Будь в курсе
событий театра

В драматический театр за счастьем!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутскому академическому драматическому театру им. Н.П.Охлопкова исполнилось 160 лет! В адрес театра приходит множество воспоминаний, писем и даже сочинений о нём и о том, какую огромную роль в их жизни, в формировании культурного облика, духовных традиций многих и многих поколений иркутян принадлежит драматическому театру. Одно из писем нашей давней зрительницы, Ирины Малыгиной, театральный стаж которой исчисляется более чем сорока годами, литературная часть театра передала в «Иркутскую неделю» с просьбой о публикации, что мы с радостью и делаем.

В Охлопковский театр я хожу очень давно. И не просто хожу, я его люблю той трепетной любовью, какая может быть только к очень дорогому, близкому человеку и другу. Родилась эта любовь, по-моему, когда я училась классе в третьем. Приходила на детские спектакли, на новогодние утренники, которые проводили возле ёлки Дед Мороз и Снегурочка. Водили меня родители и в театр музыкальной комедии, но почему-то именно в драме мне нравилось больше. Чем именно, я, ребенок, объяснить себе не могла, но манило меня именно в этот театр. Какая-то аура особая здесь была, что ли? Причём, остаётся и по сей день. И именно эта аура во многом и предопределяет мою любовь и настоящую преданность этому театру. Бывает так: какой-то человек тебе очень дорог, приятен, располагает к себе, от него идёт волна доброты и человечности и встречи с ним всегда радостны, желанны, наполнены счастьем и просто необходимы твоей душе. Именно так и с нашим драматическим. Лично я себе жизни вне этого театра не представляю. А если поворошить память, то вспоминается даже более ранний мой возраст, когда я услышала о драматическом театре, может быть лет пять-шесть мне было. Мои родители приходили из театра и начинали рассказывать обо всём, что там видели. Рассказывали так ярко, живо, образно, вспоминая те или иные сцены, называя имена актёров, что я в своем воображении рисовала всё услышанное и страстно хотела увидеть всё это сама, но меня до поры до времени не брали, говорили, что мне нужно подрасти.

А какими были сами сборы родителей в театр! Это всегда было событием. Наглаживалось и начищалось всё до блеска, обувь сияла, на голове волосок укладывался к волоску. Туфельки для переодевания мама обязательно брала с собой. Именно от родителей мне передалось трепетное, даже святое, отношение к театру. И эти традиции я храню, берегу и придерживаюсь их до сих пор.

Когда мне хорошо, я иду в драматический театр, когда плохо, я тоже иду сюда. Театр даёт мне силы, даёт жизненную энергию. Как-то однажды на листочке - репертуаре драматического я прочла: в театр за счастьем. Как это правильно звучит. Для меня этот театр – счастье, это большое и радостное событие. Я хожу туда обычно со своими подругами – театралками. Мы всегда приходим заранее, внутренне собираясь с мыслями, подготавливая себя к встрече с прекрасным. Здороваемся с Зоей Александровной Пономарёвой, старшим билетёром, которую знаем давно, и она нас знает. Причём мы идём специально к левому входу, чтобы встретиться и поздороваться именно с ней. «Здравствуйте, девочки, это опять вы», говорит она, и мы, «девочки», которым далеко за…, но это не важно, - улыбаемся ей, здороваемся и проходим в гардероб. Настроение уже хорошее, потому что от таких вот, казалось бы, маленьких, не заметных «теплых» мелочей, формируется общее впечатление. Посещение театра для нас - особый ритуал. Не торопясь, поднимаемся по театральным ступенькам, гуляем по его узким коридорам, заходим в гостиные и залы на втором этаже. Нам нравится погружаться в атмосферу театра, настраиваться на волну предстоящего театрального действа.

В прошлом году я схоронила отца и вскоре попала на Камерную сцену на спектакль «Последний срок». Спектакль произвёл на меня ошеломляющее впечатление. Во-первых, потому что я была под впечатлением печальных событий, всё в памяти было свежо и остро, во-вторых, тема спектакля и то, как доносили её до сердца каждого зрителя, актёры, это просто потрясало и переворачивало до дна.

