Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

В ответе за тех, кого приручили

Версия для печатиВерсия для печати

«Собака» на сцене драмтеатра.
 

Другая сцена Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова неожиданно обзавелась еще одним спектаклем в своем репертуаре. Небольшая (всего на час с небольшим) постановка по пьесе современного драматурга Валентина Красногорова стала режиссерским дебютом актера Александра Братенкова, окончившего в прошлом году Улан-Удэнскую академию культуры. Спектакль стал для него дипломным и после защиты на отлично был предложен родному театру.
 

Если с творчеством драматурга Красногорова иркутская театральная публика знакома (на большой сцене драмтеатра с прошлого года идет его «Комната невесты» в постановке Геннадия Гущина), то с режиссером Братенковым ей еще предстоит познакомиться. Талантливый артист, отдавший театру без малого 20 лет и сыгравший в нем целую россыпь запоминающихся ролей, Александр Братенков, можно сказать, стал режиссером вынужденно.
 

Около десяти лет назад меня пригласили руководить любительским театром при юридическом факультете ИГУ. Мне было интересно попробовать себя в чем-то новом, и я согласился, но довольно быстро понял, что руководство коллективом обязывает разбираться в профессии, — рассказывает Александр Братенков. — Необходимо было как-то расти, поэтому я и пошел учиться в Улан-Удэнскую академию культуры, на заочное отделение режиссуры.
 

Учеба неизбежно привела к собственным постановкам, и в итоге к дипломной работе, которой должен был стать полноценный спектакль. Для постановки была выбрана пьеса «Собака» Валентина Красногорова — о способности пожертвовать привычным комфортом жизни ради живого существа.
 

В ветеринарную станцию мужчина приносит маленькую собачку. Щенка ему подбросили, но он так успел к нему привязаться, что теперь не представляет себе жизни без этой собаки. Однако рабочий график не дает ему возможности оставить щенка у себя: живет он один, большую часть времени проводит в рейсах, иногда неделями отсутствует дома, что совершенно не позволяет ему держать собаку в условиях городской квартиры. Вот он и пришел узнать, куда ему можно пристроить его Бульку. Но работающая на ветстанции женщина в довольно грубой форме сообщает ему, что выход может быть только один — усыпить животное. Хозяин от мысли, что собаку придется умертвить, приходит в ужас. Неприятная сотрудница ветстанции показывает ему, сколько таких брошенных собак ожидают своей участи за дверью и как они воют, понимая, какое будущее их ждет. Все это время любопытная игривая Булька (ее играет маленькая девочка — Олеся Сокольникова) бегает вокруг, заинтересованно все обнюхивая.
 

Между мужчиной и женщиной завязывается разговор, из которого зритель узнает, что сотрудница ветклиники вовсе не такая черствая, как кажется на первый взгляд, и на самом деле гораздо больше любит животных, чем людей. В первую очередь потому, что собаки не способны на такие поступки, как их хозяева, приводящие их на смерть, чтобы не нарушать собственное удобство. Женщину играет опытнейшая актриса Ольга Шмидгаль, мужчину — сам Александр Братенков. Оба они, лишенные в пьесе даже имен, несколько раз преображаются, как будто меняясь местами, и в конце концов становится понятно, что положительных и отрицательных героев здесь нет — у каждого есть собственная правда, согласно которой они и поступают так, а не иначе. При всем том, что пьеса достаточно прямолинейна, в ней узнаются поступки и реплики обычных людей, до такой степени, что зрители неизбежно начинают примерять эту историю на себя — как бы они сами поступили в такой ситуации, как решили бы эту проблему. Но в этих размышлениях встает другой вопрос — как невинное существо вообще можно рассматривать в такой плоскости? Уж собака-то точно ни в чем не виновата.
 

Впрочем, в самом финале вся эта история приобретает еще более глубокий смысл. «Ты ведь не собаку — душу свою губишь! Вон отсюда, вон!» — кричит герою женщина, выталкивая за дверь. И вдруг становится ясно, почему кабинет ветстанции столь мрачен и непригляден, словно дело происходит не в реальной жизни.
 

Пьеса «Собака» идет во многих театрах страны, и даже была переведена на английский и поставлена в Нью-Йорке, но Александр Братенков признался, что специально не смотрел ни одной постановки, чтобы они не повлияли на его собственное прочтение.
 

«Мне хотелось оторваться от быта, и сразу возник образ чистилища, когда человеку дается последний шанс остаться человеком, — объясняет Александр Братенков. — Щенок Булька для меня — это образ души человека. В финале мы ставим знак вопроса, вернется главный герой за собакой или нет. Мы оставляем зрителю возможность самому решить, каким будет финал этого спектакля».
 

Ближайшие показы спектакля «Собака» на Другой сцене драмтеатра состоятся 29 мая и 10 июля.
 

«В финале мы ставим знак вопроса, вернется главный герой за собакой или нет. Мы оставляем зрителю возможность самому решить, каким будет финал этого спектакля».
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Антон Кокин
21.05.2015