Будь в курсе
событий театра

Все умрут, а я останусь

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Король умирает» - новый спектакль на сцене театра.
 

Мы много знаем о жизни, но почти ничего – о смерти. Попытку её осмысления можно увидеть в новом спектакле «Король умирает», премьера которого состоялась 15 апреля на Другой сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова. Пьесу французского абсурдиста Эжена Ионеско поставил омский режиссёр Всеволод Гриневский.
 

В прогнившем и полуразрушенном, с каждым днём всё более сужающемся государстве царит хаос и беспорядок. В конце концов даже солнце перестаёт слушаться короля Беранже Первого. Но и на этом беды не заканчиваются: королю объявляют, что он должен умереть. И не через год, не через месяц, а ровно через полтора часа – именно столько длится действие спектакля. Времени подумать о своей жизни и достойно умереть практически не остаётся.
 

Решительно настроена рассказать королю о приближающейся кончине королева Маргарита (актриса Евгения Гайдукова) – особа прямолинейная и здравомыслящая. Она на протяжении всего действия выступает голосом разума в бреду всеобщей неразберихи, и, несмотря на свою жёсткость, явно вызывает у публики больше симпатии, чем льстивая Королева Мария. Она своим ехидством заставляет где-то рассмеяться, а над чем-то серьёзно задуматься.
 

Артистка Анастасия Пушилина, сыгравшая роль младшей Королевы, как нельзя лучше передала характер взбалмошной и беспечной принцессы, которой не нужно ничего, кроме вечных балов и свадебных путешествий. Эта женщина с разумом маленькой девочки абсолютно уверена в вечной жизни короля, в том, «что всё образуется» и наладится - она абсолютно не признаёт действительности.
 

Фигура самого Короля отнюдь не королевская. Он выходит к нам в грязной мантии, погнувшейся короне, засаленной майке и коротких штанах с подтяжками. Его вид скорее нелеп, чем величественен. Обычный человек, ничем не выделяющийся. Сначала он с насмешкой относится к новости о своей смерти, но потом ему становится не до шуток. Заслуженный артист России Игорь Чирва в роли Короля поистине напуган, растерян и не знает, что делать. Судорожно пытается создать видимость деятельности, раздавать какие-то приказы. Осознание того, что никто ему уже не подчиняется, приводит его в ужас. Мы видим его в свете красных софитов, кричащего «Государство – это я!» и неожиданно переходящего с русского на немецкий язык. Главное желание Короля – бесконечная жизнь, в которой он единолично управляет всем и вся.
 

Страж (артист Роман Мосьпан), орудие в руках власти, воплощение, как говорит Король, «всех войн и революций», в своём шлеме с рогами похож на чёрта, неукоснительно выполняющего все прихоти Его Величества. Спокойный и непоколебимый Доктор же (актёр Александр Братенков), а по совместительству палач в белом окровавленном костюме, как бы со стороны смотрит на всё происходящее, время от времени лишь выдавая свои вердикты. Тихая и незаметная служанка Джульетта (артистка Анастасия Шинкаренко) с крысами в руках, бегает, не зная, куда ей деваться от приказов со стороны Короля.
 

Лейтмотивом в спектакле звучит ария Casta Diva из оперы Винченцо Беллини и композиция Far From Any Road из сериала «Настоящий детектив». Они подчёркивают масштабность происходящего и, в то же время, ощущения полного распада, разложения и обречённости.
 

Декорации гениальны своей простотой: подвальное помещение с протекающими трубами, занавеси, как в морге, трон – офисное кресло со смирительными ремнями. Стук капель о металл. Крысы и искусственные цветы. Наряды из меха и кожи, маскарадный грим.
 

Все герои пьесы как будто нереальны: они – голоса в чьей-то голове, возможно, в голове Короля - обычного человека и правителя своего маленького государства. Король превращается в явление повседневное и обыденное: кто из нас успевает сделать в жизни всё то, чего так хотелось? Кто живёт по-настоящему, ценя каждый момент, наивно не полагаясь на веру в своё бесконечно долгое существование? Осознают все это слишком поздно, как и главный герой спектакля. Действие на сцене – проекция на жизнь твою, мою, на жизнь каждого зрителя в зале. Оно побуждает задуматься о своих поступках, роли в этом мире и своём «государстве». Раздаются противоречивые голоса свиты, склоняя личность то в одну, то в другую сторону. Добро или зло, беспечность или строгий расчёт, аскетичность или удовольствия, безграничная власть или покорность перед обстоятельствами. Наверное, наша задача – найти некую золоту середину, которая поможет найти время на настоящую Жизнь.
 

Королю приходится умереть, потому что всё неизбежное – неизбежно. Империи рушатся, а люди умирают. И как бы мы ни думали только о прошлом и будущем, настоящее здесь и сейчас застанет врасплох, никого ни о чём не спросив.
 

Загадкой остаются сцены поедания стражем крысы, казни огромной курицы, исчезновений в темноте и многое другое. Да и вообще весь спектакль можно трактовать по-разному и в этом его очарование. Абсолютно ясно можно сказать только то, что постапокалиптической поэме удалось задать один из самых сложных вопросов нашей жизни: а знаем ли мы о собственной смерти?

Фото: 
Кирилл Фалеев
Автор: 
Алена Шевлякова
25.04.2016