Будь в курсе
событий театра

Вампиловский фестиваль. Отзыв зрителя. Совместить современное со своевременным

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Мой фестиваль
 

Это второй фестиваль, на котором я был не только зрителем. Участником – громко сказано. Наблюдателем, наверное. Два года назад так было во многом случайно. Нынче – вполне сознательно. Смотрел спектакли, посещал «Чайную» и общался, общался, общался. Встречал друзей, с которыми, так уж сложилось, вижусь только здесь. И испытывал радость от непредсказуемых встреч и разговоров ночи напролет. Так неожиданно пересекаются дороги людей. Понять и объяснить это невозможно. Но так бывает, к счастью. И эти пересечения вдохновляют, волнуют, радуют, дарят новые мысли и идеи.
 

Я посмотрел шесть фестивальных спектаклей: «День на день не приходится», «Каин», «Гамлет», «Пляски», «Луна и трансформер», «Матренин двор».
 

«Гамлет» и «Луна и трансформер» – озадачили и заставили прочитать первоисточник.
 

«Гамлет», поставленный по рассказу А.П. Чехова «В Москве», для меня был как будто картиной из сегодняшней нашей жизни. Хотя рассказ опубликован в 1891 году.
 

Это фраза из «Луны и трансформера» 2010 года: «Кто тогда любить друг друга будет, если все злые вырастут?». По ходу действия в голове 9-ти летнего мальчика возникает целый ворох мыслей. Невольно задумываешься, как в столь юной голове эти мысли оказались. Но вывод, который делает этот мальчик, заставляет задуматься именно о том, кто же любить будет, если все злые вырастут. А если выросли уже, как тогда?
 

«Пляски» и «Матренин двор» - ладно сделаны, но не тронули. «День на день не приходится» – затянуто и не интересно. «Каин» – не понял.
 

Все изложенное – мои личные зрительские впечатления.
 

На фестивале возникла дискуссия вокруг слова «современный» в названии, которую задал Дмитрий Егоров, режиссер «Луны и трансформера». Суть дискуссии состояла в том, что в афише фестиваля отсутствуют современные пьесы. Современные в том смысле, что написаны нашими современниками и исследующие нашу сегодняшнюю жизнь. Этот вопрос заинтересовал. Характер моей работы приучил начинать с определения понятий. Обратился к толковому словарю (Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова).
 

Современный:
 

1. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь.

2. Относящийся ко времени существования того, о ком-чем идет речь.

3. Относящийся к настоящему времени, к текущему моменту, к настоящей эпохе, теперешний. Характеризующий настоящее время, текущую действительность, характерный для настоящей эпохи.

4. Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий общественным, культурным запросам настоящего времени.
 

Получается, слово «современный» многозначно. Дмитрий Егоров применительно к высказанной претензии к фестивалю трактует слово «современный» так, как описано в п. 3 словарной статьи, а организаторы фестиваля отвечают, что понимают под словом «современный» то, на что указано в п.4, и вспоминают классиков, Чехова, например.
 

Чехов, для меня сегодняшнего оказался своевременным. После «Гамлета» я на себя взглянул по-иному. Здесь можно вспомнить недавние гастроли МХТ им. А.П.Чехова. Инсценировка «Дуэли» произвела впечатление и оказалась современной моему сегодняшнему пониманию жизни.
 

Как быть с современными пьесами на фестивале? После открытой репетиции «Луны и трансформера» состоялась встреча с режиссером спектакля Дмитрием Егоровым, на которой мне посчастливилось побывать. На этой встрече рука сама потянулась за ручкой, чтобы записать названия пьес, имена авторов, некоторые мысли, которые там были высказаны. В этом отношении я совершал открытия для себя. На мой взгляд, такие открытия могут совершить многие зрители, посмотрев спектакли, поставленные по современным пьесам. Мысль о том, что мало достойных, удобна, и ее часто можно услышать. И все же поиск не может быть безрезультатным. Недаром же театр обзавелся двумя(!) экспериментальными сценами и активно работает на них.
 

Наверное, и в фестивальной афише возможно совместить современное, отвечающее запросам настоящего времени, с современным, характеризующим настоящее время.
 


 

Александр Ижбулдин, сентябрь 2013 г.

 

Фото Анатолия Бызова с закрытия Вампиловского фестиваля-2013 и из архива Александра Ижбулдина.

25.09.2013