Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Времён связующая нить

Версия для печатиВерсия для печати

С таким названием вышла книга, посвящённая 160-летнему юбилею академического драматического театра имени Николая Павловича Охлопкова. Автор – театровед и журналист Светлана Жартун – рассказывает в ней о наиболее ярких страницах творческой жизни коллектива с 1975 по 2010 год, а также личностях, составивших гордость труппы.

Казалось бы, изложение фактов истории театра продолжить надо было бы вслед за Павлом Маляревским, который остановил свою книгу на начале шестидесятых годов, но автор посчитала, что только увиденное, сохранённое в памяти может стать связью от живого искусства театра к живому описанию страниц его существования, пришедшихся на времена застоя, перестройки и новейшей истории государства Российского.

Театр как никакой другой вид искусства связан со временем, в современной пьесе или классике он рассказывает о человеке в предлагаемых обстоятельствах политического строя государства, его преобразованиях и развитии. Театр 60-х годов говорил о стабильности времени, в котором жил СССР, а вот 70-е и особенно 80-е годы стремительно приближали страну к перестройке, очередной революции, во многом перевернувшей не только жизнь, но и наше сознание.

В параллелях времени и Светлана Жартун рассказывает о поиске режиссёрами драматургии и средствах её сценической выразительности. О сломе, который произошёл в годы перестройки, и невозможности постановщиков найти современную пьесу. Оставалось одно: ставить классику и в ней находить актуальные для себя темы. Не случайными были постановки «Короля Лира» Шекспира – о трагедии распада не только государства, но и личности, «Ревизора» Гоголя – о казнокрадстве и мздоимстве. Театр в это время обращается к Чехову и Вампилову – авторам наиболее ярким в выражении духовного начала человека.

Анализируя работы режиссёров Григория Жезмера, Изяслава Борисова, Геннадия Гущина, Вячеслава Кокорина, Артура Офенгейма, Геннадия Шапошникова, автор рассуждает о творческом поиске этих постановщиков, о сценических средствах, какими они пользовались в осуществлении того или иного спектакля. В этом анализе видно, как менялся театр, как развивалась режиссура в переходный период между ХХ и ХХI веками. Менялись и актёры, всё чаще выступавшие на сцене в ансамбле, сложном психологическом взаимодействии друг с другом.

В конце 90-х годов драматический театр стал называться академическим, и в это же время началась реконструкция его здания. Если вспомнить, как мы переживали эти годы, как получали зарплату миллионами или не получали её вовсе, можно живо представить, с какими финансовыми трудностями пришлось столкнуться всем, кто затеял эту работу. В стране, в которой рушилась экономика, в Иркутске возводился театр, занявший одно из лидирующих мест по технической оснащённости среди театров России.

Автор приводит в книге рассказы строителей о трудностях, с какими пришлось им столкнуться, чтобы в системе бартера, а попросту обмена, добыть строительные материалы, нехватку некоторых заменила инженерная смекалка. Строители конца ХХ века ни в чём не хотели уступать своим предшественникам прошлого века.

Во время реконструкции было множество драматических моментов, были и курьёзы, о которых не написать было невозможно. Но главное – это энтузиазм всех занимавшихся реконструкцией и темпы работы, в 90-е годы бывшие ещё в новинку для многих, кто помнил недавнее прошлое, долгострои советского периода.

В новый век театр вступил с обновлённой труппой. В театральном училище был набран специальный курс, который влился в его состав. Именно с молодыми художественный руководитель курса и театра Геннадий Шапошников поставил спектакли «Сумерки богов», «Ромео и Джульетта», «Гамлет». С новым дыханием начали работать заслуженные артисты Игорь Чирва, Николай Дубаков, Яков Воронов, актёры Виктория Инодворская, Степан Догадин, Александр Ильин, многие другие. Был поставлен спектакль «Последний срок» по повести Валентина Распутина, завоевавший Гран-при на фестивале «Золотой витязь» в Москве, других фестивалях России.

Обновление в работу театра привнесли молодёжное театральное движение и фестиваль любительских театров «Алые паруса», которые привлекли к занятию театральным искусством в нашей области множество молодых людей. Любители по-настоящему полюбили театр, стали его зрителями, а слоган «Театр – это модно» обрёл популярность среди студентов города.

Светлана Жартун пишет о разнообразии творческой и административной деятельности академического театра, о спектаклях и режиссёрах, поставивших их, об актёрах, составляющих его гордость. В книге много внимания уделяется городу и горожанам, прожившим непростые годы в стране, резко повернувшейся к демократии, гласности, свободе предпринимательства. Автор показывает тесную связь театра со своим зрителем, ибо только так он может оставаться живым и, несмотря на 160-летний возраст, молодым, ищущим, динамичным.

Книгу «Времён связующая нить» оформил художник Сергей Элоян, она богато иллюстрирована фотографиями, взятыми из архива театра, и работами фотохудожника Анатолия Бызова. Книга издана при финансовой поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.

Автор: 
Ольга БОРИНА
30.11.2010