Послесловие к международному фестивалю «В кругу семьи»
Надолго останется в памяти открытие в Иркутске международного фестиваля театра и кино «В кругу семьи». Его красная дорожка, по которой шли звёзды театра и кино, лазерное шоу, фейерверки, выступления солистов оперы и концерт Рахманинова в исполнении нашего земляка, народного артиста РФ Дениса Мацуева. Но это событие было лишь чарующим мигом, впереди участников фестиваля ждали показы фильмов и спектаклей. Конкурсы шли в параллели, разделяя зрителей- иркутян на любителей театра и кино.
На двух сценах академического драматического театра имени Охлопкова спектакли показывали коллективы из Москвы, Перми, Кемерова, Улан-Удэ, Риги. Каждый театр стремился воссоздать своё представление о семейных ценностях, о проблемах, которые герои спектаклей как могли, так и решали, подкрепляя слова Льва Николаевича Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастливая по-своему».
Президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец, говоря о национальной идее России, высказал мнение о том, что она может быть выражена поддержкой и вниманием к семье, её духовному развитию, в воспитании детей, которые, как правило, берут пример со своих родителей. Немаловажную роль в деле воспитания семейных ценностей может играть и театр, укрепляющий осознание человека в продолжении своего рода, единении кровных и неделимых уз.
Хорошо знакомый иркутянам Международный фестиваль современной драматургии имени Вампилова в своей основе предполагает равенство всех театров в показе спектаклей. Фестиваль «В кругу семьи» подчёркивает конкурсную основу, на нём награды получают только те, кто наиболее значимо, художественно выразительно и творчески обоснованно определяет тему фестиваля, раскрывает её во всём многообразии форм и содержания театрального искусства.
Членам жюри - профессору, заслуженному деятелю искусств РФ Геннадию Дадамяну, театроведу, театральному критику Светлане Жартун, критику, кандидату искусствоведения Елене Стрельцовой, заслуженному артисту РФ Владимиру Ерёмину, народному артисту Украины Владимиру Талашко и председателю - народному артисту РФ, главному режиссёру Центрального академического театра Российской армии Борису Морозову было непросто оценивать работы театров, которые каждый по-своему подошли к этой непростой в сценическом воплощении теме. Разброс драматургических интересов был очевиден.
Московский театр русской драмы, например, играл пьесу японского драматурга Коки Митани «Академия смеха», пермский театр «У моста» представил спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», Рижский русский театр имени Михаила Чехова показал «Маленького принца» по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, актёры Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова перевоплощались в героев инсценированной повести Валентина Распутина «Последний срок».
Спектакли для детей входили в общий реестр конкурсного показа, их тоже было четыре: «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин», «Чудо-колокол» Улан-Удэнского русского драматического театра имени Н.А. Бестужева, «Волшебное кольцо» кемеровского театра для детей и молодёжи, «Колобок, плоский» «Небольшого театра Руслана Вольфсона» из Москвы.
Иркутяне могут гордиться: гран-при было присуждено спектаклю «Последний срок», показанному на фестивале нашим академическим драматическим театром.
Решение жюри о победителях фестиваля принималось в спорах, анализе просмотренных работ, утверждении своего эстетического представления о театральном искусстве. В конечном итоге консенсус был достигнут, места распределены по номинациям, обозначенным устроителями фестиваля.
Иркутяне могут гордиться: гран - при было присуждено спектаклю «Последний срок», показанному на фестивале нашим академическим драматическим театром. Никто из зрителей и членов жюри не остался равнодушным к судьбе старухи Анны, продлившей свой последний срок на один денёчек, чтобы повидаться с детьми, разъехавшимися во все концы необъятного СССР, чтобы дождаться своей младшенькой Таньчоры, видениями являющейся в её снах-забвениях. Не дождалась мать своей любимицы, и старшие дети разъехались: терпения не хватило сидеть у кровати умирающей матери. Отсохла пуповина родства, чужими стали те, кто устремился в города, подальше от деревеньки, вскормившей их вместе с молоком матери. Щемящее чувство вызывает судьба Анны, похожей на святую, канонизированную в этот сан не церковью, но самой жизнью.
Не случайно, не за игру - за подлинное проживание образа старухи Анны народная артистка РФ Наталия Королёва была признана лучшей исполнительницей фестиваля. Лучшей стала и заслуженная артистка РФ Людмила Слабунова, сыгравшая в спектакле роль второго плана подруги Анны - старухи Миронихи.
При рассмотрении претендентов на приз «За лучшую режиссуру» в составе членов жюри возникли разногласия: очевидно, в представленных на фестиваль спектаклях ярче других показался постановщик «Калеки из Инешмана» Сергей Федотов, но в своей работе он был далеко не безупречен. Заметны были просчёты в работе с актёрами, приблизительность в решении отдельных сцен, дробность всего построения сценического действия. Искупил холодность восприятия спектакля его финал, в котором калека от рождения Билли становится равным среди островитян, наконец, увидевших в нём его прекрасное, доброе, отзывчивое и легко ранимое сердце.
Сергей Федотов был признан лучшим режиссёром, исполнитель роли Билли актёр Василий Скиданов отмечен специальным призом жюри, а две актрисы, исполнительницы ролей тётушек - Мария Майданюк и Ирина Малинова - стали лучшим актёрским дуэтом фестиваля.
За яркий актёрский ансамбль был отмечен спектакль кемеровского театра для детей и молодёжи «Волшебное кольцо», в котором исполнители демонстрировали настоящую сплочённость, умение быть партнёрами, находящими продолжение своего образа в остальных образах спектакля. Среди равных героев, представленных в спектакле, выделялся темпераментом, абсолютной верой в предлагаемые обстоятельства и особым юмором сказа Бориса Шергина исполнитель роли Царя Денис Казанцев, который также был выделен членами жюри.
Лучшим художником фестиваля был признан Андрей Запорожский - оформитель спектакля «Маленький принц» Рижского русского драматического театра, которому удалось при помощи сценического света и сферы, напоминающей раскалённое солнце и одновременно служащей экраном с появляющимися на нём детскими рисунками, передать атмосферу сказки, полной философских размышлений о человеке, его предназначении на земле.
Удивление и восхищение вызвал и спектакль «Колобок, плоский», придуманный актёром из Подмосковья Русланом Вольфсоном. Исполнитель соединил в нём мультипликацию, игру в живом плане и единственную куклу - Колобка, который пал жертвой лисы из-за излишней самонадеянности и нахальства. Актёр сумел чётко распределить подачу содержания сказки среди детей и взрослых, удивляя малышей чудо- картинками и незатейливостью сюжета, а родителей - комментарием к ним. Руслан Вольфсон, актёр-одиночка, стал равным среди других театральных коллективов фестиваля и за смелость, творческую самоотдачу был отмечен жюри.
Фестиваль в очередной раз доказал, что зрителям ближе, понятнее, интереснее те произведения искусства, которые говорят о непреложных истинах жизни, творящих добро и созидание, не имеющих временных границ в жизни человеческого духа.
Фото: Ольга Ковшикова