Ты только свою душу отвори...
Разработка сайта:ALS-studio
Ты только свою душу отвори...
Артист Иркутского драматического театра Валерий Жуков отмечает юбилей
Актёр Валерий Жуков наделён яркой индивидуальностью. Для каждой новой роли он пытается найти что-то особенное, яркое, непохожее. Это может быть необычная деталь костюма, интересный грим, запоминающаяся походка или другой тонко подмеченный нюанс в образе. 3 августа артист Иркутского академического драматического театра Валерий Михайлович Жуков отмечает 70-летний юбилей.
Неуёмной, фонтанирующей энергии и поразительной работоспособности может позавидовать любой молодой артист. Для Жукова не существует слова «нет». Утром он спешит в театр на репетицию, днём его ждут любимые студенты, а вечером – спектакль. Валерий Михайлович не мыслит себя без работы в театре. В течение ряда лет он с большой увлечённостью преподаёт в театральном училище искусство грима, подготовив за это время пять выпусков на кукольном и драматическом отделениях. На его уроках студенты обучаются не только мастерству создания нового образа – он старается передать молодёжи всё то, чему в своё время учили его превосходные педагоги актерского мастерства: Лев Иванов, Ефим Табачников, Владимир Соколов – прямые наследники традиций классического русского театра, работавшие в режиссёрской манере школы переживаний. Именно благодаря блистательным учителям и происходило становление Валерия Жукова как драматического артиста.
Когда он объявил о своём желании стать актёром родителям, отец сначала возразил, сказав, что хлеб у артиста тяжёлый и несытный, но отговаривать сына не стал, за что Валерий Михайлович благодарен ему и своей матери, Римме Юдковне. Больше полувека минуло с той поры, когда в сентябре 1958 года восемнадцатилетний Валерий, успешно выдержав конкурсные испытания, поступил на 1-й курс Иркутской государственной театральной студии при драмтеатре. В студию были набраны два класса, каждый по 20 человек, в первом мастером был Лев Николаевич Иванов – актёр, режиссёр, работавший в театрах Союза и за рубежом, во втором – Ефим Давыдович Табачников, режиссёр огромного дарования. Директор студии – легенда театрального Иркутска, профессионал высочайшего класса – Осип Александрович Волин – стал для юного актёра «крёстным отцом». Художественное руководство Иркутским драматическим театром в годы работы студии возглавлял блистательный мастер режиссуры Михаил Алексеевич Куликовский, народный артист СССР, лауреат множества премий и наград. Эти люди помогли овладеть тайной профессии, уроков творческого мастерства и жизненного становления, данных ими, не позабыть никогда.
Валерий и ещё несколько студийцев, будучи артистами вспомогательного состава, принимали участие в спектаклях театра. Иногда это были массовые сцены или роли без слов, позднее стали появляться эпизоды и небольшие, но яркие, запоминающиеся роли в спектаклях: «Дали неоглядные», «Добряки», «Гамлет», «Смерть коммивояжёра». В дипломном спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Жуков играл Елесю. Другой выпускной работой стала роль Егора Укропова в «Маленькой студентке», этот спектакль шёл на сцене театра, выдержав 22 показа. После окончания студии в 1961 году Валерий Жуков был зачислен актёром в Иркутский областной драматический театр. Принимал участие в гастрольных поездках по области, культурном обслуживании строителей Братской ГЭС, а в 1962 году с большими трёхмесячными гастролями выехал с театром по маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Биробиджан. Но через два года случилась разлука с Иркутском, правда, недолгая. В феврале 1963 года актёр был принят по конкурсу в Таганрогский драматический театр имени А.П. Чехова, где за два сезона им были сыграны 15 ролей. Там судьба подарила Валерию необыкновенные встречи с яркими людьми: режиссёром, народным артистом СССР, знаменитым исполнителем роли Валерия Чкалова в одноимённом кинофильме Владимиром Белокуровым, главным режиссёром театра, заслуженным артистом РСФСР Виктором Волковым. Люсьен в спектакле «Мадам Бовари», китаец Син-Бин-У в «Бронепоезде 14-69», Игорь в спектакле «Друзья и годы», Гасконь в комедии Гольдони «Забавный случай». Роль китайца стала первой творческой заявкой артиста.
