Будь в курсе
событий театра

Театр уж полон

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В потоке жизни

В Иркутске завершил работу Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова.
 

11 сентября. Духовой оркестр играет «Рио – Риту», танцуют парочки, в небо взлетают оранжевые шары. Улыбки, объятия. У всех, кто в этот вечер пришёл к зданию Иркутского драматического театра, хорошее настроение. Здесь состоялось открытие Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Вампилова. Фестиваль проходит уже в девятый раз, так что среди гостей есть и давние знакомые, и новички. Министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников называет театральные коллективы, приехавшие в Иркутск. Актёры и режиссёры кладут цветы к памятнику Вампилову. А наш земляк, словно с лёгким удивлением, смотрит на эти почести: ну зачем, друзья? Танцуйте, общайтесь, улыбайтесь друг другу! И смотрите спектакли, и получайте удовольствие от хороших пьес и талантливых актёров.
 

Иркутянам, любящим театр, нынче везёт. Недавно посмотрели спектакли МХТ под руководством Олега Табакова, и вот снова приехали москвичи: театр им. Гоголя, театр «МодернЪ», Вахтанговский театр и Государственный малый академический театр России, чей спектакль и открыл фестиваль. Гости прибыли со всей страны: из Петропавловска-Камчатского, Вологды, Архангельска, Канска, Новосибирска, Братска, Улан-Удэ. А ещё – из Южной Кореи, Австрии и Германии. Репертуар театров – от классики до авангарда. Отбирая спектакли для участия в фестивале, критики-эксперты спорили: фестиваль современной драматургии, а тут Гоголь и Островский!
 

- Да они современнее всех! – утверждали их оппоненты и добавляли: где же вы найдёте столько талантливых современных драматургов? Вот и приходится ставить хорошую прозу – Солженицына, Чехова, Гоголя.
 

Гости из «Малого»


Ещё накануне открытия фестиваля журналисты встретились с театральными критиками Верой Максимовой и Еленой Стрельцовой, с режиссёром Малого театра России, народным артистом РФ Александром Коршуновым, познакомились также с молодыми актёрами театра Ольгой Жевакиной и Сергеем Потаповым. Как отметила Вера Максимова, Малый театр приезжает на фестиваль в третий раз, так что иркутяне уже видели спектакли по пьесам Островского «Бедность не порок» и «Волки и овцы». Она напомнила о том, что отличительной особенностью театра является верность традициям, корням, которые связывают его и с провинциальной публикой. В этот раз нам представлен спектакль « День на день не приходится», тоже по пьесе Александра Островского, которая называется «Тяжёлые дни». Она нечасто попадает на театральные подмостки, тем интереснее будет с ней познакомиться.
 

Александр Коршунов, режиссёр и руководитель театра добавил, что в Иркутске зритель непростой, очень внимательный и требовательный, который не «ведётся» на то, что приехали столичные гости, этот зритель спросит: а что вы имеете предъявить? Островский, по мнению Александра Коршунова, очень современный и даже злободневный драматург. Он процитировал слова брата драматурга: «Что больше всего меня удивляет в отзывах зрителей и критиков, так это узкая, бытовая мерка, с которой они подходят к его произведениям, забывая о том, что он был поэт, и большой поэт - настоящей хрустальной поэзии, которую встретишь у Пушкина».
 

Ольга Жевакина, несмотря на молодость - уже звезда Малого театра. «Это наша Марья Антоновна в «Ревизоре», Лиза в «Горе от ума», Поликсена в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», - представила актрису заместитель художественного руководителя Малого театра Вера Максимова. Ольга Жевакина рассказала, что её творческая судьба в Малом началась именно со спектакля «День на день не приходится»: «И это был идеальный театр! И атмосфера, созданная коллективом, передавалась зрителям, дарила спектаклю долгую сценическую жизнь». По словам Сергея Потапова, тоже занятого в постановке, в ней есть то подлинное, что передаёт жизнь человеческого духа.

Театр уж полон

А вечером 11 сентября зрители собрались в зале Иркутского драматического театра: «Театр уж полон, ложи блещут». На сцене спектакль по пьесе Александра Островского «День на день не приходится».

Своими впечатлениями от спектакля поделился театровед, преподаватель истории театра Виталий Нарожный.

- Хотя эта пьеса Островского не входит в число его лучших пьес, в постановке театра она прозвучала живо и даже азартно.

И, безусловно, актуально: тема денег, корысти и бескорыстия волнует и сегодняшнего зрителя. Спор о том, как лучше жить – с деньгами или без них, который вели наивная тётушка и искушённый стряпчий, вызвал живой интерес зала. Хороши и молодые актёры, и старшее поколение. Меня впечатлил постановщик спектакля Александр Коршунов, который играл одну из главных ролей.
 

Но мнения о постановке всё же разошлись: не зря москвичи назвали нашего зрителя «искушённым и требовательным».
 

Признаваясь в любви к Малому театру, иркутянка Татьяна всё же хотела бы видеть спектакль более динамичным и не столь традиционным. Что же, это вполне нормально. Авторитет театра высок и позволяет высказываться не только в комплиментарном ключе.
 

