Будь в курсе
событий театра

Свободолюбивые мысли стали звучать из подвала драмтеатра

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

185-летняя годовщина со дня восстания декабристов для Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова стала хорошим поводом не только для постановки спектакля об одном из участников событий, но и для открытия еще одной сцены. Пьеса известного историка Эдварда Радзинского «Лунин, или Смерть Жака» повествует о жизни и смерти декабриста Михаила Лунина, который за свое свободомыслие был уничтожен властями, будучи в тюрьме. Режиссер Геннадий Шапошников, не только поставивший спектакль, но и сыгравший в нем главную роль, транслирует не устаревшие идеи из подвала.

Новое пространство, рекомендованное главным режиссером Геннадием Шапошниковым как экспериментальная площадка, находится в таком потаенном месте подвала драматического театра им. Н.П. Охлоп-кова, куда не все работники театра знают дорогу. Но это, говорят, временно. Скоро «Другая сцена» (так назвали проект — ВФ) обзаведется отдельным входом, и здесь будут ставиться не только современные пьесы с ненормативной лексикой, но и проходить выставки или другие культурные акции. Пространство для этого организовано очень удобно. С одной стороны, зрительный зал находится как бы над сценой, с другой — действие происходит и между рядами, а стулья есть и внизу. Таким обра-зом, зритель оказывается внутри спектакля, максимально приближенным к его героям. Сегодня новая сцена вся сплошь в черных тонах — под стать первому спектаклю, на ней поставленному, действие которого происходит в тюрьме.

Спектакль начинается с кромешной темноты. В полной тишине зажигается свеча и заточенного в одиночной камере участника тайных обществ, разжалованного подполковника лейб-гвардии Михаила Лунина начинают посещать видения вперемежку с воспоминаниями. Перед глазами обреченного на смерть проносятся образы его друзей, воз-любленной, события юности, зрелости, поступки и их последствия, сам государь-император, говорящий, что держать общество в узде может только страх. «Я думал, я в Европе, а это оказалась лишь принарядившаяся Азия. Азии нужен деспот», — говорит актер Александр Ильин в образе императора Николая I. Но Геннадий Шапошников в роли декабриста Михаила Лунина с ним не согласен и гордо идет на смерть ради своих идеалов.

Тени то исчезают, то появляются вновь, прошлое перемежается с настоящим, явь — с видениями. Из обрывистых фраз зритель узнает о процессе, учиненном над участниками восстания, которое осталось в истории России под именем декабристского.

Сама декабристская тема, естественно, всегда будет актуальной в Иркутске. У нас есть областной Музей декабристов, в течение многих лет проходят «Декабристские вечера», проводятся научные конференции, из-даются книги, посвященные декабристам в Сибири. В будущем году к юбилею города даже обещают поставить памятник женам декабристов. Поэтому, конечно, в этом смысле материал для постановки выбран удачно. Даже более того, режиссер Геннадий Шапошников перед премьерой сказал, что посвящает «Лунина» ныне покойному директору Музея декабристов Евгению Ячменеву, который не одно десятилетие своей жизни посвятил теме Декабристского восстания и его последствий.

Однако актуальность спектакля заключается не только, и не столько в том, что участники мятежа волею властей оказались в ссылке примерно в наших краях. Политическая ситуация в нынешней России тоже далека от идеала. И тут уместнее всего будет опять вернуться к спектаклю. Конфликт, который обязан быть в любой пьесе, в этом случае происходит в душе зрителя. Режиссер вместе с автором предлагают задуматься, действительно ли современному российскому обществу, как и почти 200 лет назад, необходим деспот, чтобы держать народ в страхе, или все же этому обществу нужно ходить на марши несогласных, выводить в топы блогосферы требования освободить Ходорковского и вообще бороться за эту так называемую демократию.

Можно предположить, что режиссер, поскольку сам сыграл главного героя (читай — мятежника), придерживается второго варианта, однако, для того чтобы об этом заявить, он выбрал слишком уж тихое место.

Автор: 
Антон Кокин
20.12.2010