Будь в курсе
событий театра

Виталий Венгер – человек в «Золотой маске»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Не каждому человеку в жизни дано спеть свою собственную песню. У Виталия Венгера это получилось. Позади большая жизнь, сотни сыгранных ролей, встреч с людьми, составившими славу отечественного театра, и с обычными зрителями. Судьба не обделила его вниманием и милостями! Он - народный артист, всеобщий любимец, лауреат Государственной премии, обладатель высшей театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», почетный гражданин города Иркутска, художественный руководитель театрального училища. На этой неделе Виталий Константинович отметил свой 78-й день рождения. С чем мы его и поздравляем!
 
Москвич с сибирским характером
 
По рождению Виталий Венгер москвич. В 1950 году, окончив театральное училище им. Щукина, молодой актер собрался в далекую Сибирь... Мог ли он тогда предположить, лежа на верхней полке скорого поезда Москва - Иркутск и наблюдая за мелькающими за окном телеграфными столбами, что далекая земля станет его домом? Что найдет он здесь свою любовь, что в Иркутске появится на свет его дочь, внук, а иркутскому театру он отдаст более 50 лет своей жизни...
 
Но все это впереди. А сейчас в памяти заплаканные глаза мамы, еле скрываемое волнение отца, родственников, пришедших на Ярославский вокзал проводить его в неизвестный дальний путь. В небольшом фанерном чемоданчике заботливые руки мамы уложили теплые вещи (в Сибирь ведь едет),продукты и увесистый мешочек соли (на черный день - всегда можно сменять на сахар, масло). Конечно, и он волновался не меньше, и сомнения грызли душу - уезжает от родных, из столицы да в такую даль! Но выручала беспечная юность, она придавала силы, надежду, рассеивала тревожные мысли. Да еще письмо из Иркутска, лежавшее в кармане пиджака, от директора драматического театра О.Волина. Оно было де-ловым, кратким, но, в то же время, доброжелательным и располагающим. Особенно ему нравились последние строчки: «...Что касается творческой работы, не пожалеете и будете удовлетворены. Молодежь у нас в почете, если она талантлива....» (В том, что он талантлив, Виля не сомневался, а кто вообще сомневается в 18 лет!?)
 
Первые роли
 
На шестой день пути поезд прибыл в Иркутск. Город встретил холодным августовским утренним туманом над Ангарой. Поселили в Коммерческом подворье на улице Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора), театральной гостинице, в те времена обиталище всех приезжающих в Иркутск актеров.
 
И началась самостоятельная жизнь...
 
Об одной из первых ролей Венгера рассказывает писатель Марк Сергеев в своем предисловии к книге Виталия Константиновича «Монолог актера», изданной в 1998 году: «...вспоминаю Виталия в сцене на корабле, когда во время Порт-Артурской эпопеи к адмиралу Макарову является с важным донесением старик-китаец.(Китайца играл совсем тогда молодой Венгер.) Малюсенький эпизод, но талант актера заставил меня запомнить его на всю мою жизнь. А сколько потом ролей было в его театральной биографии: эпизодических, больших, главных... И каких ролей! За ними встает жизнь артиста, жизнь театра, духовная жизнь человека в его служении искусству и людям...»
 
Впрочем, для Венгера никогда не существовало ролей больших или эпизодических, каждая роль для него - повод создать характер, судьбу. Так учили его педагоги.
 
Настоящий вахтанговец
 
С учителями Венгеру повезло. Все они в свое время были учениками Евгения Багратионовича Вахтангова. Какие это были имена! Цецилия Мансурова, Борис Захава, Рубен Симонов, Владимир Москвин (сын известного мхатовского актера Ивана Москвина), Виктор Кольцов, Леонид Шихматов, Вера Львова, Татьяна Шухмина (жена Бориса Щукина), Иосиф Толчанов... Сокурсником Венгера был Михаил Ульянов, с которым и сейчас Виталий Константинович поддерживает самые дружеские отношения, переписывается, на три курса старше училась Юлия Борисова. Старшим товарищем и другом был Юрий Катин-Ярцев...
 
- Сейчас уже многих, многих дорогих и близких сердцу людей нет в живых, но и теперь они для меня все те же волшебники, открывшие прекрасную сказочную страну - театр, - говорит Виталий Константинович. - Давно ушли из жизни знаменитые Николай Гриценко, Андрей Абрикосов, Людмила Целиковская, Михаил Астангов, но я помню, как бегали мы с друзьями на их спектакли и с замиранием сердца смотрели во все глаза на своих кумиров. А с Николаем Черкасовым даже играли на одной сцене, в массовке, в спектакле «Великий государь» по пьесе Соловьева, где Черкасов выступал в роли Ивана Грозного, а мы, студенты, изображали бояр. На память всем нам он подарил фотографии. Я до сих пор храню этот снимок, датированный 1949 годом...
 
