Шукшинские «Характеры» — снова на сцене драматического
Разработка сайта:ALS-studio
Вспоминая прежний спектакль, думая о будущем
В 1974 году в драматическом театре имени Н.П.Охлопкова режиссером Владимиром Чертковым впервые был поставлен спектакль «Характеры» по рассказам Шукшина. Сегодня, через тридцать восемь лет, спектакль «Характеры» снова появится на сцене охлопковского театра. Над ним работает режиссер Геннадий Гущин.
Конечно, это будет совершенно другой спектакль, ведь невозможно повторить время, передать ту атмосферу, восстановить тот воздух и те эмоции. В этом и нет необходимости — вокруг многое изменилось. Мы постараемся посмотреть на героев Шукшина сегодняшними глазами, пропустив через призму нашего дня. Но для начала вспомним тот, прежний, спектакль, о котором так ярко рассказывают актеры-охлопковцы.
Заслуженный артист России Виталий Сидорченко играл роль председателя сельсовета:
— Конечно, спектакль вспоминается с ностальгией: мы были молоды, жизнерадостны. Прошло почти сорок лет, а я помню его очень ясно и отчетливо.
Режиссер Чертков выстраивал действие в форме сельского собрания, на котором обсуждаются — проигрываются — все события шукшинских рассказов. Актеров в спектакле было занято очень много, все сидели на сцене, как бы на большой поляне, да именно так и прописано у Шукшина: «Собрание проходило в июле, самая макушка лета, на большой поляне». Декораций было немного: одинокая березка вдалеке, на первом плане — пеньки, еще какие-то деревца… В общем, все настраивало на то, что мы все, и актеры, и зрители, находимся на природе, на вольном воздухе, где и живут эти люди.
Спектакль был удивительным по атмосфере, по теплоте. В нем было много интересных актерских работ, и он был так построен, что почти каждый в нем играл по две роли в разных рассказах. Я играл тогда председателя сельсовета, и в этом, нынешнем, мне досталась та же роль.
Спектакль очень хорошо принимали зрители, я знаю, что некоторые ходили на него по нескольку раз, а на гастролях в Москве в 1978 году его назвали одним из лучших. Все критики в голос утверждали: в Москву приехала самобытнейшая актерская труппа, ансамбль мастеров, настоящие колоритные характеры, с огромной силой внутреннего и духовного наполнения! Это — личности, фигуры, индивидуальности! Среди них был заслуженный артист России Иван Климов, которого известный московский критик Инна Вишневская назвала «иркутским Варламовым» за его бесподобное актерское дарование, за снайперское попадание в любой роли, за достоверность и настоящую потрясающую правду всего того, что он делал на сцене.
В «Характерах» он играл в отрывке под названием «Шмат сала» прижимистого деда Наума Евстигнеевича, мужика крепкого и основательного, знающего, почем в жизни этот самый шмат сала. У него квартировал школьник, который почти всегда был голоден. Климов играл этого деревенского старика так колоритно, так вкусно расхваливал свое сало, что у зрителей слюнки текли. Не сразу он приходил к решению накормить мальчишку, натощак грызущего «гранит науки», этим самым салом. Но когда все же он решался, зал просто взрывался аплодисментами. И звучала эта маленькая сценка в исполнении Ивана Климова глубокой мудростью, оставляя в сердце зрителей отметину об истинной ценности человеческого духа.
А вот как вспоминает ту постановку артист Валерий Жуков:
— Тот наш спектакль был каким-то откровением. Помню, Владимир Чертков приехал из Москвы такой радостно-возбужденный, энергичный, переполненный идеями, с новой пьесой под мышкой. А новая пьеса называлась — «Характеры». Сразу загорелся ставить. Он видел ее у своего учителя Андрея Гончарова в «Маяковке», который и сделал инсценировку. Мы тогда еще не много знали о Шукшине как о писателе. А прочли — и захватило!
Репетировали интересно, с выдумкой. Тогда у нас работало много колоритных артистов старой школы русского психологического театра, корифеев, для которых важна была и походка персонажа, и его привычки, наклонности, т.е. все, начиная от внешних проявлений до его психологии, до мелочей. Да и Чертков этого требовал дотошно: придумывайте, говорит, каждый свой персонаж.