Как проникновенно строит свой образ Наталия Королёва. На каких полутонах и интонациях, на каких тонких переживаниях души, а как всё это глубоко воздействует. Мне, зрителю не искушенному во всех актёрских секретах игры, просто не понятно, как так можно играть. Да и игра ли это, когда актриса всё делает, как в жизни: по правде говорит, спит, лежит, живёт и умирает. Нет, так не играют, это настоящая жизнь. Нет ни одного зрителя в зале, кто бы оставался равнодушным. Я видела этот спектакль уже несколько раз, и он каждый раз потрясает душу.

За спиной сидели зрители и говорили, что надо бы позвонить родителям, давно с ними не общались… Вот, наверное, для чего и нужен театр, чтоб не зарастать тиной бездушия, чтобы беспокоить, тревожить наши сердца.

Сила и воздействие этого спектакля необычайны. Конечно, благодаря теме, которую поднимает Валентин Распутин и мастерству наших замечательных актеров. Всё это действует в едином ключе, в едином направлении. В спектакле сильный актёрский ансамбль, ведомый Натальей Королевой - старухой Анной. Запоминаются роли, выстроенные и Людмилой Слабуновой, Татьяной Двинской, Степаном Догадиным. Спектакль трудный по своей теме, по тем заложенным в него мыслям автора, но он заставляет зрителя думать, учит добру, человечности, а это необходимо сегодня молодым людям, чтобы не забывали, кто они, где их корни, чтобы не забывали своих родителей.

Несколько слов хочу отдельно сказать о Татьяне Двинской. Мне повезло в том, что я живу с ней в одном доме и на одной лестничной площадке. А познакомились мы с ней давно и было это так. Однажды мой папа, интеллигент и большой театрал, выходил из квартиры, в это же время открылась дверь на площадке и из неё вышла наша новая соседка. Она нас ещё не знала, но мы-то уже были в курсе, что в эту квартиру заселилась артистка драмтеатра. Мы с интересом наблюдали за ней. Она закрыла дверь и начала спускаться по лестнице. И мой папа очень вежливо, тактично и даже артистично ей вслед сказал: «А в нашей деревне, Татьяна Владимировна, принято здороваться», - она оглянулась с улыбкой и поздоровалась. Мы представились друг другу и познакомились, чтобы уже никогда не расставаться. С тех пор прошло много-много лет, мы очень тепло, по-соседски дружим. Когда папа сильно болел, ему было очень плохо, Татьяна приходила и пела его любимые романсы, а у неё, как вы знаете, чудесный голос. И у него теплело на душе, оживлялись глаза и ему становилось лучше. Болезнь ненадолго отступала. Папа мой её просто обожал, любил её голос, она это знала и старалась хоть чем-то облегчить его страдания. Я ей очень благодарна за её чуткость, терпение, доброту, вообще за то, что она не только чудесная актриса, но и добрый человек.

В наш театр ходит очень много молодых, чему я очень рада, значит наши театральные традиции живут и передаются по наследству. Сейчас время очень изменилось, изменились и люди, на первом плане сегодня культ успешности, богатства, люди гонятся за деньгами, за машинами и в этой погоне теряют себя. Но ведь так нельзя! Человек должен осознавать себя человеком, а не вечным стяжателем в гонке за золотым тельцом. Эти истины мы черпаем из хорошей литературы, из тех мудрых основ, что заложены в нас родителями, этому же учит нас и театр, и конкретно такие его спектакли, как распутинский «Последний срок», вампиловские «Прошлым летом в Чулимске» и «Старший сын», поставленная по пьесе Галича «Матросская тишина», спектакли «Очень простая история», «Ретро», «Деревья умирают стоя», «Гамлет»… Да много, а некоторые спектакли я видела по нескольку раз и уверена, во многих людях после этих спектаклей что-то начинает сдвигаться в лучшую сторону, они душой светлеют и это уже результат.

Сама я живу, довольствуясь малым, потому что считаю, что богатство в жизни, не главное. Гораздо главнее простые человеческие истины: добро, надежда, милосердие, порядочность. У меня есть что покушать, что надеть, а большего мне не надо. Вот без чего я не мыслю своей жизни, так это без нашего любимого драматического театра, без его неповторимой атмосферы, без его тепла и любви, которой ему хватает на всех нас, его благодарных почитателей и зрителей. С юбилеем, наш родной театр!

Автор: 
Лора Тирон
21.01.2011