Вернувшись в феврале 1965 года в Иркутский драматический театр, Валерий Жуков много и интересно играет в спектаклях режиссёра-педагога Александра Николаевича Терентьева: «Люди, которых я видел», «Обыкновенная история», «Сверчок». За годы работы в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова сыграно более 200 ролей. Но есть роли, которые остаются в актёрской памяти навсегда. Это встреча с мировой классикой – роль барона Тузенбаха в спектакле по пьесе Антона Чехова «Три сестры».
Неизгладимый след в творчестве оставила работа над ролями в пьесах Александра Вампилова, постановки которых были осуществлены при непосредственном участии автора: в спектаклях «Старший сын», который шёл на Иркутской сцене 14 лет, и «Прощание в июне», сыгранном более ста раз. Уже после трагический гибели драматурга были интересные работы в «Провинциальных анекдотах» у режиссёра Семёна Казимировского и в «Вороньей роще» у Изяслава Борисова. Яркими были роли в постановках «Живи и помни», «Деньги для Марии» и «Прощание с Матёрой» – работа в них и общение с писателем Валентином Григорьевичем Распутиным навсегда останутся в памяти актера.
С благодарностью вспоминает Валерий Жуков имена замечательных режиссёров: Александра Шатрина, у которого работал в спектаклях «Суббота, воскресенье, понедельник», «Дипломат», «Мсье Топаз», «Сотворившая чудо», «Через сто лет в берёзовой роще»; Владимира Симоновского, постановщика спектаклей «Жаворонок», «Старший сын», «Человек и Джентльмен», «Иркутская история»; Бориса Дубенского, поставившего «Забыть Герострата» и «Свадьбу Кречинского»; Вячеслава Кокорина, Геннадия Гущина, Сергея Тищенко, – режиссёров очень разных, но, несомненно, интересных, работа с которыми приносила чувство огромного удовлетворения. Благодарен он Олегу Пермякову за удивительную роль Лейзера в спектакле «Поминальная молитва», 200-ю по счёту в репертуарном листе артиста, и, конечно, за роль пана Хмелика в великолепном «Соло для часов с боем».
Валерий Михайлович и сам некоторое время по совместительству работал главным режиссёром на Иркутском радио, читал стихи и прозу: пригодились уроки больших мастеров этого жанра – преподавателя по речи Иосифа Захаровича Тверского, ученика Юрия Левитана, и заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Владимира Серебрякова. Как режиссёр, Валерий Жуков поставил в театре «Сказку о золотой рыбке» и спектакль-концерт, посвящённый 50-летию Победы, «День Победы среди войны», на Иркутском телевидении осуществил постановку телеспектакля по произведению Юджина О’Нила «В зоне военных действий».
Вот что говорит о совместной работе с актёром заслуженная артистка России Тамара Панасюк: «Работая во многих спектаклях, я всегда довольна партнёрством с Жуковым. Последняя наша совместная работа – спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше», где Валерий Михайлович играет Силу Ерофеевича Грознова. Настолько трепетный, внимательный и серьёзный, с огромной внутренней болью приходит он ко мне на свидание; всё это написано в его глазах. И когда я, глядя в эти глаза, хватаю его за руки со словами: «Это ты? Это ты?», – то глаза его наполняются влагой, и слеза начинает бежать по щеке, у меня в горле возникает комок, мне становится трудно говорить. После этого момента чувство радости переполняет нас, оно дарит энергию для дальнейшей сцены, для расспросов, воспоминаний о нашей жизни. В зале во время этого диалога несколько раз звучат зрительские аплодисменты. И успех этой сцены я отношу к таланту моего партнёра». Сегодня Валерий Жуков находится в отличной форме, он полон творческих сил и любви. Любви к своей маме, Римме Юдковне, любви к супруге, актрисе Эмме Алексеевой, любви к своим близким и друзьям. Он полон неиссякаемой любви к родному Иркутскому драматическому театру, театру своей юности и зрелости. И, конечно, к лучшему в мире иркутскому зрителю.