Много чего они тогда напридумывали, и какие характеры создали! Как тут не вспомнить незабвенного дядю Ваню — дорогого Ивана Климова в роли Наума Евстигнеевича, Абрама Руккера в роли дяди Ермолая, Аркадия Тишина в роли Матвея, Георгия Карпея в роли Тимофея Худякова? Вспоминаются и Александр Шаланов, Юлия Уральская, Лидия Вронская, Виктор Егунов… А как не сказать о роли Виталия Константиновича Венгера? Он играл в отрывке «Билетик на второй сеанс» Николая Угодника, и как играл! Мало того что сама ситуация этого сюжета была смехотворной, но Венгер ее еще так раскалял, что зал просто лежал от хохота! Венгер ведь всегда был мастером характера и здесь просто не мог не отличиться оригинальностью решения и во внешней обрисовке облика святого Николая, и в юмористической подаче всего отрывка.
И совсем другие краски находил Венгер уже для другого своего персонажа — Андрея Ерина в рассказе «Микроскоп». Здесь актером разыгрывалась настоящая психологическая драма.
Спектакль «Характеры» в постановке 1974 года был очень сильным, увлекательным, зрелищным, в котором интересно раскрывались те самые характеры шукшинских героев, привлекавшие зрителей правдой народной жизни, достоверностью простых человеческих судеб. Многие зрители ходили на этот спектакль и во второй, и в третий раз. Он очень нравился. В репертуаре он держался много лет.
Иван Бунин в пору создания своих знаменитых «деревенских» повестей и рассказов писал: «Я должен заметить, что меня интересуют не мужики сами по себе, а душа русских людей вообще. Дело в том, что я не стремлюсь описывать деревню в ее пестрой и текущей повседневности. Меня занимает главным образом душа русского человека…»
Эти слова классика отечественной литературы в полной мере можно отнести к неповторимому по своей художественной значимости литературному наследию Василия Макаровича Шукшина, по запасу в нем душевной доброты, щедрости сердца и любви ко всем тем, о ком он пишет. Именно душа русского человека занимала Василия Шукшина, когда он писал свои рассказы.
Зрелый, умудренный жизнью человек смотрит в далекую страну детства и молодости с высоты своего духовного опыта. А в детстве том остались отец и мать, родственники, друзья, соседи, знакомые по родным Сросткам, что на Алтае, где он родился, и вырос. Люди, давшие мудрость, какой-то свой несгибаемый внутренний стержень, доброту, совестливость. От них он черпал силы, мужество и талант, от них учился любви.
— Почему вы обратились к пьесе по рассказам Василия Шукшина? В частности, к «Характерам», которые уже шли на нашей сцене? — с таким вопросом я обратилась к режиссеру Геннадию Гущину.
— Я очень люблю Шукшина, часто его перечитываю. Мне думается, что все, о чем он писал и о ком писал, — не стареет. Я хотел бы посмотреть, как сегодняшние зрители будут воспринимать прозу Шукшина, эти сюжеты, этот текст. Что происходит с человеком? Что волнует его сегодня? Через пьесу «Характеры» эти движения души можно увидеть. Если 20—30 лет назад мы вздрагивали, глядя на экран, когда там говорили об убийстве, долго не могли успокоиться, не могли есть, спать, то сегодня наш зритель, перекормленный подобной информацией, уже не реагирует на нее, его это не потрясает. Что же происходит с его душой? Остается ли она такой же восприимчивой или — закрылась?
Шукшин писал свои рассказы, живя в совершенно другом времени, тогда его герои воспринимались очень органично, естественно. Тем зрителям были близки их тревоги, радости, беды; а сегодняшние зрители? Какова будет их реакция?
О Шукшине и его рассказах часто говорят, что они проникнуты светом добра. Иными они быть и не могут, потому что вся его сущность, его дух глубоко вросли в ту почву, в ту землю, из которой он вышел. Из нее пророс и укрепился корень добра да от тех людей, которые жили рядом, которых встречал он на своих жизненных путях-дорогах.
Его рассказы — это раздумья об особенных людях, они звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе ответ на многие вопросы современной духовной жизни.
Его герои, люди из народа, несмотря на всю свою внешнюю скромность и неприметность, поражают нас своей силой, цельностью характеров, добротой, человечностью, которой так мало остается нам в современной жизни. Шукшин любит своих героев, относится к ним с теплым сочувствием, и даже сама их беззащитность и чудаковатость дороги ему как признак высокого душевного благородства и нравственности.
Приглашаем всех иркутян на наши новые «Характеры». Премьера спектакля состоится 30 и 31 марта, 6 и 21 апреля.