работа. Избранная сердцем еще в школьные годы, когда пропадала в драмкружке, суматошная, сумасшедшая для рационалиста, но совершенно необходимая для моей героини. Как хлеб, как воздух, как путеводная звезда.
 

Актерский путь лишь со своей публичной, парадной стороны кажется вечным праздником. Изнанка его, невидимая зрителю - огромный, нескончаемый труд. На этом пути случается всё: и репетиции за полночь, и дискомфорт гастрольного кочевья, и неожиданные замены. Всегда надо быть в тонусе, готовой к любому вызову. Как это случилось с ролью Элинор Аквитанской в спектакле «Лев зимой». Ее репетировала другая актриса, но играть пришлось Марине, введенной за десять дней до премьеры.
 

- Буквально, как снег на голову! - вспоминает моя собеседница. - Я, было, планов настроила на май, дачных, само собой, уже примерно прибросила свои расклады между подмостками и огородом. Ничего нельзя загадывать, если служишь в театре. Пришлось бросаться в эту пьесу, кстати, не близкую мне по содержанию и тональности. Власть, борьба честолюбий, амбиции вокруг короны, междоусобица даже внутри семьи, - всё так тяжело и мрачно. Я вообще с трудом вписываю себя в спектакли, где мало любви, мало солнца и тепла.
 

- Но зритель этого абсолютно не чувствует. Элинор, на мой взгляд, одна из ваших лучших работ. Вы стали доминантой постановки, ее сердцем. Именно ваш образ ярко показал, что и в аду политических джунглей остается место для человечности, место для любви. Вы говорили, что трудно игралась Люська - боевая подруга Чарноты в булгаковском «Беге». Но как же она была у вас хороша!
 

- Верно, «Бег» для меня всякий раз становился испытанием. Трудно объяснить, почему. Есть такие постановки, такой материал, который выкачивает твои силы, выворачивает тебя наизнанку. У меня всегда после Булгакова было ощущение, будто я вагон разгрузила.
 

- А в каких спектаклях вам комфортно?
 

- «Ужин по-французски», например. Незатейливая французская комедия, попса, можно сказать. А как она нравилась зрителям. И все занятые артисты любили ее играть. Потому что много театра, бурлеска, хулиганства, свободное пространство для импровизаций, для каких-то трюковых приемчиков.
 

- Помню-помню, как ваша Бриджит-кухарка каждый раз напевала «мани-мани», комично «утрясывая» растущие чаевые в необъятных штанах комбинезона. Помню дружный хохот зала. Вы вообще любите подурачиться?
 

- Грешна, люблю. Всегда с удовольствием участвую во всевозможных капустных выдумках и проделках. Мы с подругами - профсоюзные богини, поэтому к Новому году, к другим праздникам, для пикников по случаю закрытия сезона устраиваем не только подарки и угощения, но и потеху какую-нибудь. И нам это только в радость. Я абсолютно не боюсь быть смешной. Во мне, наверное, неистребим внутренний ребенок. Это же так здорово - валять дурака!
 

- Или дуру. «Дуру и дурочку».
 

- Да, вот тоже очень милая моему сердцу комедия Григория Берковича. И зрительскому. Судя по приему, по отклику. У меня там очень хорошая партнерша Даша Горбунова. Мы с ней прекрасно «спелись», чувствуем друг друга.
 

- И верите в рождественскую сказку между почти незнакомыми людьми, в родство душ, возникшее из авантюры?
 

- Верим. Я верю. Может, не буквально, не безоговорочно, но по большому счету верю. А на чем еще, по-вашему, держится этот мир? Я безумно люблю фильмы советской «золотой коллекции»: «Москва слезам не верит», те же «Любовь и голуби», «Покровские ворота» - могу пересматривать их десятки раз. Мне близки истории не про то, как порой бывает на самом деле, а про то, как должно быть, как хочется, чтобы случилось, чтобы сбылось. И ведь порой действительно - сбывается. Мои мечты многие исполнились. И еще сбудутся, надеюсь.
 

- Вы отметили юбилей, вступили в новую, зрелую фазу биографии. Многих актрис пугает этот переход. Ведь для них вопрос возраста - это и вопрос смены амплуа.
 

- Меня это не напрягает ничуть. Я считаю себя характерной актрисой, может быть, даже острохарактерной. Мне нравится примеривать личины, самые разные и несусветные. Как исполинский нос вздорной старухи госпожи Пернель в «Тартюфе», например. Или умопомрачительные языческие атрибуты свахи Манефы в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». В одних постановках - такие, гротесковые образы, в других может потребоваться гламур и светский лоск, в третьих - простота и естественность женщины из простонародья. В этом и прелесть моего ремесла, которое никогда не может наскучить, не может само исчерпаться и тебя исчерпать до конца. Всегда что-то ждет впереди. Что-то еще не пройденное, не постигнутое, обещающее чудеса...
 

Да, наша героиня позитивная и жизнерадостная. Все у нее - слава богу. В семье лад, дети в цветущей поре, все нашли себе дело по душе. Сергей Братенков, сын, работает в Петропавловске-Камчатском, в Театре драмы и комедии. Дочка Настя учится в колледже им. Ф. Шопена, играет на бас-гитаре, по уши влюблена в джаз. Совсем недавно родилась внучка, дочурка племянника, которого Марина вынянчила вместе с сестрой. Жизнь удалась. Чего же ей пожелать, лицедейке, веселушке, фантазерке, женщине с легким характером и солнечной аурой? Конечно, ролей! Новых, ярких, любимых, самых невероятных и смелых.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Марина Рыбак
04.12.2023