Будь в курсе
событий театра

Связующая нить творчества

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Книгу иркутского журналиста Светланы Жартун «Времен связующая нить» выпустил к своему 160-летию академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова. Она вышла в свет при поддержке министерства культуры и архивов Приангарья. Оформил фолиант заслуженный художник РФ Сергей Элоян.

Светлана Жартун начинает рассказ о драматическом театре с 1975 года – эпохи застоя. Кстати, из книги мы узнаем, что это вовсе не значит, что в своем творчестве он повторял состояние государства. Именно в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов главный режиссер Григорий Жезмер поставил в нем знаковые спектакли «Макбет» и «Ромео и Джульетта». В это же время шли на его сцене пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» и «Звезды на утреннем небе», пронизывающие зрителей обжигающей правдой событий, о которых было принято молчать.

– Название книги не случайно, обозначенная в нем категория времени для театра имеет основополагающее значение, – отметила Светлана Жартун. – Ведь театр, ставит ли он современную пьесу или обращается к классике, говорит со сцены о человеке, его духовном поиске самого себя в категориях того времени, которое проживают его актеры, режиссеры, художники. Поэтому о театре часто судят по тому, насколько он умеет «держать руку на пульсе».

Далее книга рассказывает о времени перемен, когда театр вместе со всей страной приближался к годам перестройки, он не хотел лгать своим зрителям, показывая «великие свершения развитого социализма». Тогда в театре ставили Вампилова и Распутина, Арбузова, Володина и, конечно, классику, которая составляла основу его репертуара. А когда началась перестройка и наше сознание стремительно менялось – осталась только классика. Пьесы, еще недавно казавшиеся современными, утратили актуальность, оставалось обращаться к нестареющим Шекспиру, Чехову, Островскому, Гоголю.

Имя Николая Павловича Охлопкова театр получил в пятидесятые годы, звание «академический» – в конце девяностых. Именно в это время началась реконструкция здания, прослужившего иркутским зрителям без малого сто лет. Автор подробно останавливается на этой странице истории, пишет о мытарствах директора Анатолия Стрельцова, через которые ему пришлось пройти, об энтузиазме строителей и неоценимой помощи губернатора Бориса Говорина.

– Обновленное здание театра открывали в канун 2000 года, – вспоминает Светлана Жартун. – Счастливое состояние людей, вступающих в новое тысячелетие, совпало с той радостью, которую испытали первые зрители. Давали в тот знаменательный вечер концертную программу для строителей, а немногим позже – «Чайку» Чехова. Знаменательным стал и спектакль «Ревизор» Гоголя, которым открывался театр в конце XIX века. А далее шли спектакли первого десятилетия XXI века, поставленные главным режиссером Артуром Офенгеймом и сменившим его художественным руководителем Геннадием Шапошниковым.

Кроме анализа спектаклей и времени, в котором они были поставлены, Светлана Жартун пишет о значительных событиях, происходящих в стенах театра: о фестивалях современной драматургии имени Вампилова, участниками которых были коллективы от Архангельска до Дальнего Востока, Москвы и Санкт-Петербурга. О молодежном театральном движении, внедрившем в сознание молодых зрителей Иркутска мысль о том, что «театр – это модно». О гастролях и других знаменательных событиях в жизни Иркутского академического драматического театра.

Автор: 
Ольга БОРИНА
29.11.2010