Жизнь, списанная в... антиквариат
Разработка сайта:ALS-studio
Новая постановка пьесы «Ретро» на драматической сцене
Весь спектакль по пьесе Александра Галина «Ретро» воспринимается в заявленном стиле: сценография, костюмы, реквизит - все как в антикварном магазине. Такими же, принадлежащими уходящей эпохе, выглядят и персонажи пьесы.
Овдовевший отец (заслуженный артист России Виталий Сидорченко, артист Геннадий Марченко) приехал к дочери в Москву на ПМЖ; его вроде бы никто не обижает, но он чувствует себя запертым в клетке, одиноким, на целые дни заброшенным. Ему и словом-то не с кем перемолвиться, и оттого в свои собеседники он выбирает голубей, прилетающих на подоконник поклевать крошки.
И вот дочь с зятем решают его как-то пристроить, может быть, в идеале - женить, а пока хотя бы познакомить с тремя потенциальными невестами сразу.И они являются - в нарушение замысла, не одна вслед за другой, а все три разом. Три судьбы, три образа. Бывшая балерина, бывшая медсестра и просто мать семейства.
Балерина (в этой роли заняты народная артистка России Тамара Олейник и артистка Эмма Алексеева) - дама с претензией и с «прибабахом», экзальтированная, вычурная, немножко смешная. Медсестра из «желтого дома» (заслуженная артистка России Людмила Слабунова, артистка Галина Байнякшина) - суровая, натянутая - следствие многолетнего общения с «психами». Просто женщина (Татьяна Кулакова, Нина Полякова) - мягкая, милая и добрая, но... На всех на них одна и та же печать - печать одиночества и никому-не-нужности.
Вышедшие на пенсию, списанные с корабля современности, ушедшие в отставку во всех смыслах - они тем не менее должны как-то дожить свою жизнь... И, как мы знаем, в некоторых случаях, особенно в странах Европы, такое «доживание» выглядит вполне достойно, материально и морально обеспеченно. Наших же героинь ну никак избалованными не назовешь. И то, что они оказались чуть ли не в каком-то смысле антиквариатом, не добавляет им ценности: это предметы со временем растут в цене, в человеческом же обществе, увы, все не так...
Начинается эта история чуть ли не с фарса: еще бы, сразу все невесты встречаются с женихом, а жених к тому же ни о какой женитьбе и слышать не хочет, он и переодеться-то не желает, встречая гостей по-домашнему неряшливо...
И все же мало-помалу чисто человеческий интерес друг к другу растет у всех персонажей. Это и понятно: люди разные по характерам, они тем не менее -представители одного времени, одной эпохи, одного возраста. Им есть о чем поговорить уже сейчас, на первых порах знакомства. И каждому из них жалко всех остальных участников этой истории, и вот уже возникает какое-то родство душ, взаимопонимание, взаимосочувствие...
Не случайно же в голове героя рождается план: да что женитьба, поехали все вместе в деревню, там есть пустой дом, места хватит всем!
Пьеса Александра Галина «Ретро» впервые была поставлена в 1979 году, чуть позднее она появилась и на иркутской драматической сцене (любопытно, что одна из участниц той постановки, Людмила Слабунова, и сегодня вернулась к образу своей героини). Спектакль рассчитан на «возрастной» актерский состав. Так что здесь зритель встретится с исполнителями, редко выходящими на сцену в эти сезоны.
Жаль только, что атмосфера «ретро» распространилась и на режиссерское видение спектакля постановщиком Александром Ищенко: действие течет уж очень традиционно, так что возникает ощущение постановки вчерашнего дня. Может быть, оттого «скучают» в рамках своих ролей большинство актеров, изображая своих персонажей какой-то одной, раз и навсегда выбранной краской. Да и зритель позевывает, вместо того чтобы болеть душой и переживать за героев.
Впрочем, не будем торопиться с выводами. Любому театралу известно, что спектакль в ходе первых шести-восьми показов на сцене активно «набирает очки»: выверяется каждая интонация, каждый штрих, уточняются акценты, у исполнителей растет уверенность и даже кураж - и спектакль обретает новые сияющие грани. Возможно, это произойдет и с «Ретро»?