Театр пятидесятых, куда я пришел молодым актером, представлял собой коллектив ярких творческих индивидуальностей, его тогда называли сибирским МХАТом. Перечисление одних только фамилий мастеров заняло бы целую страницу. Я благодарен судьбе, что она привела меня в Иркутский драматический.
 
Цыпленок Мусы
 
Работа над ролью для Венгера это всегда поиск красок в характере и поведении персонажа. И вот какой случай в связи с этим он вспоминает:
 
- В спектакле «Люди, которых я видел» С. Смирнова я играл рядового бойца - татарина Мусу Валиева - человека, который в суровой обстановке войны не теряет человечности. Я увидел своего татарина внешне неказистым, ничем не примечательным человеком. Но на этом внешнем фоне мне хотелось раскрыть сущность Мусы - большое сердце солдата и человека, его любовь, его нежность. По ходу пьесы он влюб-ляется в Люсю Петревич, у которой погиб муж, а на руках остался маленький ребенок, и, придя в блиндаж, он набирается смелости и делает ей предложение.
 
«Ничто так не раскрывает человека, как поступок, - говорил на репетиции Александр Николаевич Терентьев, режиссер спектакля. - Подумай, с чем мог прийти Муса в блиндаж? Что мог принести ребенку в подарок в той суровой обстановке фронта?»
 
Что я только не предлагал режиссеру на репетициях: конфетки, кусок сахару из солдатского пайка, вышитый платочек, пряник... «Неинтересно, без выдумки», - бросал из зала Терентьев.
 
Я злился, смотрел сумасшедшими глазами на все предметы, попадавшие в поле зрения в театре, дома, на улице... Ночью даже просыпался от преследовавшей меня мысли и наступил момент, когда я просто начал бояться репетиций. И вот как-то в полном отчаянии я зашел в реквизиторский цех. Перебирая бутафорские гранаты-болванки, я наткнулся на одну, которая гремела, издавая какой-то шум, - внутри был песок. «Погремушка», - моментально мелькнуло у меня в голове. Я заткнул ее за пояс и пошел репетировать. Сочинил даже текст: «Люся! Я окоп ходил, гранат пустой нашель, песок насипаль, дочке погремущька деляль». Режиссер с восторгом закричал: «Закрепить! Идем дальше!» На следующую репетицию я принес из дома малюсенького заводного цыпленка, порывшись в игрушках дочери Наташи. Появление его в руках Мусы было оправдано текстом: «Разведка ходиль, немее пилен браль, сипленка трофей да-валь...». Позже, на спектаклях, этот «трофей» из зрительного зала был замечен моей женой Эльзой Павловной. «Ты уже до Наташенькиных игрушек добрался?» - заметила она. Я, виновато улыбаясь, сказал, что Искусство требует жертв. Этот эпизод с гранатой всегда вызывал оживление и одобрение зрителей. Есть роли, отношение к которым больше, чем любовь. Одной из таких была именно эта...
 
Неумолимое время спешит, меняя многое в нашей жизни, меняя нас самих. Виталий Константинович не в обиде на его стремительный бег. Он не превратился в консерватора, сопротивляющегося всему новому, напротив, смело идет на эксперименты, предлагаемые молодым режиссером Геннадием Шапошниковым, и говорит, что учится у него. Может, в этом и кроется жизнелюбие мастера, умение актера видеть и чувствовать биение новой жизни.
 
Венгер на сцене бесконечно разный. В «Короле Лире» он может молчать, сидеть вполоборота к залу, даже спиной, уходить в глубину сцены, но зритель каждую минуту ощущает, какая в нем идет напряженная душевная работа.
 
А вот комедийный персонаж Разновесов. Роль небольшая, эпизод длится всего-то семь-восемь минут, но как он в ней великолепен, как виртуозен! Какой типаж: большой нос в виде картофелины в мундире, морская кепочка, ласты - такой ухарь-купец, капитан дальнего плавания... Пластика, жесты, повороты головы выверены до мелочей, все мизансцены прокручены в голове как на пленке, но при этом зритель уверен - актер импровизирует! Что тут скажешь? Вспоминаются слова выдающегося режиссера Ингмара Бергмана: «Только тот, кто тщательно подготовился, имеет возможность импровизировать». Это, конечно, о нем. Отыграв свой эпизод, он удаляется под громкие аплодисменты зала.
 
Театр - живой организм. И, конечно, следующий выход Венгера в этой же роли будет чуть другим. Одно останется неизменным. За каждый миг зрительской благодарности он, Артист, отдаст залу частичку своего сердца.
Автор: 
Лора Тирон
21.04.2006