Театр как чудо
Разработка сайта:ALS-studio
Встреча с лицеистами после спектакля «Оскар и Розовая дама»
Подъезжаем к служебному входу Лицея, так ближе от дороги. Бодрым шагом под предводительством Геннадия Степановича Гущина, режиссёра спектакля, движемся по коридорам Лицея №2, где по счастливой случайности – перемена. Нас ждут, но ждут с главного входа, у нас есть возможность освоиться и, поплутав, самим найти дорогу. Мы уже немного забыли, какими радостными и шумными бывают минуты между уроками, как много энергии и блеска в глазах у мальчишек и девчонок, обсуждающих контрольные, домашние задания и планы после того, как они с портфелями и папками выйдут в морозную осеннюю жизнь. Нас встречают, и мы заходим в класс. Лицеисты, застенчиво улыбаясь, просят рассказать о себе.
«Мы из драматического театра. И мы хотим поговорить…. о чём? О вас конечно! Вы в театр вообще часто ходите?» (говорит Геннадий Степанович). Ребята радостно кивают, и начинают рассказывать о том, что видели и куда бы хотели попасть. Оказывается, что и ученики, и педагоги наши давние зрители. Атмосфера тёплая, интерес есть, теперь хочется поговорить о главном. О том, что же осталось у ребят после спектакля, какие вопросы появились, какие ответы нашлись, какие мысли стали кристальней. Геннадий Степанович начинает с того, что говорит о театре и его необыкновенном свойстве, когда случается чудо, а когда чего-то для этого не хватает. «Театр – это как романтическая любовь. Когда она взаимна, всё становится волшебным, когда нет, то и чуда не происходит. Театр это взаимная любовь актёра и зрителя, его единство и их общая созидательная энергия. Резонанс… это когда… вы кто по специальности?»
– Физики, математики.
– А, тогда вам это понятно! Совпадение волн.
Актриса Настя Шинкаренко подхватывает: «В начале, ещё перед спектаклем, когда я выхожу на сцену (а по задумке режиссёра Оскар, которого играет Настя, появляется чуть раньше, до начала действия), я уже знаю, чувствую тех, с кем мне сегодня предстоит общаться. Многое зависит от того, кто сейчас находится в зале. Какое у них настроение, какие мысли. Зритель всегда разный. И от этого спектакли всегда звучат по-разному». Нам задают вопрос: «А наш, иркутский зритель, какой?». Заслуженная артистка России Елена Сергеевна Мазуренко отвечает: «Хороший, тёплый зритель! В жизни очень важно, кого ты встречаешь на своём пути. Каждый человек не случаен. И зритель приходит не случайный. Тем, кто пришли, это нужно увидеть и почувствовать именно сейчас. Мы вообще стараемся не приглашать на этот спектакль друзей и знакомых, каждый должен сам к нему прийти. Так же и с людьми, которых ты встречаешь на протяжении жизни, кто-то меняет её траекторию, направляет, даёт уверенность, а кто-то приносит неоценимый опыт. Так и в жизни Оскара появляется Розовая дама (кто-то из ребят ошибается и называет ее «розовая мама», а в сущности, может быть, и не ошибается). Она не плачет и не причитает. Она действует. Она любит. И она помогает маленькому мальчику наслаждаться жизнью. И пусть у него мало времени. Но это его время и его право на счастье, любовь, разговор с Богом».
Я смотрю на ребят, это школьники, но столько понимания и тихой радости в их глазах после слов Елены Сергеевны. И эмоции после спектакля начинают облекаться в слова, им уже не так страшно поделиться с нами своими переживаниями и чувствами. «Сложно, сложно смотреть. Нужно переживать, открывать что-то в себе, трудиться. Теперь хочется подумать. А вначале непонятно от чего Розовая дама такая лёгкая, смеется…?». Елена Сергеевна отвечает: «Нам режиссёр сказал: «Легче! Радостней! Вот мы и старались, а потом поняли, что только так и можно. Только так. Спектакль не о печали, а любви, о человечности, о дороге к богу».
Геннадий Степанович улыбается, у нас дружеская атмосфера. Хочется говорить. Он продолжает затронутую ребятами тему: «Всё в жизни – урок, каждую ситуацию, каждое событие нужно прожить для чего-то. Прожить достойно, понять. Даже такой спектакль в конце приносит облегчение. Не всегда смех и радость очищают, чаще к искреннему очищению приходишь через страдания, слёзы, но, в конце концов, появляется то, ради чего существует искусство. Этот спектакль – путь к свету, это путь и Оскара и Розовой дамы. И если с вами случилось чудо, возможно, вы не сможете описать его словами, но непременно поймете это. Если резонанс случился, то встреча с искусством состоялась».
«А как вы относитесь к современной режиссуре, сибирской и европейской части России?», – спрашивают педагоги. Геннадий Степанович отвечает: «Судить не надо, у каждого своя тропинка, но художник несёт ответственность за свое творчество, тем более перед молодым поколением». «А почему Оскара играет девушка?». Настя улыбается: «Часто детей играют именно женщины, им возможно немного проще понять и передать эмоции и ощущения, почувствовать, что же происходит в душе у ребенка. После каждого спектакля мы с Еленой Сергеевной разговариваем, о том, что получилось, что звучало по-другому. После этого спектакля мы немного иначе оцениваем то, что происходит в нашей жизни». «А как вы выходите из образа? Вам, наверное, тяжело, после того, как вы играли Оскара?». «Мне легко! Легко если всё то, что я хотела передать, о чём хотела рассказать, было воспринято вами. Если я чувствую, что произошло это чудо, мне радостно. А если нет, тогда уже после спектакля размышляешь, пытаешься разобраться, от чего не получилось. Тогда сложнее. Но с вами было легко. Спасибо!». Встреча заканчивается, нам дарят цветы. Не хочется расходиться.
И мы надеемся на новую встречу, ждём наших новых друзей в гости!