Режим для слабовидящих Обычный режим

В отличие от обыкновенных мужчин

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

А началось всё в семидесятые годы в ТЮЗе, когда по приглашению режиссёра Льва Титова из Свердловска в Иркутск приехал молодой актёр-Саша Булдаков, воплощающий тогда своим видом все образы «розовских» и «арбузовских» мальчиков.

Именно таких — решительных, с горящими глазами, верящих в любовь и порядочность — героев играл Булдаков в ТЮЗе. Среди них был и Марек из пьесы польского драматурга Хоинского «Ночная повесть». Невысокий, худенький, почти мальчик, этот герой, не подчинившийся глумливым приказам банды хулиганов, погибал.

Вокруг спектакля в те времена велось много разговоров, споров о том, что лучше: быть максималистом и нарваться на нож или пройти через унижение, но сохранить себе жизнь. Саша Булдаков, участвуя в дискуссиях, которые часто организовывались в театре, горячо отстаивал позицию своего героя, доказывал его правду. Он казался очень похожим на своего Марека — романтичный, загадочный, редко улыбающийся.

Эта внешняя сторона образа актёра совсем не соответствовала характеру жизни Саши Булдакова, который бегал за молоком для своего маленького сынишки, искал место, где мог бы подработать. Он его нашёл — это был ФОП государственного университета (факультет, помогающий будущим специалистам получать знания и по общественным профессиям).

Многие актёры в поисках дополнительных заработков брались за работу в художественной самодеятельности; у одних получалось, у других не очень. Для Булдакова занятия с молодыми людьми, мальчиками и девочками, стали второй профессией. Например, в лицее N 47 театр состоялся не только потому, что это учебное заведение было и остаётся одним из самых престижных гуманитарных школ города, но ещё и потому, что Александр Анатольевич относится к нему серьёзно и профессионально.

В репертуаре театра «Дружба» поставлены спектакли мирового репертуара — это «Собаки» Сергеева, «Синяя птица» Метерлинка, «Оливер» Диккенса, «Ай да Балда» Пушкина, «Маленький принц» Экзюпери. Лицеисты в своём театре занимаются серьёзно, относятся к нему как к нужному и важному делу своей детской жизни. Недавно Александр Анатольевич был тронут тем, что к нему пришли студенты госуни-верситета с просьбой восстановить с ними спектакль «Собаки». Бывшие лицеисты собрались вместе, чтобы принять участие в акции помощи детям детских домов, организованной городским комитетом по делам молодёжи. Спектакль своего детства о дружбе бездомных собак они хотят показывать детям, лишенным родительской любви.

А что же актёр Булдаков? Он взрослел, вырастал из репертуара сказочных и романтических героев ТЮЗа. Настала пора принимать другой сценический облик. Он перешёл через дорогу — в драматический театр — в звании заслуженного артиста. После главных и заглавных ролей его стали распределять на эпизоды, а были и периоды простоя, когда в нескольких спектаклях подряд не занимали вовсе. Из ведущих стал обыкновенным — рядовым. Как непросто оказалось доказывать, что умеешь и можешь делать столько же, сколько и «драматические» актёры. Хорошо зная театр, Булдаков ещё знал и то, что актёрская судьба «полосатая». А то и вообще может обернуться судьбинушкой. Готовый ко всему, он не забывал о главном — необходимы терпение, достоинство и работа, но лучше много работы.

Преподавать мастерство актёра в театральном училище его пригласил художественный руководитель Борис Райкин. Он не волновался — опыт общения с молодыми был немалый. В университете ребята встре-чались куда «покруче» пятнадцати-шестнадцатилетних юнцов с восьмиклассным образованием, какими их берут учиться на актёров. Александр Анатольевич стал учить детей и учиться сам методике преподавания. «Вариться в собственном соку» не захотел, поехал поступать в Москву на факультет педагогов-режиссёров в ГИТИС. Полученные там знания помогли ему в дальнейшем стать ведущим педагогом училища, выпускать интересные дипломные спектакли.

Приобретённая в институте профессия пригодилась и в театре: сначала ему предложили стать сорежиссёром спектакля «Утиная охота», а чуть позднее — режиссёром-постановщиком «Капитанской дочки» Пушкина. В этих работах Булдаков доказал, что овладел очень трудной, данной Богом только избранным профессией. В его «Капитанской дочке» были интересными, очень привлекательными Петруша Гринёв, Машенька Миронова — главные герои спектакля, и непривычный Пугачёв, по сравнению с тем образом, каким нам, старшему поколению учеников, преподносили его в школе. Александр Анатольевич много читал о бунтах на Руси, «пугачёвщине», о потоках крови и зверствах, сопровождающих жизненный путь этого героя. Режиссёр не захотел подчиниться и Алек-сандру Сергеевичу Пушкину, который сделал Пугачёва почти сказочным образом. Он переосмыслил материал, трактуя его в соответствии с исторической я правдой.

Новое тысячелетие маленькие зрители академического театра встречали вместе со сказкой «О чём рассказали волшебники», постав-ленной режиссёрами Жигульским и Булдаковым. Работа удалась, и сегодня Александр Анатольевич готовится к новой самостоятельной поста-новке — спектаклю «Аленький цветочек». Помните чудище, превратившееся в прекрасного принца? Сказка для детей о добре, которого сегодня так не хватает.

Как актёр Александр Булдаков в драматическом театре состоялся вполне. У него были роли, оставившие заметный след в репертуаре прежних лет: Бубнов в «На дне» Горького, Ежевикин в «Селе Степанчиково и его обитателях» по Достоевскому, Моцарт и Скупой рыцарь в «Пире во время чумы» Пушкина. На вопрос, если бы вам пришлось выбирать только одно место работы, какое бы вы предпочли, он ответил: «Конечно, театр. Он двигается, в нём много изменений, и всегда с ним связываешь надежды, новые устремления».

Сегодня у заслуженного артиста России Александра Булдакова бенефис. На сцену академического драматического театра имени Охлопкова он выйдет в роли Грега в спектакле «Сидеть! Лежать! Любить!», поставленного по пьесе американского драматурга Герни «Сильвия» режиссёром Геннадием Гущиным. Быть грустным и весёлым, психологически точным, одним словом, очень разным, Булдакову будут помогать заслуженная артистка Елена Мазуренко, актрисы Милена Гурова, Марина Елина, Ольга Шмидгаль. Весь вечер он будет в окружении очаровательных женщин, а после спектакля — чествование и, конечно, цветы.

Много цветов и женщин — обыкновенный мужчина не смеет и мечтать об этом. У мужчины-актёра совсем иная судьба...

Автор: 
Светлана Жартун
20.04.2001