В Иркутске выводили формулу жизни современного театра
Разработка сайта:ALS-studio
В драмтеатре разобрались с актуальной драмой.
XIII театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова прошел в новом, продиктованном обстоятельствами пандемии, формате режиссерской лаборатории. Пять дней в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова вели репетиции пять режиссеров, выбранных театром из восьмидесяти претендентов.
«Актуальная драма» – так обозначена тема лаборатории, которая собрала молодых режиссеров, представляющих разные школы и уже заявивших о себе яркими работами в театральных проектах. Режиссеры Виктор Стрельченко, Андрей Шляпин, Николай Берман, Евгений Закиров и Александр Баркар и присоединившиеся к ним актеры иркутской драмы (практически половина труппы – 34 человека) за пять дней интенсивной работы подготовили эскизы спектаклей. Театральный эксперимент был не только творческой лабораторией, но и своего рода конкурсом.
– Впервые за всю историю фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова проходит без участия театров из других регионов и стран, – сказала министр культуры и архивов Олеся Полунина. – Театр имени Охлопкова предложил абсолютно новый формат фестиваля. Мы сможем не только познакомиться с творчеством молодых режиссеров, но и выбрать лучший эскиз спектакля, который театр хотел бы видеть в своем репертуаре.
В рамках фестиваля современной драматургии кроме показов спектаклей традиционно проходит образовательная программа. В этом году эксперты режиссерской лаборатории провели круглые столы с обсуждением актуальных для сегодняшнего театра тем. Капитолина Кокшенева, литературный и театральный критик, кандидат искусствоведения, доктор филологических наук, предложила поразмышлять о проблеме «эмансипированного зрителя», а Ольга Сенаторова, генеральный директор ТКЦ «Театр-Информ», театральный критик и аналитик театра, член жюри и эксперт известных театральных фестивалей, посвятила встречу формированию репертуарной политики современного театра.
По мнению Ольги Сенаторовой, режиссерская лаборатория – площадка, наиболее подходящая для обсуждения роли театра в обществе.
– В последнее время происходит трансформация классических смыслов, деканонизация героев и отстранение зрителя от того, что происходит на сцене. В традициях русской сцены – обращение к зрителю, приглашение его к разговору, к сопереживанию, размышлению о человеке. Время потребителей внесло серьезные повреждения в эту систему. И театру как социально-культурному институту необходимо собирать силы и выходить на передовую. Томас Манн сказал: «Театр превращает толпу в народ». А если толпа никого не интересует, то под ударом понятие «народ». Поэтому для театра сегодня особенно важно понимать, с какими целями он строит свою репертуарную политику, куда он зовет зрителя.
От документалистики до квеста. Чтобы увидеть эскизы по заявленным пьесам, зритель прошел буквально через весь театр – от основной и камерной сцен до исторического подвала здания.
Николай Берман говорит, что «у каждого режиссера «в портфеле» есть и классика, и современная драматургия».
– Иркутский драматический театр предложил тему «Актуальная драма», и мне показалось любопытным поразмышлять об этом.
Режиссер пригласил зрителя расположиться в глубине основной сцены и наблюдать действие пьесы о жизни московской семьи (по пьесе Ольги Мухиной «Олимпия») то на фоне роскошных интерьеров зрительного зала, то на кадрах документальной хроники брежневского времени.
Другой гость, Александр Баркар, считает, что «в лаборатории ты зависишь только от себя и можешь фантазировать, фонтанировать как угодно». Баркар переложил на язык пластики выяснение отношений между двумя супружескими парами, которые, по сюжету автора Дмитрия Богославского, доходят до драки. Режиссер ушел от повышенных интонаций, истерик, которыми, как правило, сопровождается постановка пьесы «13 правил баскетбола, сформулированных Джеймсом Нейсмитом». В его трактовке слова героев значат гораздо меньше, чем их движения и жесты.
Режиссер Евгений Закиров предположил, что «театру будет очень трудно выбрать один эскиз из пяти предложений, поскольку все приехавшие на лабораторию режиссеры очень интересны». Сам он в пространстве «Другой сцены» предложил свое видение известной пьесы «Папа» Флориана Зеллера (получившего «Оскара» за собственный фильм по этому произведению).
Виктор Стрельченко увидел эти «пять дней репетиций» как «одну большую непрерывную репетицию». Его спектакль, начинавшийся как квест, привел зрителей под сумеречные своды арочной анфилады подвалов драмтеатра, чтобы представить современное толкование истории Синей Бороды по пьесе Деа Лоэр.
Андрей Шляпин представил «сказку для взрослых»: «Пьеса, с которой мы работаем, – о вере, о взрослом человеке, возвращающемся в детство, чтобы ответить на главный вопрос: когда он потерял ежедневную радость открытия жизни». Оказалось, сказку можно представить самыми «несказочными» средствами. Возможно, потому, что команда, работавшая над спектаклем по пьесе Дмитрия Калинина, сложилась особенным образом: все учились в разное время у одного мастера – Валентины Дуловой в Иркутском театральном училище. Режиссер не ставил оригинальных задач формального плана, но актеры настолько тонко и точно рассказали «Кое-что о том самом и не только…» (название пьесы), что зрители переполненного зала малой сцены в единодушном порыве аплодировали несколько минут стоя.
Театральное миссионерство. Драмтеатр открыл сезон в дни фестиваля премьерой спектакля «Любовь и голуби» в постановке главного режиссера Станислава Мальцева. Юбилей всенародно любимого драматурга Владимира Гуркина (ему исполнилось бы 70 лет) театралы начали 13 сентября с посещения «Гуркинской голубятни» в 130-м квартале. А вечером зрители смеялись и плакали вместе с героями, чья история хорошо известна всем по знаменитому фильму.
– Представление в репертуаре театра Гуркина, Вампилова, Шукшина, Абрамова, Белова, Распутина – в этом миссия театра, – убеждена Капитолина Кокшенева. – У нас есть совершенно уникальная группа драматургов-сибиряков, которые объединены особенным взглядом на театр. Это драматургия «народной волны», драматургия русская по сути своей. В прошлом году театральные фестивали из-за пандемии проходили в онлайн-формате, и мы увидели, какое большое число спектаклей по пьесам Вампилова идет на сценах театров страны. Несомненно, его драматургия воспринимается не в ряду с драматургами советского периода, он гораздо ближе к вершине национальной культуры – девятнадцатому веку, когда вызрела и торжествовала наша культура. Вампилов неисчерпаем в своем разговоре о человеке. Понятие о чистоте, о душе, о том, что есть идеальное пространство – в основе его творчества. Если нет идеального пространства за спиной художника, если нет этих крыльев, тогда получается известный результат: рожденный ползать летать не может. Иркутский драматический театр, фестиваль, который носит имя Вампилова, по своей судьбе счастливо связаны с именами драматургов и писателей, чьи герои представляют удивительный тип личности, отражающей нашу национальную сущность.