Будь в курсе
событий театра

Выходишь просветленный

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Константин Васильевич Пашин, руководитель общественной приемной, референт начальника ГУВД, полковник милиции в от-ставке, рассказывает о том, какое место занимает театр в его жизни и судьбе.

- Театр я люблю со школьных лет. Я родом из Ульяновской области, и когда судьба привела меня в сибирские края, в частности в Иркутск, я с большим интересом познакомился с драматическим театром им. Н.П.Охлопкова. Было это в далеком 1978 году. Театр произвел хорошее впечатление, само здание благородного вида, старинное, красивое. Интересная и сильная труппа.

Мы познакомились с Анатолием Андреевичем Стрельцовым, нынешним директором, тогда работавшим главным администратором, наладили шефские связи. Человек он талантливый, с неуемной энергией и безграничным трудолюбием. Став директором, он начал говорить о реконструкции, а театр в ней очень нуждался. И добился-таки своего, нашел нужные доводы, убеждения, подход к бывшему мэру, а затем и губернатору Борису Говорину, который дал согласие на реконструкцию театра. А это было нелегко, да еще в те смутные 90-е годы, годы безде-нежья и полной неопределенности для страны.

Это говорит о его умении убеждать, о его прирожденных лидерских качествах. Он умеет ко всему подходить творчески. Директор должен быть хорошим хозяйственником, ведь театр - это не только спектакли и пьесы, то есть художественный процесс, это и производство. И все это нужно соединить, сплести, сцепить и так уметь управлять им, чтобы все шло гармонично и сбалансировано, чтобы театр жил и работал как единое целое, как слаженный организм.

Посмотрите на театр после реконструкции, войдите внутрь - это же сказка, не здание. А идея Анатолия Андреевича, теперь уже воплощенная в жизнь, - проведение фестиваля самодеятельных любительских театров, а поездки по самым дальним уголкам области в поисках талантливой молодежи для того, чтобы дать ей возможность выступить на сцене прославленного охлопковского театра. Да это же останется в памяти на всю жизнь! Дети села видят намного меньше, чем городские, и потому такой фестиваль для них - большая радость. Когда в души детей сеешь зерна добра, они обязательно прорастут, и из этих парней и девушек, я уверен, вырастут благодарные люди, умеющие ценить красоту и любовь.

Вы спрашиваете меня, что я бы посоветовал молодому человеку, вступающему в жизнь? Я бы посоветовал - ходить в театр. Да, именно так! Прекратить пить и курить, а вместо этого идти в драматический театр. Ведь, приобщаясь к духовному, ты сам становишься лучше. Сегодня со страниц газет, с экранов телевидения исходит такое количество негатива, столько агрессии попадает в молодые, неокрепшие души. И молодежь все это бездумно копирует, думая, что именно так и нужно жить. И именно наш драматический театр держит оборону против всего этого - против безвкусицы и безнравственности, стойко сопротивляясь и проповедуя высокие художественные ценности, строя свой репертуар на нравственных и духовных основах, говоря о человечности, милосердии, сострадании, надежде и любви.

Одним из вопросов вашей анкеты был вопрос о современной драматургии. Да, сейчас мало пишут хороших пьес, но ведь театр их ищет. Много лет охлопковцы проводят замечательный фестиваль современной драматургии имени Вампилова. Многие известные деятели и театры не только России, но и зарубежья почитают за честь приехать на него. Да, хороших авторов сейчас мало, но я уверен, они все равно появятся.

В охлопковском недавно я посмотрел «Гамлета» в современном прочтении, и этот вариант мне понравился, несмотря на то, что я при-держиваюсь классических традиций в постановках. Наши актеры сумели убедить меня, что это тоже Шекспир, что его можно прочесть и в такой форме. Они сумели донести и шекспировский дух, и проблемы пьесы с точки зрения сегодняшнего дня. Какими путями идти молодым, с кем им быть, где ложь, а где правда, как жить не лицемеря и не предавая? Спектакль будит мысль, ставит множество вопросов, и это очень важно. Идешь домой и размышляешь о многом.

Раньше, лет двадцать назад, была распространена такая форма ра-боты со зрителем, как обсуждение спектаклей после их просмотра. Сразу после занавеса зрители оставались в зале, и начинался разговор о проблемах, поднятых на сцене, о том, что было интересно, что задело за живое, а что осталось непонятым. Мне очень нравились подобные встречи. Мы могли высказать свое мнение. К нам приезжало много наших коллег со всей нашей области, и всех я водил в драматический театр. Это было для них и школой, и уроками воспитания, и культурным просвещением. Многое они выносили из таких встреч, театр помогал осмысливать какие-то вопросы, а в чем-то и направлял, воспитывал.

Сейчас время очень изменилось, меняемся и мы сами вместе с ним. В чем-то театр стал смелее, демократичнее, раскрепощеннее. Никогда, например, не думал, что так можно поставить «Евгения Онегина». Там и Онегиных несколько, и Татьян, и Ленских. Артисты будто передают персонажей от одного исполнителя к другому: сейчас ты тот, а через мгновение - другой. Сколько в спектакле задора, сколько силы, молодости, энергии, здоровья. Актеры - красивые, яркие, молодые, озорные! Фонтан искрометного юмора, внутреннего света и любви к автору. Очень хороший спектакль! Он дышит оптимизмом и молодостью, поднимает настроение и заряжает бодростью. Замечателен «Последний срок». Это спектакль-молитва, заставля-ющий задуматься. Доступным языком великой литературы, пронзительно и остро нам сказано самое простое: все в нас самих. Жизнь на то и жизнь, чтобы ломать нас, испытывать, отнимать порой самое ценное, терзать унижениями и потерями, - а ты храни в себе «сияние правды», вот и все. Актриса Наталия Королева, играющая Анну, сумела так прожить на сцене, так органично, естественно и сердечно говорить с нами, что, выходя из зала, не сразу понимаешь, что это был театр. Душа на таких спектаклях плачет, оттаивает, очищается.

Так что же значит театра Охлопкова для нашего города? Отвечу так. Лично я жизни без этого театра не представляю. Я сросся с ним за эти прошедшие тридцать лет, которые живу в Иркутске. Я пересмотрел все спектакли, шедшие за эти годы. - Конечно, не все они в равной степени были идеальны и совершенны, но разве в жизни человека все бывает идеально и гладко? Театр, как и человек, живет, развивается и твердо шагает дальше, а жизнь подсказывает верные пути и дороги. В наш драматический театр всегда идешь с открытой душой, потому что он помогает нам своим участием, учит нас состраданию, сопереживанию. Из него всегда выходишь просветленным...

Автор: 
Лора Тирон
09.09.2010