«Высокое напряжение»
Разработка сайта:ALS-studio
Театральные легенды слагаются не только о великих, и живут они не обязательно в столицах. Своего рода символ лучших лет Иркутского ТЮЗа — времен Т. Титова, а позднее В. Кокорина — актер Александр Булдаков, проработавший здесь более двадцати лет, с 1972 по 1993 год. Для целого поколения зрителей (и особенно зрительниц!), приведших потом в этот театр своих детей, а теперь уже и внуков, навсегда — просто Саша Булдаков. Любимый артист и сегодня молодой, обаятельный, талантливый. Ныне он заслуженный артист России, работающий в театре драмы им. Охлопкова, Для своих многочисленных учеников — Александр Анатольевич, многолетний член правления Иркутского отделения СТД, уважаемый режиссер-педагог, выпустивший за четырнадцать лет работы в Иркутском театральном училище не один курс.
А еще в конце семидесятых он руководил студенческим театром при Иркутском государственном университете, где ставил спектакли, которые обсуждали не только юные «филологини» из театроведческого кружка нашего мэтра Н.В. Ковригиной. О них говорили в городе, их рецензиро-вали в прессе.
Режиссура как еще одно средство самореализации увлекает А. Булдакова и сегодня: заметным событием конца минувшего театрального сезона стала его постановка «Я и Вы» (по «Вкусу черешни» А. Осецкой) с артистами О. Румянцевой и И.Аникиным. Но, пожалуй, еще интереснее его театральные эксперименты с детьми, учениками школы-лицея 7: мюзикл Л. Бартона по диккенсовскому «Оливеру Твисту», получивший диплом на международном фестивале детских театров в Санкт-Петербурге, и музы-кальный спектакль «Синяя птица» по Метерлинку.
Все это замечательно и вызывает искреннее уважение. И все же главная ипостась Булдакова — актерская. Что называется, актер от Бога, профессионал. Чтобы почувствовать это, не надо знать послужной список артиста, венчающегося званием заслуженного. Достаточно просто увидеть его, пусть даже в эпизоде, в рядовом (и даже не самом удачном) спектакле. Органичность, естественность и актерское обаяние Булдакова зачастую украшают собой весь спектакль. Что уж говорить тогда о его лучших ролях, вершинных актерских достижениях! Их просто благодарно помнишь:
...Марек в «Ночной повести» К. Хоиньского,
...Сергей в «Поре тополиного пуха» С. Сергеева,
...фон Кальб в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера,
...Лукаш в «Лесной песне» Л. Украинки,
...Труффальдино в «Слуге двух господ» К. Гольдони,
...Клавдий в «Гамлете» В. Шекспира.
Один этот перечень говорит об удивительной разноплановости ар-тиста А. Булдакова и широте его творческого диапазона. Ему одинаково подвластны тонкая лирика, глубокий психологизм — и буффонада, острая характерность; типажность «соцгероя» — и властная значительность сценических «королей». Все это тюзовские спектакли. Среди них особняком — «Высокое напряжение» А. Платонова, впервые поставленное в нашей стране В. Коко-риным и вызвавшее самые восторженные отклики не только в местной, но и в центральной прессе.
Сам режиссер так вспоминал совместную работу с Булдаковым: «Помню замечательный прогон под Новый год «Высокого напряжения» в нашем маленьком репетиционном зале. Саша Булдаков сыграл так, что мы плакали и хохотали одновременно. В этот момент в нем наметился мощный переход, он мастером стал, испытал удовольствие от этого. Как джазовый музыкант, внутренне все время импровизировал, все время опережал события. В нем была очень красивая энергетика. А сейчас мы с Сашей опять вместе, в драме». (1994 г.)
Самый яркий результат этого продолжающегося сотворчества в театре драмы им. Охлопкова — роль Жевакина в гоголевской «Женитьбе», самобытно решенная В. Кокориным. Герой Булдакова и смешон, и трогателен, но ни в коем случае не жалок. Образ, прочитанный как бы через призму «Петербургских повестей»: «маленький человек» в поисках простого человеческого счастья, вызывающий не столько смех, сколько сочувствие и в записи уже не раз транслировался по «Радио России» и, надо сказать, звучит он отлично. Земляками гордишься, с радостью узнаешь знакомые голоса, слышишь музыку В. Соколова, создающую особую ауру спектакля. Зримо представляешь и колоритного героя А. Булдакова: голос актера так же богат интонациями и тонкими нюансами, как и его исполнительская манера вообще.
Театр драмы пока (надеюсь, только пока!) не дал, к сожалению, в полной мере проявиться многогранным актерским возможностям А. Булдакова. За четыре охлопковских сезона у, него не было главных ролей. Но были работы яркие, запоминающиеся, подобные упомянутой выше. Например, блестяще сыгранная роль Бубнова в спектакле С. Болдырева по пьесе А.М. Горького «На дне». Бубнова, ставшего у Булдакова фигурой гораздо более значительной, чем его обычно принято изображать. Челове-ком не просто житейски опытным, но мудрым, этаким нутряным стихийным философом, едва ли не главным оппонентом Луки в этом спектакле. Это еще о булдаковском Иллюзионщике из знаменитой постановки В. Кокорина «Гори, гори, моя звезда» писали когда-то: «Умное исполнение этой роли Александром Булдаковым...» Сказано как будто и о его Бубнове. А шире — вообще о творческом потенциале этого действительно умного, а еще и психологически тонкого и искреннего актера.
Оглядываясь назад, видишь, что с возрастом он ничего не растерял, а только накопил опыт, — и актерский, и человеческий, обрел личностную значительность.
Невольно думаешь о том, как бы пригодилось все это, как кстати пришлось, например, в ролях «униженных и оскорбленных» «бедных людей» Достоевского! Ну, а уж если и дальше предаваться театральным мечтаниям, то как сродни врожденные мягкость и интеллигентность актера Александра Булдакова чеховским героям!
Помните рубрику в старой «Литературке»: «Если бы директором был я...» Так вот, перефразируя, если бы режиссером была я, наш юбиляр сыграл бы многие замечательные роли мирового репертуара. Ведь «Высокое напряжение» — это не только название старого спектакля, в котором он был занят, а и определение сегодняшнего творческого состо-яния заслуженного артиста России Александра Булдакова.
Юбилей
Не верится: Александру Булдакову — 50 лет! Зтрму «розовскому мальчику», герою тюзовских подмостков семидесятых годов. Помните? Андрей из «Весенних перевертышей», Сергей из «Поры тополиного пуха» С. Сергеева... Как там писали когда-то о его юных героях? «Артист А. Булдаков передает всю трепетность и нежность первой в жизни влюбленности» (О. Соболева, «Советская молодежь»). Все это было, было, было...
Редакция нашей газеты от души поздравляет Александра Булдакова с юбилеем.