У руководителя театра «Диалог» Валентины Просекиной тоже есть вопросы к авторам постановки: «Если режиссёр берёт какую-то пьесу, значит, она его зацепила, что-то изменила в его душе. И он хочет, чтобы она изменила души зрителей. Здесь я этого не почувствовала. Стиль постановки не может повторять XIX век, все эти «таперича» и «намедни» режут слух. Мне показалась невнятной экспозиция спектакля, когда автор вводит зрителя в предлагаемые обстоятельства. Здесь невыстроенные мизансцены мешают восприятию, как и быстро проговариваемый актёрами текст». Воображение и реальность
 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Американский драматург Т. Уильямс, предваряя свой «Стеклянный зверинец», написал: «Эти заметки не просто предисловие к данной пьесе. Они выдвигают концепцию нового, пластического театра, который должен прийти на смену исчерпанным средствам внешнего правдоподобия, если мы хотим, чтобы театр, как часть нашей культуры, снова обрёл жизненность. Поэтическое воображение может показать эту реальность, уловить её существенные черты не иначе, как трансформируя внешний облик вещей».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
 


Это удалось молодым артистам театра Myung Pum из Сеула, которые показали зрителям совершенно необыкновенных «Старосветских помещиков», соединив национальные традиции восточного театра, современный подход к постановке с глубиной и человечностью русской классики. Антураж спектакля больше бы подошёл для циркового представления, чем для изображения быта милых старичков из провинции позапрошлого века. Восточная пластика движений актёров удивляет и очаровывает зрителя. Но вдруг сквозь некоторое недоумение (старички и их слуги веселятся под «Танец с саблями»!) проступает понимание того, о чём хотят рассказать авторы спектакля – о силе и странностях любви. Да, о ней, а вовсе не о бессмысленности жизни «небокоптителей», как учили нас в средней школе, эта пьеса.

И когда Афанасий Иванович, осиротевший после смерти Пульхерии Ивановны, вдруг пытается по старой памяти затеять весёлые игры, но замирает, ошеломлённый невозможностью жить без супруги, слёзы вдруг сами собой катятся из глаз, и зал, только что смеявшийся, замирает в едином чувстве. И ты понимаешь - вот он, театр. Вот зачем мы сюда ходим. А потом обдумываешь, вспоминаешь и носишь спектакль с собой, «как трагик в провинции драму шекспирову». Так что с «корнями» и традициями всё не так-то просто.
 


Репетиции, споры, капустники

Театральная неделя фестиваля была столь насыщена событиями, что побывать везде было совершенно не под силу даже самому заинтересованному участнику. На круглых столах обсуждали судьбы российского театра. Вот их темы: «Театр – сила, защищающая человека от нравственной опустошённости, социального одиночества», «Театр и духовное состояние общества», «Каким должен быть театр в рамках индустрии развлечений». В работе круглых столов активно участвовали и гости фестиваля, и местная творческая интеллигенция. Вспоминали слова Гоголя о том, что «театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Отделите только собственно называемый высокий театр от тех мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса и сердца, и тогда посмотрите на театр».
 

Ну, разве не в точку, разве не актуально? Много говорили о государственной поддержке театра. При этом государство должно видеть в театре единомышленника, а иногда и оппонента, но не нахлебника. Ведь театр призван наращивать главное богатство страны – человеческий капитал. Участников дискуссий беспокоит и то, что современный театр медленно, но верно из храма искусства превращается в ту самую «безделицу», о которой писал великий Гоголь. Он отдан на поругание рынку, поставлен в один ряд с баней и парикмахерской как поставщик услуг. И с этим нельзя смириться. Театр оказался в чрезвычайно сложной ситуации: он должен быть экономически успешным, конкурентоспособным и при этом сохранять благородную миссию воспитателя чувств. Своими мыслями поделились театральные критики Вера Максимова и Елена Стрельцова, театровед и преподаватель Арнольд Беркович, ведущий аналитик министерства культуры и архивов области Анатолий Худяков. Если в оценке ситуации все были более или менее едины, то выход из неё видели по-разному. И это нормально. Театр – дело сложное, живое, развивающееся. Здесь многие процессы запускаются не с помощью указов и приказов, а силами небесными, талантом и энергией деятелей театра.
 

Много полезного для себя получили молодые актёры и режиссёры – как иркутяне, так и гости фестиваля. Для них работали творческие лаборатории. Здесь создавали совместные проекты, шли репетиции спектаклей. Коллективы театров встречались с критиками и обсуждали только что увиденные постановки. Допоздна в «Чайной» актёрского клуба проходили встречи. Здесь вели серьёзные разговоры, а потом вовсю веселились на капустниках. Актёрское сообщество получило заряд энергии, импульс к творчеству. А иркутские зрители – возможность посмотреть, чем живут провинциальные и столичные театры, как развивается драматическое искусство за рубежом.


Фото: Анатолий Бызов, Николай Благонравин, Алена Скоромец, Антон Климов

Автор: 
Галина Маркина
28.09.2013